Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;
2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»;
3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ОАО «Элема».

Содержание работы

Введение
1. Понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности продукции
1.2 Экономическое значение и эффективность повышения конкурентоспособности продукции
2. Исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема»
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции предприятия
3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 118.37 Кб (Скачать файл)

– предоставлять больше информации о будущих моделях;

– продавать костюмы не в комплекте, а каждое изделие  отдельно (так как часто наблюдалось  несоответствие размеров между элементами комплекта);

– использовать другие выкройки и лекала, так как модели часто  плохо сидят;

– выпускать большее количество моделей, но меньшими партиями.

На основании данных результатов  было проведено дальнейшее исследование путем рассылки опросных листов во все торговые точки Республики Беларусь.

Таблица 2.2 – Предложения  по размерной шкале

Размер

92

96

100

104

108

112

116

%

5

15

20

20

20

15

5


Таблица 2.3 – Предложения  по ростовочной шкале

Рост

170

176

182

188

%

10

35

35

20


По результатам изучения спроса в крупных универмагах  высказаны следующие замечания  и предложения: просят роста 152-10%, 158 – 10% от всего объема модели, рост 176 – 10-15% от всего объема модели; ощущается  недостаток изделий больших размеров разного ассортимента; летние изделия  должны изготавливаться без подкладки  и желательно из натуральных тканей.

По мужским изделиям высказаны  следующие пожелания: мужчины предпочитают в основном изделия классического  стиля без лишних деталей. Пользуется спросом прямой силуэт. Покрой рукавов, форма воротника и застежка допускаются  разнообразные. Длина изделия предпочтительна до середины икры, длина рукава – до косточки кисти. Предпочтительна цветовая гамма темных тонов: в первую очередь, черные, реже темно-синие, темно-серые.

На основании полученных данных можно сделать следующие  выводы: у ОАО «Элема» есть определенный круг приверженных покупателей, которые периодически заходят в магазин для ознакомления с ассортиментом и которые, к тому же, удовлетворены качеством продукции и знают о существовании фирменных магазинов давно. Однако значительное количество посетителей остается неудовлетворенным посещением магазина, многие из них недовольны размерно-ростовочной шкалой, цветовой гаммой, фасонами, ассортиментом. Объем продаж мог бы значительно увеличиться, предприятие теряет более 50 % своих потенциальных покупателей из-за того, что они не удовлетворены размерно-ростовочной шкалой и цветовой гаммой изделий. На основании результатов исследования можно сделать вывод, что необходимо формировать ассортимент ОАО «Элема» с учетом пожеланий и требований потребителей, прежде всего, расширить размерно-ростовочную шкалу, разнообразить ассортимент, цветовую гамму, подбирать соответствующие росту и размеру фасоны, продавать элементы костюмов отдельно.

В настоящее время, учитывая требования рынка, на предприятии еще  более усовершенствована организация  производства и труда. Действовавшие  ранее цеха-потоки реорганизованы в  потоки численностью 40-60 человек (то есть цеха перешли на законченный цикл производства). Для повышения качества продукции, окончательная утюжка перемещена в швейные цеха. Операции влажно-тепловой обработки выполняются на специальных  утюжильных столах фирмы “Sussman”, позволяющих обрабатывать ткани содержащие сложные волокна, такие как кашемир, ангора, альпака, мохер. Большое внимание стало уделяться промежуточной утюжке деталей и разглаживанию боковых швов до момента соединения изделия с подкладкой. Приобретены спецмашины для выполнения беспосадочных швов, качественного выметывания петель, обтачивания воротников и подборов.

На предприятии происходит постоянное пополнение и модернизация швейного и технологического оборудования. Для сохранения внешнего вида изделий, в цехах заменена транспортная система, полуфабрикаты находятся и передвигаются  к рабочим местам, начиная с  монтажной секции, в подвешенном  состоянии. Готовые изделия подвергается обработке паровой щеткой. Для  снижения стоимости изделий и  увеличения ассортимента, в рамках экспериментального цеха создана группа перспективного моделирования. Разработка новых моделей осуществляется с  помощью комплекса компьютерного  проектирования “ASSIST”.

Данные о производстве промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Производство промышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении за 2007-2009 гг.

Наименование показателя

Ед. изм.

2007 год

2008 год

2009 год

Индексы изменения  в % к соответствующему периоду

2008/2007

2009/2008

Производство продукции  в натуральном выражении

тыс. шт.

618

588

629

95,1

107,0

Коэффициент использования  производственных мощностей

%

97

97

97

x

x

Объемы реализации продукции по рынкам сбыта

тыс. шт.

647,1

591,5

646,0

91,4

109,2

– внутренний рынок

тыс. шт.

203,3

187,7

225,0

92,3

119,9

– страны СНГ

тыс. шт.

121,4

122,7

135,0

101,1

110,0

в том числе Россия

тыс. шт.

119,8

118,2

130,0

98,7

110,0

– страны дальнего зарубежья

тыс. шт.

322,4

281,1

286,0

87,2

101,7


Данные таблицы 2.4 свидетельствую о том, что в 2008 г. производство промышленной продукции ОАО «Элема» по сравнению с 2007 г. несколько снизилось (с 618 тыс. шт. до 588 тыс. шт. или на 4,9 %), это связано с использованием в производстве новых видов вышивальных машин, что повлекло за собой дополнительные затраты времени у рабочих на освоение нового оборудованию и запланированные показатели по производству продукции не были выполнены, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 7 %. Загрузка производственных мощностей предприятия осуществляется практически полностью, коэффициент использования производственных мощностей за анализируемые периоды составил 97 %.

Реализация продукции  по рынкам сбыта имеет аналогичную  тенденцию: снижение в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и увеличение в 2009 г. Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья: 322,4 тыс. шт. в 2007 г., а в 2008 г. продажи в эти страны снизились на 12,8 %. В 2009 г. в страны дальнего зарубежья ОАО «Элема» реализовало 286 тыс. шт. изделий, что выше уровня 2008 г. на 1,7 %, однако ниже, чем в 2007 г. Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия (в 2009 г. к уровню 2008 г. продажи на внутренний рынок выросли на 19,9 %). Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи в страны СНГ увеличиваются, а для рынка России характерно снижение продаж в 2008 г. (на 1,3 %) и увеличение в 2009 г. (на 10,0 %).

Структура продаж продукции  ОАО «Элема» по областям Республики Беларусь представлена данными рисунка 2.9. В основном продукция ОАО «Элема» реализуется в Минской области (64,5 % всего объема продаж за 2009 г.), это обусловлено наличием широкой фирменной сети в данном регионе Республики Беларусь, продажи в остальные города Республики Беларусь примерно одинаковы и составляют с в среднем 6 – 8 % от общего объема продаж.

В 2002 г. на ОАО «Элема» создана и сертифицирована в национальной системе сертификации на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001:2001 система менеджмента качества. В 2005 г. проведена ее ресертификация и в декабре 2009 г. проведена повторная сертификация. Уровень научно-технического потенциала оценим на основании данных таблицы 2.5.

Таблица 2.5 – Уровень научно-технического потенциала ОАО «Элема»

Наименование показателя

Ед. изм.

2007 год

2008 год

2009 год

Индексы изменения  в % к соответствующему периоду

2008/2007

2009/2008

Производство продукции  в стоимостном выражении

млн. руб.

44932

56792

62955

126,4

110,9

из общего объема продукции в фактических ценах – сертифицированная продукция

млн. руб.

38147

48103

53323

126,1

110,9

Доля сертифицированной  продукции в общем объеме промышленного  производства

%

84,9

87,4

87,4

+2,5

-


Рисунок 2.9 – Структура  продаж продукции ОАО «Элема» по областям Республики Беларусь за 2009 г.

Данные таблицы 2.5 свидетельствуют  о том, что доля сертифицированной  продукции в общем объеме промышленного  производства ОАО «Элема» увеличивается (с 84,9 % в 2007 г. до 87,4 % в 2009 г.), что свидетельствует об эффективной политике предприятии в области качества продукции.

Продукция, выпускаемая ОАО  «Элема», находятся в рейтинге швейных товаров на достаточно высоком уровне, об этом свидетельствуют данные таблицы 2.6, в которой приводится оценка конкурентоспособности товаров ОАО «Элема» по сравнению с товарами ЗАО «Калинка».

Таблица 2.6 – Единичные и групповые показатели конкурентоспособности товаров в 2009 г.

Параметр

Весовой коэффициент

Оцениваемые товары ОАО «Элема»

Товары конкурентов (ЗАО «Калинка»)

Индекс

значение параметра (балл)

оценка

значение параметра (балл)

оценка

1. Потребительские  параметры:

1.1. Качество реализуемых  товаров

1.2. Широта ассортимента

1.3. Возможность  приобретения товаров в кредит

1.4. Использование  средств продвижения товаров

1.5. Соответствие

0,3

0,2

0,15

0,1

0,12

10

8

8

7

10

3

1,6

1,2

0,7

1,2

10

8

9

9

9

3

1,6

1,35

0,9

1,08

1,00

1,00

0,89

0,78

1,11

направлениям моды

1.6. Среднее время  выполнения заказов

1.7. Сводный индекс

2. Экономические  параметры:

2.1. Цена приобретения

2.2. Соответствие  цены товара его качеству

2.3. Сводный индекс

3. Интегральный  индекс

0,13

1,0

0,6

0,4

1,0

9

8

7

1,17

8,87

4,8

2,8

7,6

1,17

9

9

7

1,17

9,1

5,4

2,8

8,2

1,1

1,00

0,97

0,89

1,00

0,93

1,06


Проведенные расчеты (таблица 2.6) показали, что товары, выпускаемые  ОАО «Элема», по потребительским параметрам уступают аналогичным товарам конкурента (ЗАО «Калинка»): суммарный параметрический индекс для ОАО «Элема» равен 8,87 балла; для ЗАО «Калинка» – 9,1; сводный параметрический индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам составляет, соответственно, 7,6 и 8,2, для ОАО «Элема» он выше, чем для аналогичных товаров ЗАО «Калинка». Из всех потребительских и экономических параметров товары, выпускаемые ОАО «Элема», по конкурентоспособности не уступают аналогичной продукции конкурентов. Ее интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,17, что больше нормативной величины, равной 1 и больше величины аналогичной продукции конкурентов – 1,1 для ЗАО «Калинка».

Из данных таблицы 2.6 также  следует, что повышение конкурентоспособности  выпускаемых ОАО «Элема» товаров, должно проводиться в следующих направлениях: активное использование различных средств продвижения товаров, решение вопросов по поводу возможности приобретения товаров в кредит, а также совершенствование механизма ценообразования, поскольку именно по данным параметрам значение параметра ОАО «Элема» в баллах уступают ЗАО «Калинка».

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ЭЛЕМА»

Повышение конкурентоспособности  продукции требует постоянного  совершенствования организации  производства, внедрения прогрессивной  технологии на базе использования современного оборудования. В 2001 г. проведена реконструкция раскройного цеха, полностью модернизировано оборудование раскройного производства: установлены автоматизированные настилочные комплексы и внедрена автоматизированная система раскроя с помощью оборудования "Invescutdiamant" фирмы "Инвестроника" и "Бульмер Специалмашин". В 2002 г. в ходе проводимого технического перевооружения установлены новые транспортные системы и системы вентиляции и кондиционирования воздуха в швейных цехах № 1 и 6. В планах на 2011 г. ОАО «Элема» предусмотрена модернизация парка компьютерной техники с целью улучшения информационного обеспечения предприятия, создание интегрированной компьютерной сети предприятия Ethernet.

Коммерческим отделом  предприятия на 2011 г. предусмотрены следующие мероприятия, направленные на увеличение объемов реализации продукции и удовлетворение покупательского спроса:

– увеличение объемов продаж на имеющихся рынках сбыта за счет поиска новых целевых групп потребителей и удовлетворения их потребностей (изделия  больших размеров, изделия «бизнес-класса», деловой костюм);

– поиск и освоение новых  рынков сбыта на основе проведенных  маркетинговых исследований и рекламных  мероприятий, осуществление постоянного  мониторинга рынков по параметрам: емкость, контролируемая доля, коңюнктура цен;

– дистрибуция на рынках городов Российской Федерации (Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Самара, Пермь), а также поиск путей товаропродвижения в городах с численностью населения 150-200 тыс. жителей;

– увеличение объемов продаж в регионе г. Москвы (до 5 % от общего объема реализации);

– увеличение продаж продукции  предприятия на рынках Азербайджана, Казахстана и Узбекистана за счет совершенствования логистических  мероприятий;

– проведение мероприятий  по увеличению объемов продаж в универмагах  г. Минска;

– систематизация информации об особенностях спроса на рынках различных  регионов и использование ее при  создании моделей и поставках  товаров;

Информация о работе Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»