Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;
2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»;
3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ОАО «Элема».

Содержание работы

Введение
1. Понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности продукции
1.2 Экономическое значение и эффективность повышения конкурентоспособности продукции
2. Исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема»
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции предприятия
3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 118.37 Кб (Скачать файл)

– проведение инновационной  и инвестиционной политики, включая  разработку научно-технических программ и мер по развитию инновационного производства, совершенствованию организации  стандартизации и сертификации продукции;

– проведение эффективной  налоговой, кредитной, ценовой и  антиинфляционной политики;

– развитие производственной инфраструктуры и сферы обслуживания;

– правовое обеспечение процессов  повышения конкурентоспособности  отечественных предприятий и  товаров [19, с. 15].

Четвертый компонент механизма  – регулирование конкурентоспособности  предприятий и товаров на мезоуровне отличается от регулирования на макроуровне не формами и методами, а масштабами регулирования. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторами конкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развития региона или отрасли.

Пятый компонент механизма  – регулирование конкурентоспособности  страны основывается на международной  конкуренции и сотрудничестве стран, направленном на поддержание и повышение  конкурентоспособности отечественных  предприятий и их товаров. Мегафакторами конкурентоспособности являются факторы и тенденции общемирового развития. Основным из них является глобализация мировой экономики, ведущая к ужесточению конкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя от государств усилений в направлении открытости их экономик.

Основными направлениями  повышения конкурентоспособности  отечественных предприятий и  товаров являются:

– развитие инновационно-инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности на предприятиях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров;

– адаптация предприятий  к внешней среде и прежде всего  к рынку;

– использование инновационных  подходов с целью повышения эффективности  использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимущества предприятия;

– создание конкурентной среды  в отраслях, разработка предприятиями  конкурентных стратегий и периодическое  их обновление;

– формирование спроса на определенный товар и потребностей населения, которые предприятие может удовлетворить;

– повышение научно-технического и организационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятие  необходимыми материальными ресурсами  и информацией;

– правовое обеспечение и  совершенствование государственного регулирования процессов повышения  конкурентоспособности отечественных  предприятий и товаров [3, с. 246].

Инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности  предприятий является основой для  решения многих проблем социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни ее населения.

Таким образом, рассмотрев и  проанализировав факторы, обеспечивающие конкурентоспособность продукции, можно сделать заключение, что  конкурентоспособность продукции  – решающий фактор коммерческого  успеха предприятия на развитом конкурентном рынке. На конкурентоспособность продукции  влияют как внешние, так и внутренние факторы. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы – это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

С использованием рассмотренных  выше теоретических положений, проанализируем ситуацию, сложившуюся в ОАО «Элема», уделив особое внимание анализу и оценке конкурентоспособности продукции анализируемого предприятия.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ЭЛЕМА» 

 

2.1 Общая характеристика  ОАО «Элема»

ОАО «Элема» создано 1 января 1996 года на базе Минского производственного швейного объединения им. Н.К. Крупской. В своей деятельности предприятие руководствуется Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 09.12.92 г. и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Форма собственности –  частная.

Юридический адрес: 220033, г. Минск, ул. Тростенецкая, 5.

В соответствии с Уставом  предприятия основными видами деятельности ОАО «Элема» являются:

– производство товаров народного  потребления;

– оптовая и розничная  торговля товарами народного потребления;

– оказание бытовых услуг  населению;

– оптовая торговля за иностранную  валюту;

– организация фирменной  торговли.

Основные показатели деятельности ОАО «Элема» за 2007-2009 гг. приведены в приложении А. Результативность работы ОАО «Элема» за 2007-2009 гг. существенно повысилась, о чем свидетельствуют рост прибыли от реализации, прибыли и чистой прибыли предприятия.

Структура управления предприятием представляет собой совокупность взаимосвязанных  служб и существующих между ними органических связей (приложение Б). Управление ОАО «Элема» осуществляют: общее собрание акционеров; правление; директор и дирекция. Директору непосредственно подчинены подразделения основного производства и функциональные основные отделы. Производственная структура включает склад сырья, экспериментальный цех, дизайн-центр, подготовительный цех, раскройный цех, швейные цеха, склад готовой продукции. Помимо производственных подразделений предприятие имеет столовую, ясли-сад, жилищно-коммунальное хозяйство, дом культуры, оздоровительный лагерь, салон-магазин, фирменные магазины в городах Бобруйск, Гродно, Витебск, Минск.

На сегодняшний день ОАО  «Элема» является одним из самых технически оснащенных предприятий легкой промышленности Республики Беларусь. Производство высококачественных изделий осуществляется на высокопроизводительном технологическом оборудовании, обновление которого на фабрике происходит постоянно. Только в течение нескольких последних лет была установлена новая транспортная система типа «Kannegiesser», обновлено утюжильно-прессовое оборудование «Sussman», «Test», «Veit».

ОАО «Элема» является одним из ведущих предприятий по производству женской и мужской верхней одежды в Республике Беларусь. В ассортиментный ряд входят зимние и демисезонные пальто, полупальто, куртки, костюмы, жакеты, брюки, юбки и платья. Ежегодный объем производства составляет 650 – 700 тыс. швейных изделий. Ежегодно, на основании проводимых маркетинговых исследований и результатов оптовых ярмарок, формируются обновленные на 75 % перспективные осенне-зимняя и весенне-летняя коллекции одежды, которые содержат 200-250 моделей. Вся коллекция разделена на группы: молодежная, средняя, мужская и группа одежды больших размеров. Товарный ассортимент ОАО «Элема», группируется по торговым маркам (линиям). Вся коллекция товаров ОАО «Элема» включает три торговые марки: Элема – классическая линия; MensLine – мужская линия одежды; Your line – женская молодежная линия.

 

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности  продукции предприятия

Открытое акционерное  общество «Элема» – крупнейший производитель верхней одежды на территории Республики Беларусь. Все более актуальными для рынка потребителей продукции становятся изделия для покупателей бизнес-класса, предпочитающих эксклюзивные изделия из высококачественных материалов, выражающие готовность платить высокую цену за эксклюзивность и качество продукции. В 2009 г. выпущенные ОАО «Элема» модели этой группы получили хорошие отзывы клиентов. Расширение ассортимента изделий для потребителей этой целевой группы позволит увеличить объемы продаж продукции предприятия и увеличить прибыль. В 2011 г. будет продолжена работа по разработке и продвижению брэнда «Элема-эксклюзив». Вместе с ростом спроса на продукцию высокого класса, остаются востребованными изделия для покупателей эконом-класса. Однако, увеличение объемов продаж для этой категории покупателей возможно лишь при сохранении уровня цен на этот вид продукции для продвижения в условиях жесткой конкуренции, созданной изделиями, произведенными в других странах из недорогого сырья местных производителей текстиля.

ОАО «Элема» постоянно осуществляет активный поиск новых покупателей, активно участвуя в выставках – ярмарках, путем рассылки информации через сеть Интернет, используя все виды рекламы для популяризации продукции предприятия и его возможностей по работе с различными категориями покупателей. Приоритетным направлением в расширении рынков сбыта в Российской Федерации является поиск партнеров и создание товаропроводящей сети в г. Москве. В планах коммерческой службы предприятия, несмотря на существующие жесткие препятствия, остается поиск новых партнеров в странах Евросоюза через участие в международных мероприятиях, проводимых БелТПП и общественными организациями, в частности, 2009 г. ОАО «Элема» стал началом развития партнерских отношений с фирмами Швеции и Германии.

Доля предприятия на различных  рынках и динамика реализации продукции  на рынках представлена следующим образом (таблица 2.1). Данные таблицы 2.1 свидетельствуют  о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья, однако продажи в эти страны с каждым годом снижаются (с 49,8 % в 2007 г. до 47,5 % в 2008 г. и до 44,3 % в 2009 г.). Около 30 % продукции ОАО «Элема» реализуется на рынке Республики Беларусь, причем большая часть через фирменную торговлю (чуть более 20 % от общего объема продаж), менее всего через организации потребкооперации.

Таблица 2.1 – Доля ОАО «Элема» на различных рынках и динамика реализации продукции на рынках за 2007-2009 гг.

 

Регион

Ед. изм.

2007 год

2008 год

2009 год

1

Республика Беларусь

%

31,4

31,7

34,8

1.1.

в том числе фирменная торговля

%

24,3

26,0

28,0

1.2.

Торгующие организации  Минторга

%

4,6

3,2

4,2

1.3.

Организации потребкооперации

%

2,5

2,5

2,6

2

Страны СНГ

%

18,8

20,8

20,9

2.1.

в том числе РФ

%

18,5

20,0

20,1

2.1.1

из них г. Москва

%

4,2

4,1

3,9

3

Страны дальнего зарубежья

%

49,8

47,5

44,3


Реализация продукции  ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи увеличиваются, а для рынка г. Москвы, наоборот, характерно снижение продаж (в 2007 г. реализация составила 4,2 % всего объема продаж, в 2008 г. продажи снизились до 4,1 % всего объема продаж, а в 2009 г. – до 3,9 % всего объема продаж продукции предприятия). Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия.

Изучение конкурентной среды  и отслеживание действий конкурентов  остается одним из приоритетных направлений  в работе маркетинговой службы предприятия. Для укрепления позиций на уже  завоеванных сегментах рынка  и повышения приверженности покупателей  к продукции фирмы «Элема» специалистами предприятия ведется активная коммуникационная политика. Основными конкурентами ОАО «Элема» на внутреннем рынке являются следующие производители швейных изделий: швейное предприятие «Веснянка» (г. Могилев); ОАО «Знамя индустриализации» (г. Витебск); НПКФ «Славянка» (г. Бобруйск); ЗАО «Калинка» (г. Солигорск); «Бугалюкс» (г. Минск); «Скарлет» (г. Минск). Основными конкурентами ОАО «Элема» на внешнем (российском) рынке являются следующие производители швейных изделий: «Вымпел» (г. Москва); «Салют» (г. Москва); «Большевичка» (г. Санкт-Петербург). Получение коммерческой информации о конкурентах ОАО «Элема» невозможно.

В августе 2009 г. было проведено исследование, целью которых явилось изучение удовлетворенности потребителей ассортиментом продукции ОАО «Элема». Исследование проводилось путем опроса (приложение В) в фирменных магазинах ТЦ «Столица», в ТД «На Немиге», ЦУМе и ГУМе. В каждом из магазинов было опрошено по 100 человек, то есть выборка оставила 400 человек. В результате проведения исследования были получены следующие результаты: 1) 33,6 % опрашиваемых пришли в магазин в поисках конкретного изделия; 32,5 % целью посещения магазина назвали ознакомление с ассортиментом; 29,8 % привлекло объявление о распродаже и 4,1 % опрашиваемых указали др. причины посещения магазина (рисунок 2.1);

 

Рисунок 2.1 – Результаты опроса по поводу цели посещения магазина

2) 68 % посетителей покупали продукцию фирмы «Элема» раньше (рисунок 2.2), из них 85 % остались довольны покупкой, 13 % были не очень удовлетворены покупкой и всего лишь 2 % остались не довольны покупкой (рисунок 2.3);

Рисунок 2.2 – Результаты опроса совершения покупок продукцию фирмы  «Элема»

 

Рисунок 2.3 – Удовлетворенность  покупкой

3) 51 % из числа тех, кто покупал продукцию фирмы «Элема» ранее, делала это в фирменном магазине, 42 % – в других магазинах (универмагах), 5 % – на рынке и 2 % – прочие места приобретения (рисунок 2.4);

4) о существовании фирменных магазинов 72 % знают давно, 19 % узнало недавно от знакомых, 3 % посетителей были направлены продавцами из других магазинов, 5 % – узнали недавно из рекламных сообщений, прочее – 1 % (рисунок 2.5).

Рисунок 2.4 – Результаты опроса по поводу места приобретения покупки  продукции ОАО «Элема»

 

Рисунок 2.5 – Результаты опроса о существовании фирменных магазинов  ОАО «Элема»

5) 66 % опрошенных были не удовлетворены приходом в магазин (рисунок 2.6), их не устраивало (рисунок 2.7): ассортимент – 16 %, размерно-ростовочная шкала – 24 %, цветовая гамма – 29 %, ткани – 4 %, фасоны – 17 %, расположение магазина – 7 %, прочее – 3 %;

6) 65 % посетителей были готовы совершить покупку, если бы нашли подходящее по размеру и цвету изделие, 7 % опрошенных не знали – купили бы или нет и 28 % не купили бы изделие (рисунок 2.8).

Рисунок 2.6 – Удовлетворены  ли Вы приходом в магазин

 

Рисунок 2.7 – Причины неудовлетворенности  покупкой

Рисунок 2.8 – Готовность совершить  покупку при наличии подходящего  по размеру и цвету изделия

К числу наиболее распространенных пожеланий относятся:

– расширить размерно-ростовочную  шкалу;

– лучше организовать примерку;

– периодически обновлять  ассортимент;

– разнообразить гамму  цветов;

– выпускать больше молодежных фасонов;

Информация о работе Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»