Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:52, курс лекций
Оперативное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутри производственного планирования. Оно призвано конкретизировать и довести планы предприятия до цеха, участка, рабочего места, обеспечить равномерное и комплексное выполнение планов выпуска готовой продукции при рациональном использовании ресурсов. На уровне цеха (производственного подразделения организации) и участка (бригады) разрабатываются оперативно-календарные планы, в которых месячные программы (задания) разбиваются на более короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену.
Взаимное увязывание цеховых планов осуществляется с помощью межцехового планирования.
Сущность оперативного планирования производством.
Принципы оперативного планирования.
Цели, задачи и этапы оперативного планирования.
Отличительные особенности стратегического и оперативного планирования.
2)
Изучение конструкторской,
3)
Выполнение календарно-
3)
Разработка номенклатурно-
4)
Оперативное управление
Представленные цель, задачи и этапы оперативного планирования являются общими для всех отраслей промышленности независимо от формы собственности, типа производства и других факторов. Объем работ по оперативному планированию определяется уровнем анализа и количеством плановых показателей. Вариация числа плановых показателей и глубины их анализа зависит от специфики операционной деятельности самого предприятия. Поэтому важным этапом оперативного планирования является необходимость описания наиболее специфических показателей для отдельных аспектов деятельности, с учетом их целесообразности.
Под
показателями понимаются краткие характеристики
хозяйственных процессов в количественном
или в качественном выражении. Существует
возможность получения показателя
на основе обобщенных наблюдений за определенным
количеством аналогов, в таком случае
рассматриваемые показатели представляют
определенные свойства объектов-аналогов.
Количество и адекватность показателей
определяется на уровне конкретного предприятия.
Стратегическое планирование представляет собой разработку долгосрочных планов или другими словами проецирует развитие предприятия на будущую перспективу.
Оперативное планирование нацелено на краткосрочную оценку деятельности предприятия и его конкретных подразделений.
Сравнительные
характеристики стратегического и
оперативного планирования представлены
в таблице 1.
Таблица
1 – Сопоставление
(Источник:
Планирование на предприятии:
практ. пособие/[Лапыгин Ю.Н. и др.], 2007.)
Параметры сравнения | Стратегическое планирование | Оперативное планирование |
Организационный уровень разработки и принятия решений | Разрабатываются долгосрочные планы, контролируются на высшем уровне управления | Оперативные планы принимаются на всех уровнях управления |
Временной аспект решений | Долгосрочные. Ориентация на длительные временные промежутки (годы) | Краткосрочные. Внимание сосредоточено на решение задач, которые требуют недель или месяцев работы |
Непрерывность процесса планирования и осуществления планов | Стратегические решения принимаются нечасто, а их реализация требует длительного времени, как правило, нескольких лет, т.е. процесс может прерываться | Управление осуществляется непрерывно, планирование ведется повседневно, задачи носят краткосрочный характер |
Преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений | Стратегия предприятия разрабатывается в условиях неопределенности | Возникают и решаются «жесткие», определенные проблемы |
Количество рассматриваемых альтернатив решения | Значительное | Незначительное |
Объем
и тип необходимой |
Для разработки
стратегии необходим большой
объем информации, получаемой из разных
источников о самых разнообразных
процессах как во внешнем окружении
предприятия, так и во внутриорганизационных
системах.
Трудно определиться в сборе данных, особенно если на их основе делаются экстраполяции будущих тенденций развития факторов и процессов. Решающими факторами часть являются интуиция и опыт |
Процессы сбора информации в значительной мере формализованы, ее источники стабильны и находятся на предприятии, качество и достоверность данных можно проконтролировать. При этом широко используются компьютерная обработка информации и автоматизированные системы управления |
Детализированность разработок | Стратегия формулируется в широком смысле | Оперативные решения всегда являются элементом выполнения стратегии и нацелены на достижение перспективных целей |
Используемые человеческие ресурсы управления | Стратегическое управление осуществляется высшим управленческим персоналом, часто требуется привлечение внешних и внутренних консультантов | Оперативное управление осуществляется средним и линейным управленческим персоналом и затраты на него включаются в затраты на заработную плату |
Точность контроля и оценки | Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления | Последствия оперативного управления, как правило, не отделены большим промежутком времени от принятия решения, поэтому причины отклонения достаточно легко анализировать |
Превалирующие интересы участников процесса принятия решений | Стратегические
решения подчинены |
Оперативное управление может быть ориентировано на локальные, частные цели, например, отдела или группы |
Отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений | Риск несоизмеримо выше, чем возможные потери от неправильных оперативных решений, что объясняется масштабными решениями и разным уровнем неопределенности и сложности среды | Используется наиболее точная оперативная информация, вследствие чего риск относительно невелик |
Предсказуемость результата | Результат трудно предугадать | Результат предсказать проще, чем при стратегическом управлении |
Таким
образом, в процессе ОПП разрабатываются
календарно-плановые нормативы, план выпуска
продукции предприятия по месяцам года;
оперативно-календарные планы выпуска
и графики производства узлов и деталей
цехами, участками по месяцам, неделям,
суткам, сменам (иногда часам). Выполняются
объемные расчеты загрузки оборудования
и площадей; организуется сменно-суточное
планирование, оперативный учет хода производства,
контроль и регулирование его (диспетчирование).
ЛЕКЦИЯ 2
ОПЕРАТИВНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.Основные концепции ресурсно-ориентированного подхода.
2.Оперативное планирование материальных ресурсов.
3. Оперативное планирование энергетических ресурсов.
4.
Оперативное планирование
интеллектуальных ресурсов.
В конце 1980-х и начале 1990-х годов в современной экономической литературе наметился возврат к ресурсно-ориентированному подходу с актуализацией его во времени. Предметом исследования такого подхода является соотношение потребностей во внутренних ресурсах и возможностей предприятия по достижению его конечных целей. Цель всякой организации – преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческий потенциал), капитал, материалы, технология и информация)
Общность ресурсно-ориентированного подхода, предопределило и расширение видов обрабатываемых (перерабатываемых) сред, к которым стали относить не только материальные ресурсы (металл, химические вещества, растительную продукцию и др.), но и нематериальные ресурсы (информацию, проектные и научные разработки, управленческие процессы и т. п.).
Все ресурсы можно подразделить на четыре основные группы: материальные, финансовые, энергетические, интеллектуальные. Эти четыре группы ресурсов являются самостоятельными множествами, которые взаимодействуют между собой в различных соотношениях и комбинациях.
Целью ресурсно-ориентированного подхода является выявление физических, химических, механических, коммерческих, социальных, экологических и прочих закономерностей о природе превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой с целью определения и использования наиболее эффективных производственных процессов.
К задачам ресурсно-ориентированного подхода можно отнести следующие:
-
определение ресурсов
-
определение возможностей
-
оценка потенциала
Некоторые исследователи [Н-Г. Ольве] считают этот подход балансирующем между моделью SWOT-анализа и моделью пяти конкурентных сил Портера, так как предприятие пытается сформировать свое конкурентное преимущество на основе внутренних ресурсов и возможностей.
В 1990-х годах Г. Хэмел и С. Прахалад, а также другие авторы развили рассматриваемый подход и ввели термин «базисная компетенция». Данная концепция предназначена для разработки текущих планов и является основой для повседневно принимаемых решений, так как опирается на ценностно-ориентированные теории.
Результирующая кривая совокупности целей предприятия должная апроксимироваться на результирующую кривую системы организационных ценностей (ОЦ), либо другими словами, каждая из сформулированных целей должна приводить к формированию определенной ценности. Именно создание системы ОЦ должно предопределять направление развития организации, декларируемое ее миссией. По определению [Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию.], «ценности ─ это приоритеты, которыми мы руководствуемся на протяжении нашей жизни… Создание знаний и новые идеи происходят из специальных отношений, которые формируются на базе совпадения ценностей, которых придерживаются стороны». Теория технологии ценностей (Values Technology) была разработана Б. Холлом в 1992 г., который определил, что человеческое поведение основывается на ценностях, причем их количество составляет 125.
На
сегодняшний день многие компании декларируют
свои ценности, примером может служить
модель ключевых ценностей компании Clarica,
в которой все множество ценностей подразделяется
на три составляющих подмножества: управление,
сотрудничество, инновации. British Airways –
крупнейший международный авиаперевозчик
декларирует свои ценности следующим
образом: «обеспечение безопасности и
удобств потребителей», «честность и ответственность»,
«инновационность и сплоченность», «глобальный
характер бизнеса и забота о каждом клиенте»,
«доброжелательность и коммуникабельность».
В работе Р.А. Фатхутдинова «Инновационный
менеджмент» дается определение ценности,
«как нечто особенного, то, чем система
владеет (содержит в себе), стремится сохранить,
либо иметь в будущем». Там же дается четкая
классификация организационных ценностей
(ОЦ) с точки зрения 11 признаков (таблица
2) и дается важное определение, что конечным
результатом управления ценностями является
конкурентное преимущество компании
на рынке, а именно, более высокий доход,
новый товар-технология, являющиеся результатами
диверсификационной деятельности предприятия.
Таблица 2- Классификация организационных ценностей предприятия
(Источник:
Р. А. Фатхутдинов «Инновационный менеджмент»)
Классификационный признак | Классификационное деление |
Система, формирующая ценность | Биологическая, социальная, производственная, техническая |
Вид ценностей | Материальные, нематериальные, денежные, социальные, культурные, духовные, природно-климатические, политические |
Содержание ценностей | Качественные, стоимостные, поведенческие, синергические |
Источник или основа происхождения ценностей | Объективные, субъективные |
Способ существования ценностей | Реальные, виртуальные |
Сущность ценностей | Базисные (радикальные новшества, высокая квалификация персонала, высокая организованность системы управления и т.п.), второстепенные (ординарные новшества, дешевые трудовые ресурсы, освоенная рыночная инфраструктура, активы и т.п.) |
Динамичность проявления ценностей | Стратегические, тактические |
Форма проявления ценностей | Достоинства индивидуума, позитивные взгляды на явления, оригинальная миссия системы, новшества и т.д. |
Место проявления ценностей | Вне системы, внутри системы |
Уровень стабильности проявления ценностей | Устойчивые (природно-климатические факторы, положительная конкурентная среда, высокая культура и т.п.) и неустойчивые (новшества, имидж, ресурсы и т.п.) |
Масштаб распространения ценностей | Глобальные, локальные, индивидуальные |
Исходя из приведенной классификации, организационная ценность может представлять собой любой объект, сформированный в процессе производственных отношений, обладающий свойством полезности.
Информация о работе Основы оперативного планирования производством