Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:41, курсовая работа
В условиях рыночных отношений проблемы стратегического и внутрифирменного управления приобретают особую актуальность для любых предприятий, поэтому эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Введение
Глава 1 Основы внешней и внутренней среды организации
Организация как открытая система
Анализ внешней и внутренней среды организации
Методы анализа внешней и внутренней среды организации
Глава 2. Исследование внешней и внутренней среды ООО «Метек»
2.1 Характеристика организации ООО «Метек»
2.2 Анализ и оценка внешней среды ООО «Метек»
2.3 Анализ и оценка внутренней среды ООО «Метек»
2.4 Рекомендации по выбору стратегии развития ООО «Метек»
Заключение
Список использованной литературы
г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.
д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями.
Факторы макросреды |
Характер влияния |
Возможная реакция предприятия |
Значительный уровень инфляции |
отрицательное |
предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки |
Сложность привлечения достаточного объема инвестиций |
отрицательное |
проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков |
Недостаток квалифицированного персонала |
отрицательное |
обучение; привлечение специалистов за более высокую зарплату |
Выход на внешний рынок |
положительное |
организация дилерских центров за рубежом |
Использование НОУ-ХАУ |
положительное |
монополия на производство |
Получение льгот, снижение налоговых ставок, таможенных пошлин |
положительное |
уменьшение необходимой величины инвестиций, сокращение сроков окупаемости |
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
а) Поставщики. Давление со стороны поставщиков заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль.
ООО «Метек» является крупным металлургическим предприятием и реализует металлургическую продукцию. С его складов реализуется арматура, катанка, качественный прокат, фасонный прокат, рядовой лист, нержавеющий сортовой и листовой прокат, трубная продукция. Это позволяет компании расширять присутствие на рынке конечного потребителя.
Предложения от поставщиков прочих материалов в настоящее время на рынке высокое и устойчивое, качество хорошее.
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
Сегодня ООО «Метек» управляется сплоченной командой, объединенной общей задачей по достижению стратегических целей компании.
в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. Следует отметить, что государственная политика направлена на развитие предпринимательства, политическая обстановка в стране начинает стабилизироваться, улучшаются социальные условия.
г) Потребители. Группы потребителей данной продукции достаточно стабильны. Клиентами являются свыше 200 ведущих предприятий российского рынка. ООО «Метек» работает с оптовыми и мелкооптовыми заказами, а также розничными покупателями.
Уровень информированности покупателя высокий, реклама осуществляется через интернет, телекомпании, газет, журналов.
д) Конкуренты. Среди крупнейших федеральных игроков, присутствующих сегодня на рынке, можно отметить «Металл-Сервис», «ЕвразХолдинг» и Сталепромышленную компанию (СПК). Тон задают крупные производители металлургической продукции. Основные методы укрепления собственных позиций - это сервис и минимальная наценка. У ООО «Метек» есть два безусловных преимущества: это наличие аффилированного поставщика и финансовые ресурсы. В то же время риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности компании ООО «Метек», поскольку на сегодняшний день существует достаточно много независимых металлотрейдеров, которые всегда готовы предложить более широкий ассортимент продукции, в том числе и продукцию конкурентов.
В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации ООО «Метек» – таблица 2.2
Таблица 2.2 Матрица STEP-анализа внешней среды организации
Факторы внешней среды (глобальные проблемы) |
Краткая характеристика вариантов развития экономики | ||
Пессимис-тичный |
Реалис- тичный |
Оптимис-тичный | |
1. Социальные: - рост реальных доходов населения; - изменения законодательства,
затрагивающие социальные - улучшение демографической ситуации в регионе; - изменение потребностей и вкуса покупателей (потребительских предпочтений). |
+ |
+ |
+
+
+ |
2. Технологические: - появление научно-технических достижений; - сырьевая ситуация и ресурсный потенциал региона; - развитие конкурентных технологий; - потенциал инноваций. |
+ |
+ |
+
+ + |
3. Экономические: - улучшение экономической - появление новых конкурентов; - рост активности конкурентов; -снижение покупательской способности; - обменные курсы валют; - сезонность. |
+ + + + + |
+ + + |
+ |
4. Политические: - ужесточение государственной
политики в области - ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес субъектов и штрафные санкции. |
+
+ |
+ |
Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.
Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного курса валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации.
Далее построим матрицу GE, на которой отразим сильные стороны / конкурентоспособность организации, размер отрасли и долю организации ООО «Метек» на рынке – рисунок 2.
А1 |
А2 |
В3 |
А3 |
В2 |
С1 |
В1 |
С2 |
С3 |
Высокая
Средняя
Низкая
1
- Высокий приоритет, с точки зрения инвестирования - Средний приоритет, с точки зрения инвестирования - Низкий приоритет, с точки зрения инвестирования |
|
|
Рисунок 2 – Матрица GE «Привлекательность
отрасли – сильные стороны предприятия»
Для позиции А 1, характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке.
Для позиции А 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.
Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны.
Виды бизнеса, попадающие в три клетки в нижнем правом углу матрицы, называют Проигравшими (С1, С2, С3).
Это такие виды, которые обладают, по крайней мере, одним из низших и не обладают ни одним из высших параметров, откладываемых на осях Х и У.
Дополнительные инвестиции организации в такие виды бизнеса, как правило, должны быть ограничены или остановлены вовсе, так как связь между такими инвестициями и массой прибыли организации отсутствует.
Для С 1 характерна средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ на рынке.
Для С 2 характерны низкая привлекательность рынка и средний уровень относительных преимуществ на рынке.
Позиции С 3 определяются низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.
Виды бизнеса, попадающие в три клетки, расположенные вдоль диагонали, идущей от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называют «пограничными» - В1, В2, В3. Это такие виды бизнеса, которые могут, как расти при определенных условиях, так и, наоборот, сокращаться.
Бизнес ООО «Метек» относится к средним позициям (В2): средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.
Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
Установим степень привлекательности отрасли, для чего построим таблицу оценок привлекательности таб.2.3
Таблица 2.3 Оценка привлекательности отрасли
Параметры отрасли |
Относительный вес (ОВ) |
Оценка привлекательности (ОП) |
Результат = ОВ*ОП |
1. Размер и темп роста рынка |
0,15 |
4 |
0,6 |
2. Острота конкуренции |
0,1 |
4 |
0,4 |
3. Концентрация потребителей |
0,05 |
5 |
0,25 |
4. Уровень концентрации поставщиков |
0,05 |
2 |
0,1 |
5. Зависимость спроса от цены |
0,07 |
3 |
0,21 |
6. Уровень насыщения спроса |
0,15 |
4 |
0,6 |
7. Невмешательство государства |
0,05 |
4 |
0,2 |
8. Низкая степень устаревания продукции |
0,03 |
5 |
0,15 |
9. Технологическая стабильность |
0,1 |
4 |
0,4 |
10. Прибыльность |
0,2 |
5 |
1,0 |
11. Барьеры для входа и выхода |
0,05 |
2 |
0,1 |
Оценка привлекательности отрасли |
1 |
- |
4,01 |
ООО «Метек» может улучшить свои результаты только за счет грамотной стратегии дифференциации – создавая и развивая прибыльные сегменты, а также создавая барьеры для выхода конкурентов на эти сегменты.
Далее оценим конкурентную позицию стратегической единицы бизнеса в данной отрасли, на основании данных таблицы оценки конкурентной позиции таб. 2.4.
Таблица 2.4 Оценка конкурентной позиции
Основные факторы успеха |
Относительный вес (ОВ) |
Оценка привлекательности (ОП) |
Результат = ОВ*ОП |
1. Относительная доля на рынке |
0,2 |
4 |
0,8 |
2. Система сбыта |
0,05 |
5 |
0,25 |
3. Развитие производственных |
0,1 |
5 |
0,5 |
4. Издержки (затраты) |
0,1 |
4 |
0,4 |
5. Техническая оснащенность |
0,15 |
4 |
0,6 |
6. Качество продукции |
0,1 |
5 |
0,5 |
7. Деловые связи |
0,2 |
4 |
0,8 |
8. Финансовые возможности |
0,1 |
4 |
0,4 |
9 Оценка конкурентной позиции |
1 |
- |
4,25 |
Рекомендации: поиск растущих сегментов; специализация и дифференциация; выборочное инвестирование.
ООО «Метек» имеет хорошую силу, но рынок уже теряет свою привлекательность. Поэтому необходимо искать растущие сегменты; инвестировать в рост на этих сегментах, чтобы расти быстрее рынка и усиливать свое лидерство на рынке.
Таким образом, комплекс мер по повышению конкурентоспособности может обеспечить высокие темпы развития предприятия и расширение его доли рынка.
Далее проведем анализ внутренней среды ООО «Метек».
Как было отмечено выше, к основным элементам внутренней среды организации относятся: миссия организации, цели, деловая стратегия, люди, структура, ресурсы и технологии. Все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других. Всякая организация имеет свое предназначение, т.е. это можно выразить как миссия организации.
Информация о работе Основы внешней и внутренней среды организации