Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических подходов к организации труда персонала и разработка рекомендаций по совершенствованию организации труда персонала в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы организации труда персонала в организации, выявить ее сущность.
2. Исследовать основные методы и критерии оценки организации труда персонала в организации.
3. Провести оценку организации труда персонала ОАО «Магнит».
4. Разработать рекомендации по совершенствованию организации труда персонала ОАО «Магнит».
5. Определить социально-экономическую эффективность рекомендаций.
Введение 3
1. Теоретические основы совершенствования организации труда персонала
1.1. Сущность, значение и содержание организации труда персонала 5
1.2. Взаимосвязь организации труда и концепции качества трудовой жизни на современном этапе 8
1.3. Направления совершенствования научной организации труда персонала 16
2 . Анализ организации труда ОАО «Магнит»
2.1. Социально – экономическая характеристика ОАО «Магнит» 20
2.2. Физиолого – гигиеническая оценка режима труда и отдыха работников ОАО «Магнит» 24
2.3 Анализ организации труда менеджера торгового зала (МТЗ) ОАО «Магнит» 30
3 . Основные рекомендации по улучшению труда и отдыха ОАО «Магнит»
3.1. Основные аспекты рационализации режимов труда и отдыха 35
3.2 Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда в торговой сети «Магнит» 42
Заключение 48
Список использованной литературы 50
*Источник: данные внутренней
отчетности торговой сети «
Из таблицы 2 видно, что в анализируемом периоде фактическая численность работающих снизилась на 4 человека. Незначительно изменилась структура работающих – увеличилась доля персонала управления на 3,5%, в то же время увеличилась численность торгово-операционного персонала (0,8%), а доля вспомогательного персонала снизилась (4,3%).
Далее целесообразно следует привести характеристику работников по уровню образования (табл. 3)
Таблица 3. Характеристика аппарата управления ОАО «Магнит» по уровню образования*
Категории работников |
Высшее |
Среднее - специальное |
Среднее | |||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% | |
Руководители |
12 |
18,5 |
1 |
3,4 |
- |
- |
Торгово-операционный персонал |
53 |
81,5 |
28 |
96,6 |
- |
- |
Вспомогательный персонал |
- |
- |
3 |
100 | ||
Итого: |
65 |
100 |
29 |
100 |
3 |
100 |
*Источник: данные официального сайта компании
Анализируя данные по уровню
образования в таблице 2.5 можно
сделать вывод, что высшее образование
на предприятии имеют 18,5% руководителей
и 81,5% торгово-операционного
Наибольший удельный вес работников со среднеспециальным образованием приходится на торгово-операционный персонал (96,6%), что обусловлено спецификой работы организации. Среднее образование имеют 3 человека из вспомогательного персонала.
Делая общий вывод по качественному
составу работников, можно сказать,
что большая часть давно
В процессе изучения деятельности организации было установлено, что возрастает потребность в квалифицированных кадрах, в связи с чем, повышаются требования к уровню образования при приёме на работу.
Численность персонала уменьшилась в 2009 году на 3,097% по сравнению с 2008 годом. На протяжении всего исследуемого периода растет удельный вес операционно-торгового персонала, что вызвано расширением торговой площади.
Далее приведены основные кадровые показатели торговой сети «Магнит» в динамике за три года (табл.4).
Таблица 4. Основные кадровые показатели
показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 к 2008,% |
Численность персонала |
101 |
103 |
97 |
96,03 |
Удельный
вес операционно-торгового |
69,3 |
70,9 |
70,1 |
+0,8 |
Удельный
вес административно- |
9,9 |
10,7 |
13,4 |
+3,5 |
Удельный вес вспомогательного персонала |
20,8 |
18,4 |
16,5 |
-4,3 |
Средний возраст персонала, из них |
||||
мужчины |
24 |
25 |
25 |
104,2 |
женщины |
30,5 |
30,5 |
31 |
101,6 |
Движение кадров | ||||
Принято, чел. |
12 |
16 |
8 |
66,7 |
Выбыло всего, чел., в т.ч. |
10 |
22 |
7 |
70 |
По собственному желанию, чел. |
5 |
15 |
6 |
120 |
За нарушение трудовой дисциплины, чел. |
4 |
5 |
- |
- |
Уход на пенсию, в армию, чел. |
1 |
2 |
1 |
100 |
Коэффициент прибытия (стр.9/стр.1*100) |
11,8 |
15,5 |
8,2 |
69,5 |
Коэффициент выбытия (стр.10/стр.1*100) |
9,9 |
21,4 |
7,2 |
72,7 |
Коэффициент текучести ((стр.11+стр.12)/стр.1)*100 |
8,9 |
19,4 |
6,2 |
69,7 |
Удельный вес административно-
Анализ динамики показателей по труду и заработной плате показал следующее (табл. 5).
Таблица 5. Динамика показателей по труду и заработной плате ОАО «Магнит» за 2009 – 2011 год*
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение по годам (+, -) |
Темп роста, % | ||||
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2011 г. от 2009 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2007 г. |
2011 г. к 2009 г. | ||||
Товарооборот, тыс. руб. |
34346,1 |
54881,9 |
82215,2 |
20535,8 |
27333,3 |
47869.1 |
159,8 |
149,8 |
239,4 |
Общ. Числ. Таботников, чел. |
101 |
103 |
97 |
+2 |
-6 |
-4 |
101,9 |
94,1 |
96 |
Торгово-оперативн.персонал, чел |
70 |
73 |
68 |
+3 |
-5 |
-2 |
104,3 |
93,2 |
97,1 |
Выработка на одного работника, руб. |
3400,6 |
5328,4 |
8475,8 |
1927,8 |
3147,4 |
5075,2 |
156,7 |
159,1 |
249,2 |
Выработка на одного продавца, руб. |
4906,5 |
7518 |
12090 |
2611,5 |
4572 |
7183,5 |
153,2 |
160,8 |
246,4 |
*Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»
По данным таблицы 5 видно, что выработка на одного работника растет на протяжении всего исследуемого периода. Это связано с ростом товарооборота. Выработка работников в 2008 году в целом возросла на 59,1%.
Результативным показателем,
характеризующим социальную эффективность
управления, является коэффициент текучести.
Этот показатель отражает динамику персонала
фирмы и также выступает в
роли факторного, косвенно влияющего
на производительность труда. Он представляет
собой индикатор благополучия в
области управления персоналом. Если
фирма имеет хорошие
Большое значение для оценки
эффективности использования
Таблица 6. Рентабельность труда персонала ОАО «Магнит»*
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Абсолютный прирост 2008 к 2006 году |
Относительный прирост 2008 к 2006 году в % |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
3437 |
5255 |
6571 |
3134 |
191,19 |
Среднесписочная численность, чел. |
101 |
103 |
97 |
-4 |
96 |
Коэффициент рентабельности (стр1 / стр2) |
34 |
51 |
67,7 |
33,7 |
199,1 |
*Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»
Таким образом, коэффициент рентабельности в 2011году по сравнению с 2009 вырос на 99,1%. Такой рост произошел благодаря увеличению чистой прибыли и увеличению количества работников.
2.3 Анализ организации труда менеджера торгового зала (МТЗ) в супермаркете «Магнит»
Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которых осуществляется деятельность человека[15,стр.23].Информация об условиях работы менеджера торгового зала представлена в следующих таблицах (табл. 1, табл. 2):
Таблица 7. Условия труда менеджера торгового зала.*
Направление анализа и критерии оценки |
Характер проявления | ||
Условия работы |
Постоянно |
Иногда |
Редко |
Неудобная или стесненная поза |
+ | ||
Слишком большая скорость рабочего процесса |
+ |
||
Шум, создаваемый оборудованием |
+ |
||
Шум, создаваемый людьми |
+ |
||
Необходимость напряженного внимания |
+ |
||
Необходимость повышения голоса |
+ |
||
Жара |
+ |
||
Холод |
+ |
||
Духота |
+ |
||
Отвлечение внимания на клиентов |
+ |
||
Постоянное внимание начальства |
+ |
||
Дискомфорт от холода / жары |
+ |
*Источник: Собственные наблюдения
Данные таблицы иллюстрируют наличие таких постоянных характеристик работы менеджера, как высокая скорость рабочего процесса, шум, постоянно повышенное внимание, жара, холод, духота, и такие частые характеристики, как шум от оборудования, необходимость повышать голос, отвлекаться на клиентов, постоянное внимание начальства и дискомфорт от особенностей климата.
Таблица 8. Окружающая обстановка.*
Параметр |
Удобная |
Располагающая |
Неудобная |
Освещение |
+ |
||
Вентиляция |
+ | ||
Температура воздуха |
+ | ||
Вибрация |
+ |
||
Меблировка |
+ |
*Источник: Собственные наблюдения.
Данные таблицы 8 характеризуют окружающую среду менеджера торгового зала как: нормальная освещенность, плохая вентиляция, некомфортная температура воздуха и тд.
Как мы видим из этих таблиц,
условия труда МТЗ не совсем комфортные.
Ему приходится работать много времени
в торговом зале, обстановка там
не спокойная, много покупателей, которые
создают шум и отвлекают
Еще один фактор, вносящий дискомфорт в работу - охлажденные и замороженные продукты. При их фасовке руки замерзают, от них и все тело, что не способствует быстрой работе и вообще приводит к простудам.
Далее следует провести фотографию рабочего времени менеджера торгового зала. (Приложение 1) В данной таблице поминутно представлен распорядок дня менеджера. Далее производится сводка баланса рабочего времени менеджера. (Приложение 2)
По данным таблиц можно произвести следующие отчеты.
Коэффициент использования рабочего времени(1):
К = (Тфпз+ Тфоп+
Тфотл+Тобс) / Тсм
= 6+595+12+26/510=693/720=0,89
Тпз = Тфпз/Тсм∙100%=6/720∙100%=0,83%
где Тфпз, Тфоп, Тфотл,Тобс – совокупность использованного времени, К – коэффициент использования рабочего времени
Коэффициент потерь рабочего времени из-за расходования времени работником на личные надобности(2):
Котл = Тфотл/Тсм∙100%=12/720∙100%=1,
Коэффициенты прямых потерь:
Коэффициент потерь рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины(3):
Кпнд=Тфпнд/Тсм∙100%=14/720∙
Коэффициент потерь рабочего времени из-за перерывов, связанных с нарушением технологического процесса(4):
Кпнт=Тфпнт/Тсм∙100%=8/720∙100%
Процент производительности труда при устранении прямых потер(5):
∆ПрТ=Тпнт+Тпнд/Топ.0,5=
8+14/595.0,5=0,074
Как мы видим из анализа данной фотографий рабочего времени, коэффициент использования рабочего времени довольно высок.
В данной сфере (торговле) отсутствуют строго разработанные нормы времени на те или иные действия работников. Поэтому мы не можем рассчитать по формуле возможное повышение производительности труда за счет устранения организационно-технических неполадок и потерь, зависящих от рабочего.
Но мы можем увидеть, что
в целом рабочее время
Менеджеру торгового зала иногда приходится работать за кассой, если в магазине много покупателей, а кассиров не хватает. Также он может подменять менеджера на другой группе товаров, если тот отсутствует. Вообще для работы персонала магазинов сети «Магнит» характерна взаимозаменяемость
С моей точки зрения это, конечно, полезно, но это не должно быть нормой. Каждый должен заниматься своим делом.
Вообще, я думаю, что
такое происходит, когда экономят
на работниках, на стоимости их
труда. Поэтому часто
Информация о работе Основные рекомендации по улучшению труда и отдыха ОАО «Магнит»