Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:40, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;
2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»;
3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ОАО «Элема».
Введение
1. Понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности продукции
1.2 Экономическое значение и эффективность повышения конкурентоспособности продукции
2. Исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема»
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции предприятия
3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
Заключение
Список использованных источников
– предоставлять больше информации о будущих моделях;
– продавать костюмы не в комплекте, а каждое изделие отдельно (так как часто наблюдалось несоответствие размеров между элементами комплекта);
– использовать другие выкройки и лекала, так как модели часто плохо сидят;
– выпускать большее количество моделей, но меньшими партиями.
На основании данных результатов было проведено дальнейшее исследование путем рассылки опросных листов во все торговые точки Республики Беларусь.
Таблица 2.2 – Предложения по размерной шкале
Размер |
92 |
96 |
100 |
104 |
108 |
112 |
116 |
% |
5 |
15 |
20 |
20 |
20 |
15 |
5 |
Таблица 2.3 – Предложения по ростовочной шкале
Рост |
170 |
176 |
182 |
188 |
% |
10 |
35 |
35 |
20 |
По результатам изучения спроса в крупных универмагах высказаны следующие замечания и предложения: просят роста 152-10%, 158 – 10% от всего объема модели, рост 176 – 10-15% от всего объема модели; ощущается недостаток изделий больших размеров разного ассортимента; летние изделия должны изготавливаться без подкладки и желательно из натуральных тканей.
По мужским изделиям высказаны следующие пожелания: мужчины предпочитают в основном изделия классического стиля без лишних деталей. Пользуется спросом прямой силуэт. Покрой рукавов, форма воротника и застежка допускаются разнообразные. Длина изделия предпочтительна до середины икры, длина рукава – до косточки кисти. Предпочтительна цветовая гамма темных тонов: в первую очередь, черные, реже темно-синие, темно-серые.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: у ОАО «Элема» есть определенный круг приверженных покупателей, которые периодически заходят в магазин для ознакомления с ассортиментом и которые, к тому же, удовлетворены качеством продукции и знают о существовании фирменных магазинов давно. Однако значительное количество посетителей остается неудовлетворенным посещением магазина, многие из них недовольны размерно-ростовочной шкалой, цветовой гаммой, фасонами, ассортиментом. Объем продаж мог бы значительно увеличиться, предприятие теряет более 50 % своих потенциальных покупателей из-за того, что они не удовлетворены размерно-ростовочной шкалой и цветовой гаммой изделий. На основании результатов исследования можно сделать вывод, что необходимо формировать ассортимент ОАО «Элема» с учетом пожеланий и требований потребителей, прежде всего, расширить размерно-ростовочную шкалу, разнообразить ассортимент, цветовую гамму, подбирать соответствующие росту и размеру фасоны, продавать элементы костюмов отдельно.
В настоящее время, учитывая
требования рынка, на предприятии еще
более усовершенствована
На предприятии происходит
постоянное пополнение и модернизация
швейного и технологического оборудования.
Для сохранения внешнего вида изделий,
в цехах заменена транспортная система,
полуфабрикаты находятся и
Данные о производстве промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Производство промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении за 2007-2009 гг.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Индексы изменения в % к соответствующему периоду | |
2008/2007 |
2009/2008 | |||||
Производство продукции в натуральном выражении |
тыс. шт. |
618 |
588 |
629 |
95,1 |
107,0 |
Коэффициент использования производственных мощностей |
% |
97 |
97 |
97 |
x |
x |
Объемы реализации продукции по рынкам сбыта |
тыс. шт. |
647,1 |
591,5 |
646,0 |
91,4 |
109,2 |
– внутренний рынок |
тыс. шт. |
203,3 |
187,7 |
225,0 |
92,3 |
119,9 |
– страны СНГ |
тыс. шт. |
121,4 |
122,7 |
135,0 |
101,1 |
110,0 |
в том числе Россия |
тыс. шт. |
119,8 |
118,2 |
130,0 |
98,7 |
110,0 |
– страны дальнего зарубежья |
тыс. шт. |
322,4 |
281,1 |
286,0 |
87,2 |
101,7 |
Данные таблицы 2.4 свидетельствую о том, что в 2008 г. производство промышленной продукции ОАО «Элема» по сравнению с 2007 г. несколько снизилось (с 618 тыс. шт. до 588 тыс. шт. или на 4,9 %), это связано с использованием в производстве новых видов вышивальных машин, что повлекло за собой дополнительные затраты времени у рабочих на освоение нового оборудованию и запланированные показатели по производству продукции не были выполнены, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 7 %. Загрузка производственных мощностей предприятия осуществляется практически полностью, коэффициент использования производственных мощностей за анализируемые периоды составил 97 %.
Реализация продукции по рынкам сбыта имеет аналогичную тенденцию: снижение в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и увеличение в 2009 г. Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья: 322,4 тыс. шт. в 2007 г., а в 2008 г. продажи в эти страны снизились на 12,8 %. В 2009 г. в страны дальнего зарубежья ОАО «Элема» реализовало 286 тыс. шт. изделий, что выше уровня 2008 г. на 1,7 %, однако ниже, чем в 2007 г. Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия (в 2009 г. к уровню 2008 г. продажи на внутренний рынок выросли на 19,9 %). Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи в страны СНГ увеличиваются, а для рынка России характерно снижение продаж в 2008 г. (на 1,3 %) и увеличение в 2009 г. (на 10,0 %).
Структура продаж продукции ОАО «Элема» по областям Республики Беларусь представлена данными рисунка 2.9. В основном продукция ОАО «Элема» реализуется в Минской области (64,5 % всего объема продаж за 2009 г.), это обусловлено наличием широкой фирменной сети в данном регионе Республики Беларусь, продажи в остальные города Республики Беларусь примерно одинаковы и составляют с в среднем 6 – 8 % от общего объема продаж.
В 2002 г. на ОАО «Элема» создана и сертифицирована в национальной системе сертификации на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001:2001 система менеджмента качества. В 2005 г. проведена ее ресертификация и в декабре 2009 г. проведена повторная сертификация. Уровень научно-технического потенциала оценим на основании данных таблицы 2.5.
Таблица 2.5 – Уровень научно-технического потенциала ОАО «Элема»
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Индексы изменения в % к соответствующему периоду | |
2008/2007 |
2009/2008 | |||||
Производство продукции в стоимостном выражении |
млн. руб. |
44932 |
56792 |
62955 |
126,4 |
110,9 |
из общего объема продукции в фактических ценах – сертифицированная продукция |
млн. руб. |
38147 |
48103 |
53323 |
126,1 |
110,9 |
Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства |
% |
84,9 |
87,4 |
87,4 |
+2,5 |
- |
Рисунок 2.9 – Структура продаж продукции ОАО «Элема» по областям Республики Беларусь за 2009 г.
Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства ОАО «Элема» увеличивается (с 84,9 % в 2007 г. до 87,4 % в 2009 г.), что свидетельствует об эффективной политике предприятии в области качества продукции.
Продукция, выпускаемая ОАО «Элема», находятся в рейтинге швейных товаров на достаточно высоком уровне, об этом свидетельствуют данные таблицы 2.6, в которой приводится оценка конкурентоспособности товаров ОАО «Элема» по сравнению с товарами ЗАО «Калинка».
Таблица 2.6 – Единичные и групповые показатели конкурентоспособности товаров в 2009 г.
Параметр |
Весовой коэффициент |
Оцениваемые товары ОАО «Элема» |
Товары конкурентов (ЗАО «Калинка») |
Индекс | ||
значение параметра (балл) |
оценка |
значение параметра (балл) |
оценка | |||
1. Потребительские параметры: 1.1. Качество реализуемых товаров 1.2. Широта ассортимента 1.3. Возможность приобретения товаров в кредит 1.4. Использование средств продвижения товаров 1.5. Соответствие |
0,3 0,2 0,15 0,1 0,12 |
10 8 8 7 10 |
3 1,6 1,2 0,7 1,2 |
10 8 9 9 9 |
3 1,6 1,35 0,9 1,08 |
1,00 1,00 0,89 0,78 1,11 |
направлениям моды 1.6. Среднее время выполнения заказов 1.7. Сводный индекс 2. Экономические параметры: 2.1. Цена приобретения 2.2. Соответствие цены товара его качеству 2.3. Сводный индекс 3. Интегральный индекс |
0,13 1,0 0,6 0,4 1,0 |
9 8 7 |
1,17 8,87 4,8 2,8 7,6 1,17 |
9 9 7 |
1,17 9,1 5,4 2,8 8,2 1,1 |
1,00 0,97 0,89 1,00 0,93 1,06 |
Проведенные расчеты (таблица 2.6) показали, что товары, выпускаемые ОАО «Элема», по потребительским параметрам уступают аналогичным товарам конкурента (ЗАО «Калинка»): суммарный параметрический индекс для ОАО «Элема» равен 8,87 балла; для ЗАО «Калинка» – 9,1; сводный параметрический индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам составляет, соответственно, 7,6 и 8,2, для ОАО «Элема» он выше, чем для аналогичных товаров ЗАО «Калинка». Из всех потребительских и экономических параметров товары, выпускаемые ОАО «Элема», по конкурентоспособности не уступают аналогичной продукции конкурентов. Ее интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,17, что больше нормативной величины, равной 1 и больше величины аналогичной продукции конкурентов – 1,1 для ЗАО «Калинка».
Из данных таблицы 2.6 также
следует, что повышение
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ЭЛЕМА»
Повышение конкурентоспособности продукции требует постоянного совершенствования организации производства, внедрения прогрессивной технологии на базе использования современного оборудования. В 2001 г. проведена реконструкция раскройного цеха, полностью модернизировано оборудование раскройного производства: установлены автоматизированные настилочные комплексы и внедрена автоматизированная система раскроя с помощью оборудования "Invescutdiamant" фирмы "Инвестроника" и "Бульмер Специалмашин". В 2002 г. в ходе проводимого технического перевооружения установлены новые транспортные системы и системы вентиляции и кондиционирования воздуха в швейных цехах № 1 и 6. В планах на 2011 г. ОАО «Элема» предусмотрена модернизация парка компьютерной техники с целью улучшения информационного обеспечения предприятия, создание интегрированной компьютерной сети предприятия Ethernet.
Коммерческим отделом предприятия на 2011 г. предусмотрены следующие мероприятия, направленные на увеличение объемов реализации продукции и удовлетворение покупательского спроса:
– увеличение объемов продаж
на имеющихся рынках сбыта за счет
поиска новых целевых групп
– поиск и освоение новых рынков сбыта на основе проведенных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, осуществление постоянного мониторинга рынков по параметрам: емкость, контролируемая доля, коңюнктура цен;
– дистрибуция на рынках
городов Российской Федерации (Новосибирск,
Нижний Новгород, Казань, Самара, Пермь),
а также поиск путей
– увеличение объемов продаж в регионе г. Москвы (до 5 % от общего объема реализации);
– увеличение продаж продукции
предприятия на рынках Азербайджана,
Казахстана и Узбекистана за счет
совершенствования
– проведение мероприятий по увеличению объемов продаж в универмагах г. Минска;
– систематизация информации об особенностях спроса на рынках различных регионов и использование ее при создании моделей и поставках товаров;
Информация о работе Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»