Основы управления МПЗ на примере склада «Находка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность и особенности учета материально-производственных запасов организации в соответствии с нормативными и законодательными актами.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы учета МПЗ;
рассмотреть организацию учета МПЗ в ТД «Находка»
предложить мероприятия по совершенствованию учёта МПЗ в ТД «Находка»

Файлы: 1 файл

BUU_KURSOVAYa_TEORETIChESKIE_OSNOVY_UPRAVLENIYa_MP.docx

— 123.89 Кб (Скачать файл)

Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных обстоятельств, списывается  с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счет 99 «Прибыль или убытки». Материалы, израсходованные при  ликвидации последствий стихийных  бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99. Вышеуказанные материалы принимают к бухгалтерскому учету на по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость  материалов (сырье, топливо, тара, запчасти и т.п.) складывается из трех величин:

    • договорной стоимости;
    • транспортно-заготовительных расходов;
  • расходов,   которые   необходимы,   чтобы  довести   материалы  до пригодного состояния.

Договорная стоимость - это цена материалов, по которой  они приобретены.

 Серьезной проблемой ТД «Находка» является обоснованное распределение транспортно-заготовительных расходов. Транспортно-заготовительные расходы - это затраты непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

К транспортно-заготовительным  расходам (ТЗР) относятся:

  • суммы, уплаченные за погрузо-разгрузочные работы и транспортировку материалов до склада покупателя;
  • расходы по содержанию складов аппарата
  • вознаграждения, уплаченные посредникам.

На  предприятии ТД «Находка» доставка материальных ценностей осуществляется собственным автомобильным транспортом. Согласно учетной политике предприятия расходы по заготовке и доставке материалов учитываются на счете 10/21 «Транспортно-заготовительные расходы». Расходы по заготовке и доставке материальных ценностей распределяются по направлениям пропорционально стоимости материалов. При этом расходы по приобретению сначала приходуются в Дт. 10/21 с Кт.60, а затем списываются в Дт.10/1 с Кт. 10/21.

Поступление материалов от поставщиков производится на основании  заключенных между ТД «Находка» и поставщиками договоров.

В договорах оговариваются:

  • вид поступивших материалов;
  • коммерческие условия поставки;
  • количественные и стоимостные показатели поступивших материальных ценностей;
  • сроки отгрузки материалов;
  • порядок расчетов между ТД «Находка» » и поставщиком. 

Расчеты с поставщиками осуществляются после отгрузки ими  материалов, либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

В настоящее время организации  сами выбирают форму расчетов за поставленные материалы. Основными формами расчетов, применяемые для расчетов с поставщиками ТД «Находка», являются, платежные поручения. Применение этой формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем).

Расчеты предприятия за поступившие материалы учитываются  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический  учет по счету 60 в ведется по каждому  поставщику и подрядчику. Это обеспечивает получение данных о задолженности  поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам  выданным и др.  Расчеты с поставщиками производят независимо от того, поступили материалы на склад или находятся в пути. Материалы считаются находящиеся в пути, если они оплачены, но до конца месяца не поступили. Такие материальные ценности приходуют условно проводкой: Д-10 К-60.

На счете 60 задолженность  отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим  материалам, несоответствие цен обусловленных  договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую  сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». Субсчет «Расчеты по претензиям» предназначен для обобщения  информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, а также  по предъявленным им, признанным и  присужденным штрафам, пеням и неустойкам, Этот счет дебетуется на суммы причиненного ущерба по вине поставщиков материалов, а кредитуется на суммы поступивших  платежей в корреспонденции со счетами  учета денежных средств или расчетов. Суммы неудовлетворенных претензий  или не подлежащих взысканию, относятся  на те счета, с которых они были приняты на учет.

Сумма НДС включается поставщиками счета на оплату и отражается у» по дебету счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям  » и кредиту счета 60. Затраты  на оплату процентов по кредитам поставщиков  за приобретенные материалы отражаются по дебету счет 10 «Материалы Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51,51,55) или кредитов банков (66,67). Порядок бухгалтерских записей зависит от применяемых форм расчетов.

Помимо указанных расчетов на счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» отражают выданные авансы по закупаемым материалам суммовые и  курсовые разницы, а также прекращение  обязательств.

Выданные авансы учитывают  по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51,52 и др.). и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Прекращения обязательств (по мимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новаций, прощения долга, ликвидации юридического лица (ст.410, 414,415, 419 ПС РФ). Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 и кредита счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и  отражается по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляется заметки в аналитическом учете. Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и предписание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кредиторской называют задолженность ТД «Находка» другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Общий срок исковой давности установлен в три года (ГК РФ, ст. 196). Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенный или более длительный по сравнению с общим сроком.  Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации письменного обоснования и приказа руководителя. Если при приеме материалов установлена недостача материалов по вине поставщика, то составляется акт и поставщику направляется претензионное письмо (или претензия) на сумму недостающих средств.

Правильность и своевременность  оприходования материалов контролируется материальным отделом бухгалтерии  путем сличения приходных документов с расчетными документами поставщиков.

Рассмотрим пример поставки материалов. В ноябре 2010г. на ТД «Находка» поступили: насос масляный без шестерни, гильза МАЗ КОРОТКАЯ, номенклатурный номер 796 (согласно приходному ордеру ф № М-4№209)  Приложение А, в количестве 800 шт. на сумму 41600 руб от ОАО "КАМАЗ". Общая сумма по счету-фактуре 228314,1 Приложение Б. При приемке гильзы установлен брак в количестве 29 шт. на сумму 1508 р., на сумму которой предъявлена претензия.

В бухгалтерском учете  данная операция была отражена следующими проводками:

  • Дебет  60.1 «Расчеты  с  поставщиками  в  рублях» Кредит  51 «Расчетные счета» на сумму 226806,1 руб. (оплачен  счет ОАО "КАМАЗ" );
  • Дебет   10.1   «Сырье   и   материалы»      Кредит   60.1   «Расчеты   с поставщиками в рублях» на сумму 192208,56 р. (Отражена покупная стоимость материалов без НДС)
  • Дебет 76.2 «Расчеты по претензиям»    Кредит 60.1   «Расчеты с поставщиками в рублях» на сумму 1508 р. (при приемке установлен брак в на которую выставлена претензия).
  • Дебет 51 «Расчетные  счета»     Кредит 76.2 «Расчеты по претензиям» - 1508 руб.  

Учет  расчетов с поставщиками о деятельности, которой составляется бухгалтерская  отчетность, ведется на счете 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" автоматизировано. При этом на основании  выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета  по каждому счету, применяемому для  учета расчетов с поставщиками. Эти  машинограммы служат основанием для  разработки машинограмм -оборотных  ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в главную  книгу. Отрицательным в учете расчетов с поставщиками является несвоевременное оформление документов по поступлению материалов. Отпуск материалов в производство осуществляют на основании требования-накладной. Пример – по требованию – накладной  № 153 21.11.07г Приложение В с основного  склада бригаде сборщиков  отпущены материалы в соответствии с указанными наименованиями и номенклатурными номерами.

Дебет  20 «Основное производство» К 10.1. «Сырье и материалы» 807,81 отпущено по покупной стоимости без учета НДС, так как учет на складе ведется по учетным ценам.

Для учета и расходования ГСМ  планом счетов бухгалтерского учета  предусмотрен счет 10 «Материалы». Рабочим  планом счетов предприятия к счету 10 «Материалы» открыт субсчет 3 «Топливо», где учитывается наличие и  движение нефтепродуктов, предназначенных  для эксплуатации транспортных средств. Бухгалтерский учет этих расходов осуществляется в соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов», утвержденное приказом Минфина  России от 09.06.2000г. №44н.

ГСМ приходуются на счет 10 «Материалы»  субсчет 3 «Топливо» по фактической  себестоимости без НДС (п.5,6 ПБУ 5/01). При этом учет ГСМ ведут по видам, местам хранения и материально ответственным  лицам, а также по водителям, маркам автобусов и т.д. 10/3 «ГСМ на складе». Автобаза имеет оборудованные помещения  для хранения ГСМ, поэтому на этом субсчете учитывают наличие и  движение нефтепродуктов всех видов, полученных для эксплуатации автотранспорта, в  пунктах заправки (стационарных или  передвижных) и хранилищах.

Соответственно бухгалтерия сделает  запись по дебету счета 10.3 «Нефтепродукты на складе» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

  • Дебет сч. 10/3 «ГСМ на складе» Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»    12000 руб;
  • оприходованы поступившие ГСМ на склад от поставщика
  • Дебет сч. 19/3 «НДС по приобретенным материально – производственным запасам»;
  • Кредит сч. 60/2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   - 2160 руб;
  • отражен НДС по приобретенным материально – производственным запасам;
  • Дебет сч. 60/2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;                
  • Кредит сч. 51 «Расчетный счет»   -  14160 руб.

Основанием для записи по дебету субсчета 10/3 служат первичные документы (счета – фактуры, накладные), согласно которым материально – ответственное  лицо проверяет и приходует поступившие  ГСМ на склад, а бухгалтерия делает соответствующие записи.

В ТД «Находка» приобретаются специальные талоны на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо), которые затем выдаются под отчет работникам для заправки автотранспорта. Стоимость таких талонов отражается в учете общества на счете 10.3

 

3.3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  УЧЕТА МПЗ В ТД «НАХОДКА»

 

Аналитическая информация о составе, количестве, стоимости, движении МПЗ, используемых в производстве, необходима любому предприятию. Эта информация важна как для обеспечения  контроля за сохранностью МПЗ, так и  для принятия своевременных и  правильных управленческих решений, поэтому  выбранная тема исследования является актуальной.

Анализ показателей хозяйственной  деятельности показал, что предприятие  работает стабильно, наиболее значимым фактором успешности является увеличение объема работ за счет заключения договоров  как  со строительными организациями, так и с физическими лицами.

В организации  составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники  его формирования. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета. Согласно учетной политике бухгалтерского учета учет материалов ведут с использованием счета 10 «Материалы». На предприятие часть материалов поступает от иногородних поставщиков, поэтому в бухгалтерском учете отражаются операции по неотфактурованным поставкам и материалам в пути.

Инвентарь и хозяйственные  принадлежности учитываются на счете 10 "Материалы". Так как этот вид материалов используется в производстве в течение определенного времени, то имеет особенности учета при  передаче в эксплуатацию.

По приказу руководителя проводятся инвентаризации плановые и  внезапные постоянно действующей  комиссией. Своевременно осуществляются расчеты с поставщиками и контроль за МПЗ, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.

Вместе с тем, в работе выявлены недостатки:

  • поступившие на предприятие материалы без сопроводительных документов (счета-фактуры) были занесены в книгу покупок,  НДС был выставлен к зачету из бюджета;
  • последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы  и отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не завизированы председателем комиссии;
  • инвентаризационные описи заполняются машинописным способом, а в случае расхождений – исправления вносятся вручную, т.е производится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием запасов, а не наоборот;
  • в описях, после утверждения результатов инвентаризации, имеются незаполненные строки.

Информация о работе Основы управления МПЗ на примере склада «Находка»