Основы изучения системы управления персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий России. Осуществляемые в нашей стране экономические реформы существенно изменили статус предприятия как основного звена народного хозяйства. Наряду с предприятиями, базирующимися на государственной собственности, появились организации частные, смешанные, имеющие коллективную собственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации, меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организаций.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения системы управления персоналом организации 6
1.1 Структура системы управления персоналом 6
1.2 Цели и задачи системы управления персоналом 12
1.3 Методы и принципы построения системы 20
управления персоналом 20
1.4. Современные требования к системе управления персоналом 31
Глава 2. Анализ системы управления персоналом (на примере клуба-ресторана «Литтл Рок») 37
2.1 Общая характеристика ООО «Литтл Рок» 37
2.2 Кадровое обеспечение клуба-ресторана «Литтл Рок» 51
2.3 Характеристики делопроизводственного и информационного обеспечения системы управления персоналом 63
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Литтл Рок» 70
3.1. Мероприятия по развитию системы управления персоналом 70
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии 74
Заключение 85
Список использованной литературы 90
Приложение 1
Организационная структура ресторана «Литтл Рок» ООО «Литтл Рок» 94
Приложение 2
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках клуба-ресторана
«Литтл Рок» за 2010-2012 гг. 95
Приложение 3
Недостатки системы управления персоналом в клубе-ресторане
«Литтл рок» 96
Приложение 4
Анализ соблюдения принципов формирования эффективной системы управления персоналом в клубе-ресторане «Литтл Рок» 97
Приложение 5
Динамика численности персонала клуба-ресторана «Литтл Рок»
за 2010-2012 годы 98
Приложение 6
Состав затрат на организацию должности руководителя службы управления персоналом и расходы на оборудование рабочего места 99
Приложение 7
Планируемая схема найма персонала в клубе-ресторане «Литтл Рок» 100
Приложение 8
Штатное расписание клуба-ресторана «Литтл Рок» 101

Файлы: 1 файл

Диплом Ольга.docx

— 568.53 Кб (Скачать файл)

Окончание табл. 1

1

2

Обеспечение процесса управления персоналом

Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики

Использование персонала

Определение содержания и результатов  труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его  адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение  безопасности труда. Высвобождение  персонала

Развитие персонала

Планирование и реализация карьеры  и служебных перемещений. Организация  и проведение обучения


 

При определении  круга задач по управлению персоналом отечественные и зарубежные специалисты  условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К основным задачам относятся:

  • разработка кадровой концепции, кадровой политики, предоставление кадровых систем и инструментов;
  • оформление трудовых взаимоотношений;
  • набор, условия принятия на работу, отбор, определение требований и задач вакантных должностей, проведение собеседования планирование карьеры;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • выявление социальной напряжённости и её снятие;
  • анализ рабочего места и рабочих процессов;
  • оценка результативности труда работников;
  • консультирование и поддержка руководящих работников;
  • соучастие в принятии решений по кадровым вопросам и т. п.20

К дополнительным следует отнести задачи, которые  могут выполняться совместно  с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения.

К ним  относятся такого рода задачи:

  • охрана труда и техника безопасности;
  • расчет и выплата заработной платы;
  • оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры)21.

По данным зарубежной литературы и оценкам  специалистов, общая численность  сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1,0-1,2% общей численности  коллектива. Следует подчеркнуть, что  роль и организационный статус службы управления персоналом в западных фирмах во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации  и позицией ее руководства22.

В развитии функциональных особенностей управления персоналом в зарубежных странах  проявляются следующие достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы:

• выделение  практически всех функциональных направлений, охватывающих комплекс проблем управления персоналом, в деятельности зарубежных фирм. Причем этот полный охват наблюдается  в организациях различных размеров и различных финансовых возможностей;

• широкое  развитие внешних консультативных, посреднических фирм, работающих с  организациями на договорной, интеграционной основе, а также достаточно активная интеграция между организациями  по реализации задач управления персоналом;

• делегирование  полномочий и ответственности по выполнению функций управления персоналом линейным руководителям подразделений и опытным специалистам с одновременной организацией их глубокого, непрерывного обучения;

• интернационализация  управления персоналом, выражающаяся в развитии международных контактов  в деятельности посреднических организаций, центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений предприятий, государственных органов, информационных служб и формирование на этой основе единой международной «школы» управления персоналом23.

Следует отметить, что наличие указанных  тенденций говорит о высоком  уровне развития системы управления персоналом, общей культуры управления в деятельности зарубежных фирм. Отечественная  практика делает в настоящее время  энергичные шаги по становлению эффективной  системы управления персоналом и  постепенному включению данной системы  в общий мировой процесс.

 

1.3 Методы и принципы  построения системы

управления персоналом

 

Анализ опыта отечественных  и зарубежных организаций позволяет  сформировать главную цель системы  управления персоналом - обеспечение  кадрами, организация их эффективного использования, профессионального  и социального развития. В соответствии с этой целью формируется система  управления персоналом организации. В  качестве базы для ее построения используются методы, принципы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Методы  управления персоналом - способы воздействия  на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации  их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические (рисунок 5).

Методы управления персоналом


Административные


Экономические

Социально-психологические 

Установление госзаказов

Формирование структуры  органов управления

Утверждение административных норм и нормативов

Правовое регулирование

Издание приказов, указаний и распоряжений

Инструктирование 

Отбор, подбор и расстановка  кадров

Утверждение методик и  рекомендаций

Разработка положений, должностных  инструкций, стандартов организации

Разработка другой регламентирующей документации

Устранение административных санкций и поощрений

 

Технико-экономический анализ

Технико-экономическое обоснование

Технико-экономическое планирование

Экономическое стимулирование

Финансирование 

Мотивация трудовой деятельности

Оплата труда

Капиталовложения 

Кредитование

Ценообразование

Участие в прибылях и убытках 

Налогообложение

Установление экономических  норм и нормативов

Страхование

Установление материальных санкций и поощрений

Социально-психологический  анализ

Социально-психологическое  планирование

Создание творческой атмосферы

Участие работников в управлении

Социальная и моральная  мотивация и стимулирование

Удовлетворение культурных и духовных потребностей

Формирование коллективов, групп

Создание нормального  психологического климата

Установление социальных норм поведения

Развитие у работников инициативы и ответственности 

Установление моральных  санкций и поощрений


Рис. 5 -  Система методов управления персоналом в организации

 

Административные  методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории  как «методы кнута». Они ориентированы  на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности24.

Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации.

Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления. С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей.

Роль  экономических методов управления усиливается в условиях рыночной экономики и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Они становятся важнейшим условием создания эффективной и гибкой системы управления экономикой организации.

План  экономического развития является основной формой обеспечения баланса между  рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции  и услуг. В организации следует  четко определять критерии эффективности  и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных  в плане экономического развития25. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Социально-психологические  методы исходят из мотивации и  морального воздействия на людей  и известны как «методы убеждения». Специфика социально-психологических  методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности26.

По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

  1. Социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности.
  2. Психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Постановку  социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование27.

Необходимые данные для подбора, оценки, расстановки, обучения персонала и обоснования  принятия кадровых решений позволяют  получить следующие социологические  методы исследования:

  1. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет.
  2. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем — в ходе диалога с собеседником — получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем — требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени.
  3. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
  4. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие).
  5. Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи28.

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.

Главной их особенностью является обращение  к внутреннему миру человека, его  личности, интеллекту, образам и  поведению, с тем, чтобы направить  внутренний потенциал человека на решение  конкретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление  в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния  коллектива организации. Оно исходит  из необходимости концепции всестороннего  развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части  трудового коллектива.

Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое  планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.

Методы  управления персоналом классифицируются также по признаку принадлежности к  функциям управления: нормирования; организации;  планирования; координации, регулирования; мотивации; стимулирования; контроля; анализа; учета29.

Информация о работе Основы изучения системы управления персоналом организации