Основы внешней и внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений проблемы стратегического и внутрифирменного управления приобретают особую актуальность для любых предприятий, поэтому эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Основы внешней и внутренней среды организации
Организация как открытая система
Анализ внешней и внутренней среды организации
Методы анализа внешней и внутренней среды организации

Глава 2. Исследование внешней и внутренней среды ООО «Метек»
2.1 Характеристика организации ООО «Метек»
2.2 Анализ и оценка внешней среды ООО «Метек»
2.3 Анализ и оценка внутренней среды ООО «Метек»
2.4 Рекомендации по выбору стратегии развития ООО «Метек»

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 359.09 Кб (Скачать файл)

г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.

д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями.

 

    Таблица 2.1 Анализ угроз и возможностей макросреды ООО «Метек»

Факторы макросреды

Характер влияния

Возможная реакция предприятия

Значительный уровень инфляции

отрицательное

предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки

Сложность привлечения достаточного объема инвестиций

отрицательное

проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков

Недостаток квалифицированного персонала

отрицательное

обучение; привлечение специалистов за более высокую зарплату

Выход на внешний рынок

положительное

организация дилерских центров за рубежом

Использование НОУ-ХАУ

положительное

монополия на производство

Получение льгот, снижение налоговых ставок, таможенных пошлин

положительное

уменьшение необходимой величины инвестиций, сокращение сроков окупаемости


 

 

Таким образом, основными факторами макросреды, оказывающими влияние на ООО «Метек» являются экономические, правовые, научно-технические и социальные.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Давление со стороны поставщиков заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль.

ООО «Метек» является крупным металлургическим предприятием и реализует металлургическую продукцию. С его складов реализуется арматура, катанка, качественный прокат, фасонный прокат, рядовой лист, нержавеющий сортовой и листовой прокат, трубная продукция. Это позволяет компании расширять присутствие на рынке конечного потребителя.

Предложения от поставщиков прочих материалов в настоящее время на рынке высокое и устойчивое, качество хорошее.

б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

Сегодня ООО «Метек» управляется сплоченной командой, объединенной общей задачей по достижению стратегических целей компании.

в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. Следует отметить, что государственная политика направлена на развитие предпринимательства, политическая обстановка в стране начинает стабилизироваться, улучшаются социальные условия.

г) Потребители. Группы потребителей данной продукции достаточно стабильны. Клиентами являются свыше 200 ведущих предприятий российского рынка. ООО «Метек» работает с оптовыми и мелкооптовыми заказами, а также розничными покупателями.

Уровень информированности покупателя высокий, реклама осуществляется через интернет, телекомпании, газет, журналов.

д) Конкуренты. Среди крупнейших федеральных игроков, присутствующих сегодня на рынке, можно отметить «Металл-Сервис», «ЕвразХолдинг» и Сталепромышленную компанию (СПК). Тон задают крупные производители металлургической продукции. Основные методы укрепления собственных позиций - это сервис и минимальная наценка. У ООО «Метек» есть два безусловных преимущества: это наличие аффилированного поставщика и финансовые ресурсы. В то же время риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности компании ООО «Метек», поскольку на сегодняшний день существует достаточно много независимых металлотрейдеров, которые всегда готовы предложить более широкий ассортимент продукции, в том числе и продукцию конкурентов.

 

2.2 Анализ и оценка внешней среды ООО «Метек»

 

В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации ООО «Метек» – таблица 2.2

Таблица 2.2 Матрица STEP-анализа внешней среды организации

Факторы внешней среды (глобальные проблемы)

Краткая характеристика вариантов развития экономики

Пессимис-тичный

Реалис-

тичный

Оптимис-тичный

1. Социальные:

- рост реальных доходов  населения;

- изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы;

- улучшение демографической  ситуации в регионе;

- изменение потребностей  и вкуса покупателей (потребительских предпочтений).

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

+

 

+

2. Технологические:

- появление научно-технических  достижений;

- сырьевая ситуация и ресурсный  потенциал региона;

- развитие конкурентных технологий;

- потенциал инноваций.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

+

+

3. Экономические:

- улучшение экономической ситуации  в регионе;

- появление новых конкурентов;

- рост активности конкурентов;

-снижение покупательской способности;

- обменные курсы валют;

- сезонность.

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

 

+

4. Политические:

- ужесточение государственной  политики в области сертификации;

- ужесточение госконтроля за  деятельностью бизнес субъектов и штрафные санкции.

 

+

 

+

 

+

 

 

Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.

Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного курса валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации.

Далее построим матрицу GE, на которой отразим сильные стороны / конкурентоспособность организации, размер отрасли и долю организации ООО «Метек» на рынке – рисунок 2.


 

А1

А2

В3

А3

В2

С1

В1

С2

С3





 


        Высокая

                                                                      

             Средняя

                                                                          

                                           Низкая

 
                                                                   

1

- Высокий приоритет, с точки  зрения инвестирования

- Средний приоритет, с точки  зрения инвестирования

- Низкий приоритет, с точки зрения  инвестирования




 

 

 

 




 

 

 
Рисунок 2 – Матрица GE «Привлекательность отрасли – сильные стороны предприятия»

Для позиции А 1, характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке.

Для позиции А 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.

Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны.

Виды бизнеса, попадающие в три клетки в нижнем правом углу матрицы, называют Проигравшими (С1, С2, С3).

Это такие виды, которые обладают, по крайней мере, одним из низших и не обладают ни одним из высших параметров, откладываемых на осях Х и У.

Дополнительные инвестиции организации в такие виды бизнеса, как правило, должны быть ограничены или остановлены вовсе, так как связь между такими инвестициями и массой прибыли организации отсутствует.

Для С 1 характерна средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ на рынке.

Для С 2 характерны низкая привлекательность рынка и средний уровень относительных преимуществ на рынке.

Позиции С 3 определяются низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.

Виды бизнеса, попадающие в три клетки, расположенные вдоль диагонали, идущей от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называют «пограничными» - В1, В2, В3. Это такие виды бизнеса, которые могут, как расти при определенных условиях, так и, наоборот, сокращаться.

Бизнес ООО «Метек» относится к средним позициям (В2): средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.

Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.

Установим степень привлекательности отрасли, для чего построим таблицу оценок привлекательности таб.2.3

 

   Таблица 2.3 Оценка привлекательности отрасли

Параметры отрасли

Относительный вес (ОВ)

Оценка привлекательности (ОП)

Результат = ОВ*ОП

1. Размер и темп роста рынка

0,15

4

0,6

2. Острота конкуренции

0,1

4

0,4

3. Концентрация потребителей

0,05

5

0,25

4. Уровень концентрации поставщиков

0,05

2

0,1

5. Зависимость спроса от цены

0,07

3

0,21

6. Уровень насыщения спроса

0,15

4

0,6

7. Невмешательство государства

0,05

4

0,2

8. Низкая степень устаревания  продукции

0,03

5

0,15

9. Технологическая стабильность

0,1

4

0,4

10. Прибыльность

0,2

5

1,0

11. Барьеры для входа и выхода

0,05

2

0,1

Оценка привлекательности отрасли

1

-

4,01


 

ООО «Метек» может улучшить свои результаты только за счет грамотной стратегии дифференциации – создавая и развивая прибыльные сегменты, а также создавая барьеры для выхода конкурентов на эти сегменты.

Далее оценим конкурентную позицию стратегической единицы бизнеса в данной отрасли, на основании данных таблицы оценки конкурентной позиции таб. 2.4.

 

     Таблица 2.4 Оценка конкурентной позиции

 

Основные факторы успеха

Относительный вес (ОВ)

Оценка привлекательности (ОП)

Результат = ОВ*ОП

1. Относительная доля на рынке

0,2

4

0,8

2. Система сбыта

0,05

5

0,25

3. Развитие производственных процессов

0,1

5

0,5

4. Издержки (затраты)

0,1

4

0,4

5. Техническая оснащенность

0,15

4

0,6

6. Качество продукции

0,1

5

0,5

7. Деловые связи

0,2

4

0,8

8. Финансовые возможности

0,1

4

0,4

9 Оценка конкурентной позиции

1

-

4,25


 

Рекомендации: поиск растущих сегментов; специализация и дифференциация; выборочное инвестирование.

ООО «Метек» имеет хорошую силу, но рынок уже теряет свою привлекательность. Поэтому необходимо искать растущие сегменты; инвестировать в рост на этих сегментах, чтобы расти быстрее рынка и усиливать свое лидерство на рынке.

Таким образом, комплекс мер по повышению конкурентоспособности может обеспечить высокие темпы развития предприятия и расширение его доли рынка.

 

2.3 Анализ и оценка внутренней среды ООО «Метек»

 

Далее проведем анализ внутренней среды ООО «Метек».

Как было отмечено выше, к основным элементам внутренней среды организации относятся: миссия организации, цели, деловая стратегия, люди, структура, ресурсы и технологии. Все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других. Всякая организация имеет свое предназначение, т.е. это можно выразить как миссия организации.

Информация о работе Основы внешней и внутренней среды организации