Основы управления МПЗ на примере склада «Находка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность и особенности учета материально-производственных запасов организации в соответствии с нормативными и законодательными актами.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы учета МПЗ;
рассмотреть организацию учета МПЗ в ТД «Находка»
предложить мероприятия по совершенствованию учёта МПЗ в ТД «Находка»

Файлы: 1 файл

BUU_KURSOVAYa_TEORETIChESKIE_OSNOVY_UPRAVLENIYa_MP.docx

— 123.89 Кб (Скачать файл)

При учете приобретения материалов по фактической себестоимости в  учете производятся следующие записи, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Записи при учете приобретения материалов по фактической себестоимости.

2 УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ Материально-производственных запасов

 

Аналитический учет материалов предполагает использование унифицированных  форм первичных учетных документов:

  • М-2 доверенность;
  • М-2а доверенность;
  • М-4 приходный ордер;
  • М-7 акт о приемке материалов;
  • М-8 лимитно-заборная карта;
  • М-11 требование-накладная;
  • М-15 накладная на отпуск материалов на сторону;
  • М-17 карточка учета материалов;
  • М-35 акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации  материального учета. Непосредственно  по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий  контроль за движением, сохранностью и  рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно  оформляться, обязательно содержать  подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и  руководителей соответствующих  подразделений.

Сырье и материалы поступают  от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного  расчета, от списания пришедших в негодность основных средств собственного производ­ства.

Контроль за выполнением  плана материально-технического обеспечения  по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия  и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала  данным счета поставщика.

 Материальные ценности  приходуют в соответствующих  единицах измерения (весовых,  объемных, линейных, числовых). Если  материалы поступают в одной  единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно  в двух единицах измерения.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов  производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах- первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.  Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Порядок документального  оформления отпуска материалов зависит  прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых  в производство и на другие нужды  ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами.

Отпуск материалов со складов  производят в пределах установленного лимита.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют  одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской  получателя — у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные.

Отпуск материалов сторонним  организациям или хозяйствам своей  организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел  снабжения в двух экземплярах  на основании нарядов, договоров и других документов:

  • первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов:
  • второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной  применяют товарно-транспортную накладную.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции  и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами.

Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и  откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут  по фактической себестоимости или  по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в  дебет материальных счетов относят  все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы»  и кредитуют:

  • счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — на сумму начисленных процентов за кредиты и займы, использованные на закупку материалов;
  • счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;
  • счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»— на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
  • счет 23 «Вспомогательные производства» — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
  • счет 20 «Основное производство»— на стоимость возвратных отходов;
  • другие счета.

Пример: 

  • 25.07.2011г. ОАО «Ромашка» получило на склад от поставщика 500кг удобрений по цене 10 руб./кг сумма затрат на доставку включена в цену.

Бухгалтерская запись:

  • 25.07.2011г Д10 К60 5000 руб. - поступление материалов от поставщика.

Пример:

  • ОАО «Ромашка» занимается выращиванием овощей. В качестве вспомогательного производства производит фосфорные удобрения. 30.07.2011г на склад поступило 300кг фосфорных удобрений. Себестоимость производства 1кг 6,5руб.

Бухгалтерские записи:

  • 30.07.2011г Д10 К23 1950 руб. - принятие к учету материалов, изготовленных собственными силами.

 

2.1 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И  ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МПЗ

 

Документальное   оформление  поступления  сырья  и  материалов, конечно же зависит  от  способа  их  поступления  в организацию.

В соответствии с Методическими указаниями и  ПБУ 5/01, материалы могут поступать  следующим образом:

    • приобретение за плату;
    • изготовление силами организации;
    • внесение в качестве вклада в уставный капитал;
    • безвозмездное получение;
    • поступление в результате товарообменной операции.

Поставщиками    выступают   промышленные   и   сельскохозяйственные

организации,  торговые  и  посреднические структуры, индивидуальные предприниматели,  физические  лица.  Кроме  того, сырье и материалы могут  поступать  в организацию и от подотчетных лиц, в том случае, если сырье и материалы приобретаются за наличный расчет.

В  крупных  организациях,  как  правило, существует специальная   служба  снабжения, обеспечивающая своевременное поступление сырья и материалов.  

Доставка  МПЗ  может  осуществляться от поставщиков  несколькими

способами: 

  • силами  поставщика  (централизованные поставки);
  • силами самой   организации   (самовывоз)  и  с  привлечением  транспортных организаций. 

Независимо  от  вида доставки поставщик обязан выдать организации  -  покупателю  комплект  всех  необходимых документов:

  • счета-фактуры;
  • накладные;
  • товарно-транспортные накладные (далее ТТН)  и другие.

Причем  к указанным документам должны прикладываться документы,  подтверждающие  качество  приобретенных  МПЗ, например, сертификаты соответствия.

При  централизованных  поставках МПЗ  приемка сырья и материалов

осуществляется  непосредственно на складе организации-покупателя. В

том  случае,  если организация самостоятельно вывозит  приобретаемые

ценности,  то  приемка  осуществляется на складе поставщика. В этом

случае   представитель   организации-покупателя  обязан  предъявить

поставщику   доверенность   (формы   №М-2,   №М-2а)   и   документ,

удостоверяющий  личность.

Пример 1. Организация     "А"    для    осуществления    производственной деятельности  закупает  ткани у организации "Б", с которой заключен договор  на  поставку ткани. Материалы, необходимые организации "А" закупает  работник  отдела  снабжения Федоров И.П. с последующим их получением на складе поставщика. Для  получения  материалов  бухгалтер  организации  "А"  должен выдать  Федорову  И.П. доверенность, в которой указывается перечень материалов, подлежащих получению.

Доверенность   выписывается   в  одном  экземпляре  и  выдается работнику - получателю материалов под расписку.

Учет  доверенностей  по форме №М-2а ведут организации, у которых получение материальных  ценностей по доверенностям носит массовый характер.  Выдача доверенностей этой формы ведется с использованием журнала  учета  выданных доверенностей с заранее пронумерованными и прошнурованными листами. Рекомендуемая   форма   журнала   учета доверенностей  должна содержать следующие графы:

  • № доверенности;
  • дата выдачи доверенности;
  • срок действия;
  • должность и фамилия лица, которому выдана доверенность;
  • наименование поставщика;
  • №  и  дата  наряда  (счета,  спецификации и другого заменяющего наряд документа) или извещения;

расписка лица, получившего доверенность и другие.

После  регистрации доверенности в журнале работник организации получающий     материально- производственные     ценности,    обязан расписаться в доверенности.

Поступившие в  организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы  передаются соответствующему подразделению  организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание  для приемки и оприходования  материалов.

Поступившие материалы  должны быть своевременно оприходованы. При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении  соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных  и сопроводительных документах.

Порядок и сроки  приемки материалов по количеству и  качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

Информация о работе Основы управления МПЗ на примере склада «Находка»