Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование особенностей формирования прибыли и рентабельности предприятия. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
1. Определение экономической сущности прибыли и рентабельности предприятия.
2. Рассмотрение особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО
«Газпром»

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3 1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия………………………….………………………………5
1.1 Понятие прибыли и рентабельности, как экономической категории ……………………………………………………………5
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия …………………………………………………………10 1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете…………………14
1.4 Механизм распределения и использования прибыли…………15
1.5 Методы расчета рентабельности………………………………..18
1.6 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности …………20
2. Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»…………………………………………………………….21
2.1 Общие сведения ОАО «Газпром»……………………………...21
2.2 Формирование прибыли ОАО «Газпром»…………………….23
2.3 Расчет показателей рентабельности ОАО «Газпром»…………25
Заключение………………………………………………………...27
Библиографический список ………………………………………29

Файлы: 1 файл

2 курсовые работы Прибль и рентабельность предприятий.docx

— 137.76 Кб (Скачать файл)

Рентабельность  продаж рассчитывается по формуле     

                           

                   

(6)                                                

В экономическом анализе этот показатель характеризует норму общей прибыльности.      

Использование данного коэффициента позволяет  сделать некоторые выводы о поведении  компаний в области ценообразования и их способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.   

Показатель  рентабельности продаж может служить  ориентиром в оценке конкурентоспособности предприятия: снижение рентабельности товарооборота означает, как правило, падение спроса на товары. Следовательно, добиться роста рентабельности можно либо повышением цен при неизменных издержках, либо снижения издержек при сохранении цен.     

Для оценки рентабельности товарооборота  лучше использовать показатель прибыли  от реализации товаров, поскольку он напрямую зависит от изменения объема товарооборота. Показатель рентабельности продаж применяется в процессе внутрифирменного планирования прибыли от реализации товаров, так как торговая надбавка должна обеспечивать не только покрытие всех издержек, но и получение известной прибыли.     

Следует, однако, иметь в виду, что величины этой теоретически «нормальной» прибыли и фактической чистой прибыли совпадают сравнительно редко. Кроме того, принимаемая компанией «норма» прибыли зачастую диктуется рыночными условиями, а не выбирается произвольно.     

2. Рентабельность основных производственных фондов(капитала).      

В определении рентабельности деятельности предприятий приоритетным направлением является изучение показателей результативности использования инвестированного капитала, поскольку уровень рентабельности продаж, исчисленный с любой точки зрения, не дает оценки эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия, для достижения желаемого результата (прибыли).     

   

(7)      

Коэффициент рентабельности активов (return on assets – ROA) показывает способность компании использовать оборотный и необоротный капитал  и сколько единиц денежных средств  необходимо предприятию для получения  единицы прибыли. При сравнении  с общеотраслевыми показателями коэффициент применяется для  определения конкурентоспособности  компании. В активы включаются средства как собственников предприятия, так и кредиторов.      

Коэффициенты  рентабельности собственного и заемного капитала показывают эффективность  использования собственного и заемного капитала, т.е. сколько единиц прибыли  получено компанией за счет собственных  и заемных средств.     

Прибыль до вычета налогов считается более  точной, так как уровень налоговых ставок зависит от политики государства, а не от менеджмента компании. Уровень выплачиваемых процентов также не зависит от компании. Данные коэффициенты могут выглядеть также следующим образом:      

       

(8)       

                                                                

      

(9)         

3.Рентабельность  продукции (норма прибыли, коэффициент  окупаемости затрат).     

Рентабельность  продукции - это отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения.      

                    

(10)       

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным  видам продукции и в целом  по предприятию.      

Наряду  с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчёта уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели.  
  
  
      

II. Практическая часть  
      

1.Внешнеторговое  развитие РФ  
 

Таблица 1 - Динамика внешнеторгового оборота  России (по методологии платежного баланса). 

Период ВТО,млрд. Темп  изменения,% В том  числе Отклонение(+/-)
Экпорт,млн Импорт,млн. Экспорт Импорт
2005 2006 2005 2006 2005 2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Январь 21168 29518 139,45 14172 20938 6996 8580 1584 6766
Февраль 24684 32323 130,95 16212 21964 8472 10359 1887 5752
Март 29991 37125 123,79 19798 24462 10193 12663 2470 4664
I квартал 75843 98966 130,49 50182 67364 25661 31602 5941 17182
Апрель 29595 35229 119,04 19898 24070 9697 11159 1462 4172
Май 29907 39794 133,06 20284 27118 9623 12676 3053 6834
Июнь 29514 39770 134,75 19413 25432 10101 14338 4237 6019
II квартал 89016 114793 128,96 59595 76620 29421 38173 8752 17025
I полугодие 164859 213759 129,66 109777 143984 55082 69775 14693 34207
Июль 32352 39623 122,47 21503 25902 10849 13721 2872 43399
Август 32347 42771 132,23 21580 28273 10767 14498 3771 6693
Сентябрь 32555 40386 124,05 21730 25794 10825 14592 3767 4064
III квартал 97254 122780 126,25 64813 79969 32441 42811 10370 15156
Октябрь 33754 40620 120,34 22206 24916 11548 15704 4156 2710
Ноябрь 34665 41788 120,55 22304 25631 12361 16157 3796 3327
Декабрь 38345 49438 128,93 24472 30019 13873 19419 5582 5547
IV квартал 106764 131846 123,49 68982 80566 37782 51280 13498 11584
Год в  целом 368877 468385 126,98 243572 304519 125305 163866 38561 60947

 

  
      

Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что по сравнению с 2005 годом в 2006 году внешнеторговый оборот увеличился на 26,98%, что в суммарном выражении составляет 99508 млн. долларов США. Положительное влияние оказал ряд факторов: во-первых, увеличение ВТО за четыре квартала. В первом квартале темп роста составил 30,49%,во втором-28,96%,в тертьем-26,25% и в четвертом-23,98%.      

 Во-вторых, рост оборота по импорту  и экспорту. По сравнению с  предыдущим годом оборот по импорту увеличился на 38561 млн. долларов США, а рост оборота по экспорту на 60947 млн. долларов США.      

Динамика  ВТО в 2005-2006 годах представлена на рисунке 2.     

Объем оборота по экспорту и импорту  можно рассмотреть по рисунку 3.      

Рисунок 2. Динамика ВТО в 2005-2006 годах.     

Рисунок 3. Объем оборота по экспорту и  импорту.  

Таблица 2-Динамика экспорта и импорта по странам дальнего зарубежья и  государств-участников СНГ.

  Страны  дальнего зарубежья Государства-участники  СНГ
Экспорт Импорт Экспорт Импорт
∑млн.$США Удельный вес,% ∑млн.$ США Удельный вес,% ∑млн.$ США Удельный вес,% ∑млн.$ США  Удельный вес,%
2005 год.
I квартал 43466 20,69 20954 20,25 6716 20,04 4707 21,55
II квартал 51349 24,45 23920 23,12 8245 24,60 5500 25,18
III квартал 55609 26,47 26860 25,96 9204 27,46 5581 25,55
IV квартал 59629 28,39 31730 30,67 9352 27,90 6052 27,72
Год 210033 100 103464 100 33517 100 21840 100
2006 год.
I квартал 57787 22,13 26444 19,08 9677 22,24 5158 20,44
II квартал 66421 25,44 32450 23,41 10200 23,44 5724 22,68
III квартал 67617 25,90 35961 25,94 12352 28,39 6850 27,14
IV квартал 69282 26,53 43775 31,58 11284 25,93 7505 29,74
Год 261107 100 138630 100 43513 100 25237 100

 

      

Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что оборот по импорту в государствах-участниках СНГ и странах дальнего зарубежья 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился. Оборот по экспорту среди этих стран также увеличился в анализируемых периодах.      

Наибольшую  долю в общем объеме оборотов по экспорту в странах дальнего зарубежья  и государствах-участниках СНГ в 2005 году занимает оборот IV квартала; наибольшую долю в общем объеме оборотов по импорту среди этих стран в анализируемом периоде также занимает IV квартал.     

В 2006 году в общем объеме оборотов по экспорту в странах дальнего зарубежья наибольшую долю также занимает оборот  IV квартала, а в государствах-участниках СНГ наибольшую долю занимает оборот III квартала. В общем объеме оборотов по импорту в анализируемом периоде наибольшую долю среди этих стран занимает оборот IV квартала.      

Удельный  вес каждого квартала в обороте  экспорта и импорта в странах дальнего зарубежья в 2005 и 2006 году рассмотрен на рисунке 4, а в государствах-участниках СНГ на рисунке 5.     

Рисунок 4. Удельный вес каждого квартала в обороте экспорта и импорта  в странах дальнего зарубежья  в 2005 и 2006 году.  
  
  
      

Рисунок 5. Удельный вес каждого квартала в обороте экспорта и импорта  в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2006 году.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Таблица 3- Динамика внешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса), млрд.руб.

Показатели 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2006 в % к 1995
ВТО 145,0 149,9 155,7 168,3 212,0 280,6 368,9 468,4 323,03
Экспорт 82,4 105,0 101,9 107,3 135,9 183,2 243,6 304,5 369,54
Импорт 62,6 44,9 53,8 61,0 76,1 97,4 125,3 163,9 261,82
Сальдо  торгового баланса 19,8 60,1 48,1 46,3 59,8 85,8 118,3 140,7 710,61
В том  числе  
Со  странами дальнего зарубежья 109,6 122,3 127,3 139,7 175,6 230,5 313,4 399,7 364,69
Экспорт 65,4 90,8 86,6 90,9 114,6 153,0 210,0 261,1 399,24
Импорт 44,2 31,5 40,7 48,8 61,0 77,5 103,4 138,6 313,57
Сальдо  торгового баланса 21,2 59,3 45,9 42,1 53,6 75,5 106,6 122,5 577,83
Со  странами СНГ 35,2 27,6 28,2 28,6 36,5 50,1 55,3 68,6 194,89
Экспорт 16,9 14,2 15,2 16,4 21,4 30,2 33,5 43,4 256,80
Импорт 18,3 13,4 13,0 12,2 15,1 19,9 21,8 25,2 137,70
Сальдо  торгового баланса -1,4 0,8 2,2 4,2 6,3 10,3 11,7 18,2 -1300

Информация о работе Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»