Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование особенностей формирования прибыли и рентабельности предприятия. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
1. Определение экономической сущности прибыли и рентабельности предприятия.
2. Рассмотрение особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО
«Газпром»

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3 1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия………………………….………………………………5
1.1 Понятие прибыли и рентабельности, как экономической категории ……………………………………………………………5
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия …………………………………………………………10 1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете…………………14
1.4 Механизм распределения и использования прибыли…………15
1.5 Методы расчета рентабельности………………………………..18
1.6 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности …………20
2. Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»…………………………………………………………….21
2.1 Общие сведения ОАО «Газпром»……………………………...21
2.2 Формирование прибыли ОАО «Газпром»…………………….23
2.3 Расчет показателей рентабельности ОАО «Газпром»…………25
Заключение………………………………………………………...27
Библиографический список ………………………………………29

Файлы: 1 файл

2 курсовые работы Прибль и рентабельность предприятий.docx

— 137.76 Кб (Скачать файл)

 
[9] Сергеев И.В., Экономика организаций  (предприятий). – М., 2006 г. – с. 450 –452.

 
[10] Воронин С., О методике расчета  рентабельности в реальном секторе  экономики // Общество и экономика. - № 2, 2005 г. – с. 84 – 100.

 
[11] Самсонова Н.Ф., Финансовый менеджмент. – М., 2002 г. – с. 363 – 399. 

 
[12] www.gazprom. ru - Официальный сайт ОАО  «Газпром».

 
[13] Цегельский А., Газпром: из истории  развития: [страничка акционера] // Труд. – 13 сент., 2002 г. – с. 3. 

 
[14] Круглов А.В., Основные направления  работы финансово – экономического  блока ОАО «Газпром» // Газовая  промышленность. - № 9, 2005 г. – с. 18 – 20.   
 
 
 
 
 
 

Введение  
      

Прибыль и рентабельность одни из основных экономических показателей оценки хозяйственной деятельности предприятий.      

Основная  задача торгового предприятия –  закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.     

Результат деятельности предприятия оценивается  системой показателей, основным из которых  является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового  предприятия. Это позволяет выявить  не только общую экономическую эффективность  работы предприятия, но и оценить  другие стороны его деятельности.      

Прибыль, как экономическая категория, характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.     

За  счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организаций, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.      

Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что организация акционерной, арендной, частной или другой формы предпринимательства, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.      

По  прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций.      

Но  не всегда прибыль может дать характеристику эффективности деятельности того или иного предприятия. Более точные сведения об эффективности дают показатели рентабельности, которые характеризуют прибыльность финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Зная уровень рентабельности, инвестор может рассчитать ту прибыль, которую он может получить, инвестируя его.     

Актуальность  темы изучения прибыли и рентабельности заключается в том, что экономическая ситуация в стране постоянно меняется и с тем самым меняется и роль прибыли. Нестабильность рыночных отношений, несовершенство налоговой системы, постоянно меняющиеся нормативные акты – те условия, которые в настоящее время характеризуют экономическую ситуацию в стране. Существование торгового предприятия и его развитие  обусловлено использованием собственных заработанных средств. Поэтому большое значение имеет исследование закономерностей формирования основного источника дохода предприятия – прибыли и оценки эффективности его работы, то есть рентабельности.     

Целью же курсовой работы является комплексное  исследование теоретических основ  прибыли и рентабельности торгового  предприятия в условиях рыночной экономики.             
 

I. Теоретическая часть  
      

1.Экономическая  сущность прибыли  и её функции  
      

Эффективная работа предприятий - важнейшее условие  благосостояния нации и процветания государства. Ведь предприятия являются основными налогоплательщиками, пополняют доходную часть государственного и местных бюджетов.      

В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Это встречается очень редко. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения прибыли. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации  товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом,  в течение которого происходит это обесценивание.      

Прибыль сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый – экономист Самуэльсон прибыль определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию [1].       

С развитием рыночных отношений все  чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством).       

Все вышеназванные источники связаны  между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам  будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние организации боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя  стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит организацию прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности  и даже к банкротству.      

Внедрение инноваций как источник прибыли  предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.     

Продолжительность притока прибыли от внедрения  инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.     

Бывают  ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли и  убытка пассивна. Такие ситуации порождены характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).     

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями  и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.      

Прибыль характеризует производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.     

Прибыль – это особый систематически воспроизводимый  ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.      

 Сущность рассматриваемой экономической  категории заключается в том,  что необходимый уровень прибыли  – это:     

- основной  источник текущего и долгосрочного  развития организации;     

- главный  источник возрастания рыночной  стоимости организации;     

- индикатор  кредитоспособности организации;     

- главный  интерес собственника, поскольку  он обеспечивает возможность  возрастания капитала и бизнеса;      

- индикатор  конкурентоспособности организации  при наличии стабильного и  устойчивого уровня прибыли;     

- гарант  выполнения организацией своих  обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных  потребностей общества.     

Однако  финансовым результатом может выступать  не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких  затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, снижением покупательского спроса.      

 В  упрощенном виде прибыль -- это  разность между валовым доходом  и издержками обращения предприятия.  Такую прибыль принято называть  бухгалтерской  (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.     

Получение наибольшей прибыли является мотивационным  стимулом для:     

- повышения заинтересованности  предприятия и трудового коллектива  в эффективном хозяйствовании, так как от конечных результатов зависят доходы предпринимателей и работников;      

- конкуренции между хозяйствующими  субъектами; в этой борьбе побеждает наиболее финансово устойчивые и рентабельные предприятия, способные при необходимости расширять свою деятельность, маневрировать своими ценами     

Следовательно, в рыночных условиях успешно развиваются  лишь те предприятия, которые руководствуются в своей деятельности мотивом максимизации прибыли. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и концернов (холдингов).     

Прибыль как важнейшая категория рыночной экономики выполняет ряд функций:     

- Прибыль  характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности  предприятия. Получение прибыли  на предприятии означает, что  полученные доходы превышают  все расходы, связанные с его  деятельностью. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия. От размера прибыли зависит доля доходов учредителей и собственников на вложенный капитал, размеры дивидендов и других доходов. От величины прибыли зависит рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала в целом и каждой акции в отдельности.     

- Прибыль  обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль  является одновременно не только  финансовым результатом, но и  основным элементом финансовых  ресурсов предприятия. Поэтому  предприятие заинтересовано в  получении максимальной прибыли,  так как это является основой  для расширения производственной  деятельности, научно-технического  и социального развития предприятия,  материального поощрения работников. Именно за счет прибыли предприятием  может производиться: премирование  персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством  по системам текущего премирования; выплата материальной помощи; оплата  дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством; выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия; предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания; оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи. Однако иногда стимулирующая функция начинает играть негативную роль в деятельности предприятия. Это бывает в том случае, когда стремление получить максимальную прибыль превращается в самоцель для предприятия. При этом для достижения данной цели часто используется применение недопустимых методов, таких как необоснованный   рост   цен,   увеличение   выпуска   более   дорогой    высокорентабельной продукции вместо низкорентабельной, но имеющей спрос у покупателей. Кроме того, иногда в ущерб производственному и социальному развитию предприятия большая часть чистой прибыли направляется на увеличение оплаты труда, премирование работников, то есть в фонд потребления, а не в фонд накопления. Все эти негативные моменты приводят к ухудшению экономической ситуации в стране, росту темпов инфляции, снижению эффективности производства.      

Информация о работе Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»