Основы оперативного планирования производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:52, курс лекций

Описание работы

Оперативное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутри производственного планирования. Оно призвано конкретизировать и довести планы предприятия до цеха, участка, рабочего места, обеспечить равномерное и комплексное выполнение планов выпуска готовой продукции при рациональном использовании ресурсов. На уровне цеха (производственного подразделения организации) и участка (бригады) разрабатываются оперативно-календарные планы, в которых месячные программы (задания) разбиваются на более короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену.

Взаимное увязывание цеховых планов осуществляется с помощью межцехового планирования.

Содержание работы

Сущность оперативного планирования производством.
Принципы оперативного планирования.
Цели, задачи и этапы оперативного планирования.
Отличительные особенности стратегического и оперативного планирования.

Файлы: 1 файл

ОПЕРПП Часть 1.doc

— 692.50 Кб (Скачать файл)

          Перейдем к понятию  «гудвилл» предприятия. В силу отсутствия методологической базы некоторое время гудвилл использовался в узком смысле, как «деловая репутация фирмы», что соответствует лишь одному определенному НМА, учитываемому предприятием. В широком смысле гудвилл можно определить как совокупность элементов бизнеса, которая приносит прибыль сверх той, которую дают все идентифицированные и отдельно оцененные активы предприятия, включая нематериальные. Приказом Фонда государственного имущества Украины, гудвилл определяется как «комплекс мероприятий, направленных на увеличение прибыли предприятий без соответствующего  увеличения активных  операций,  включая  использование  лучших управленческих способностей,  доминирующую позицию на рынке продукции (работ, услуг), новые технологии». Множество зарубежных и отечественных экономистов [Скандия, ССП, Пузыня и др.] склонны отождествлять понятия гудвилла и ИК. Считаем , что это  некорректно, с точки зрения приравнивания интеллектуального капитала капиталу знаний, так как знания в свою очередь подразделяются на формализованные (явные) и неформализованные (неявные). По нашему мнению гудвилл, считающийся конечным оценочным показателем в системе управления ИК, должен отражать конкурентные преимущества, достигнутые предприятием, и не учитывать те элементы ИК, которые в данный момент, а так же в течении прогнозируемого периода не приводят к достижению намеченных целей.

      На  рисунке представлена схема процесса управления ИК, состоящего из пяти этапов. Исходя из вышесказанного в схеме проведено четкое разделение ИР, ИК, ИА и гудвилла предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.2. Проблемы планирования интеллектуального капитала в процессе инновационного развития предприятия  

      Современный этап развития российской экономики  обусловлен стратегическим курсом на кардинальное ускорение социально-экономического развития, качественное преобразование всех сторон жизни общества.

     В широком смысле под устойчивым развитием  предприятия будем понимать распространенное определение этого понятия, данное в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) «Наше общее будущее» (1987 г.): «Устойчивое развитие ─ это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности». В узком смысле устойчивое развитие предприятия ─ это постоянное наращение потенциала конкурентоспособности, определяемое уровнем его инновационной активности на базе качественного  использования ИК. «К инновационно-активным предприятиям относятся те, которые интенсивно занимаются разработкой и внедрением новых или значительно усовершенствованных продуктов и технологических процессов (продукт ¾ инновации, процесс ¾ инновации), а также модернизацией выпускаемых видов изделий и совершенствованием действующих методов производства» [Энциклопедия РБ].

       Инновационная активность предприятия определяется его научно-техническим развитием, представляющим собой единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки, техники, технологий, роста человеческого капитала.

      Российские  и зарубежные экономисты [] отмечают, что развитие современной экономики «связано с необходимостью преодоления тейлоризма как бизнес-философии»[Мильнер]. Необходимо отметить, что при наличии соответствующих преимуществ, концепции тейлоризма присущи определенные недостатки (таблица). 

Таблица 1- Преимущества и недостатки концепции тейлоризма

Преимущества Недостатки
      Отделение подготовки к выполнению производственных операций от их исполнения.      Ярко  выраженное проведение границ между  рабочими и администрацией;
      Дифференциация  процесса труда, закрепление за каждым рабочим, как правило, одной повторяющейся операции.      Невозможность неквалифицированных рабочих участвовать в процессе  управления компанией.
      Введение  хронометража как средства устранения лишних, неловких приемов работы.          Строгая регламентация функций каждого, сводимая к точному и беспрекословному исполнению норм и директив.
Разработка  системы учета и контроля.          Развитие тенденции к чрезмерной  интенсификации труда, конфронтация между рабочими и администрацией.
      Аппарат функциональных руководителей ¾ мастеров и инструкторов, каждый из которых ведает одной стороной трудовой деятельности рабочего.         Увеличение численности неквалифицированной рабочей силы
Сдельно-дифференциальная система заработной платы. (Оплата по «низкой шкале» при невыполнении норм, по «высокой шкале» ¾ при ее выполнении. Сама норма устанавливалась с помощью хронометража самых лучших, специально тренированных рабочих.).       Жесткое закрепление административной соподчиненности, отторжение работников от ресурсов и от конечных результатов деятельности предприятия.
 

     Анализ  преимуществ и недостатков концепции  тейлоризма показывает, что ее отношение  к человеку, как к орудию производства  противоречит современным рыночным условия.  Практика показала, что методы управления и регулирования человеческими ресурсами, применяемые в индустриальной экономике, потеряли свою актуальность. Предприятие, которое желает доминировать на рынке, должно уметь оперативно и в полной мере использовать свой интеллектуальный капитал с целью максимального удовлетворения потребностей и ожиданий заказчика (потребителя).  Все исследователи в области интеллектуального капитала отмечают, что основными факторами успеха предприятия являются:

  • способность фирмы воспринимать нововведения и, как следствие этого, повышение конкурентоспособности организации;
  • «управление знаниями в организации невозможно без равенства людей и уважения их права на выражение индивидуальности» [Б. Мильнер «Управление знаниями»];
  • развития творческого потенциала личности, на основе постоянного обучения.

      «Современная  экономика – экономика, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости: 85% - в США, 89% - в Великобритании, 90% - в Японии. На сегодняшний момент рабочая сила из преимущественно промышленной превратилась в «информационную рабочую силу». В 1960-е гг. США за 10 лет удвоили выпуск специалистов в области науки и техники, а в период 1965-1985 гг. увеличили выпуск специалистов в области вычислительной техники в 10 раз». [Глухов, Коробко,Маринина]. Таким образом, стратегическими факторами экономического роста предприятия становятся научные знания; капитал, доминирующий в процессе деятельности  ─ интеллектуальный; преобладающие активы ─ нематериальные. Соотношение рыночной и балансовой стоимости бизнеса многих компаний доказывает, что стоимость интеллектуальных ресурсов достаточно велика, причем стоимость нематериальных активов часто выше стоимости материальных. Примером могут служить компании Microsoft (соотношение рыночной и балансовой стоимости в 1997 г. 119 млрд. долларов к 13млрд. долларам) , Intel (120 млрд. долларов к 21 млрд. долларов). В добывающих и обрабатывающих отраслях США доля рынка стоимости компаний, приходящаяся на физические активы снизилась с 62% в 1982 г. до 38% в 1992 г. В 1995 г. в США проводились исследования 500 компаний, доля рынка которых составляет около 70%.  Соотношение балансовой и рыночной стоимости этих компаний составляет 1/3,8. [Климов]

      Исследования  по соотношению стоимости нематериальных активов к материальным в странах большой семерки в 1998 г. проводил П. Страссман. Представим рыночную стоимость компании (M) в виде суммы ее материальных (B) и нематериальных активов (I). Коэффициент I/B, предложенный П. Страссманом является некоторым аналогом коэффициента   g=M/B Дж. Тобина, который выражает отношение между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее основных и оборотных фондов.   

      Таблица – Соотношение интеллектуального  и акционерного капиталов

      [Strassman P. The Value of Knowledge Capital // American Programmer, March 1998]

Количество  компаний в выборке Страна Медиана коэффициента
% фирм, у которых I>B
123 Германия 1,046 94
162 Италия 0,527 91
2959 США 0,472 91
1175 Великобритания 0,465 86
1768 Япония 0,407 95
120 Швейцария 0,379 87
308 Канада 0,158 60
 

      Анализ  данных, представленных в таблице  показывает, что в пяти из семи стран  интеллектуальный капитал составляет от 0,379 до 0,528 от балансовой стоимости, а процент фирм где выполняется неравенство I>B колеблется от 60% (Канада)до 95% (Япония).

     «В  современных условиях экономический  рост отождествляется только с научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства». Доля инновационных технологий в развитых странах составляет от 70 до 85% прироста ВВП. В настоящее время на долю семи высокоразвитых стран приходится 80-90% наукоемкой продукции и весь ее экспорт.[ Глухов, Коробко, Маринииа]  В таблице приведена информация по расходам на научные исследования и разработки в странах мира, причем отмечается, что около 70% затрат на науку в развитых странах осуществляется не государством, а частными и корпоративными секторами.[17, А.Трефилова] 

     Таблица – Расходы на НИОКР в странах  мира

Страна Расходы на НИОКР, млрд. долл. Расходы на НИОКР, в % от ВВП
США 246,2 2,9
Япония 94,2 3
Германия 45,8 2,35
Франция 28 2,25
Россия 9,2 0,95
Швеция 7,6 4
 

     Анализ  данных таблицы показывает, что США  является лидером в области развития инновационной деятельности, превысив расходы остальных стран вместе взятых. Позиция России, при выделении на науку не более 1% от ВВП оставляет желать лучшего. В Концепции инновационной политики РФ отмечается, что только 10,6% промышленных предприятий осуществляют «разработку и освоение инноваций. Для сравнения в США в среднем ─ около 30%». Структура затрат на инновационную деятельность показывает, что наибольшая доля расходов направляется на увеличение основных средств предприятия (48,1% составляет покупка машин и оборудования), а не на инновации (2,4%  всех затрат составляет покупка новых технологий, 0,5% ─ на получение прав на патенты, лицензии, образцы и полезные модели). В 2001 г. Центром экономической конъюнктуры (ЦЭК) при правительстве РФ проводилось выборочное обследование инновационной деятельности (800 предприятий из 11 отраслей). Под инновациями при этом понималась «совокупность мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, сырья и материалов, методов организации производства и управления»[11 из А.Трефиловой] Причины пассивного инновационного развития определяются следующим образом: недостаток собственных финансовых средств (около 77% от общего числа анализируемых предприятий); неприемлемые условия кредитования (28%); недостаток инвестиций (27%); сложности в получении кредитования (16%); длительный срок окупаемости инвестиций (14%); отсутствие необходимого оборудования (12%); отсутствие собственной научно-технической и экспериментальной базы (12%).

Информация о работе Основы оперативного планирования производством