Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование особенностей формирования прибыли и рентабельности предприятия. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
1. Определение экономической сущности прибыли и рентабельности предприятия.
2. Рассмотрение особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО
«Газпром»
Введение………………………………………………………….3 1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности предприятия………………………….………………………………5
1.1 Понятие прибыли и рентабельности, как экономической категории ……………………………………………………………5
1.2 Факторы формирования прибыли предприятия …………………………………………………………10 1.3 Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете…………………14
1.4 Механизм распределения и использования прибыли…………15
1.5 Методы расчета рентабельности………………………………..18
1.6 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности …………20
2. Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»…………………………………………………………….21
2.1 Общие сведения ОАО «Газпром»……………………………...21
2.2 Формирование прибыли ОАО «Газпром»…………………….23
2.3 Расчет показателей рентабельности ОАО «Газпром»…………25
Заключение………………………………………………………...27
Библиографический список ………………………………………29
Таким образом, стимулирующая функция прибыли имеет двойственное воздействие на хозяйственную деятельность предприятия.
- Прибыль
является одним из важнейших
источников формирования
Говоря
о функциях прибыли, нужно упомянуть,
что она является главным источником
возрастания рыночной стоимости
организации. Способность самовозрастания
стоимости капитала обеспечивается
путем капитализации части
Так же
прибыль является основным защитным
механизмом, предохраняющим от угрозы
банкротства. Хотя угроза банкротства
может возникнуть и в условиях
прибыльной хозяйственной деятельности
организации, но при прочих равных условиях
фирма намного успешнее и быстрее
выходит из кризисного состояния
при высоком уровне прибыли. За счет
капитализации полученной прибыли
фирма может быстро увеличить
долю высоколиквидных активов, повысить
долю собственного капитала при соответствующем
снижении объема используемых заемных
средств, а также сформировать резервные
финансовые фонды.
2.Виды
прибыли и факторы, влияющие
на её формирование
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения. Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
Виды прибыли в зависимости от источника формирования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1.Виды прибыли в зависимости от условий её формирования.
- Валовая прибыль.
Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации товаров, продуктов, работ и услуг и их себестоимостью. Под выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг понимается объем товарооборота за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей, а под себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг - покупная стоимость проданных товаров. Валовая прибыль, отраженная в отчете о прибыли и убытках, по существу представляет собой величину валового дохода от продажи товаров, продукции, работ, услуг.
Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
, (1)
где ВР – выручка от реализации;
С – себестоимость проданных
- Прибыль
от реализации товаров (или
прибыль от торговой
Прибыль (убыток)
от реализации товаров определяется как
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо; тарифы на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.)
В формульном виде прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) можно представить так:
, (2)
где Пвал – валовая прибыль;
ИО – издержки обращения.
- Прибыль до налогообложения.
Прибыль до налогообложения с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Эта прибыль на практике отражает экономическую категорию “прибавочная стоимость”, которая и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом. На прибыль до налогообложения влияют все факторы определяющие прибыль от продаж и дополнительно факторы изменения прочих финансовых результатов [2]. Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
, (3)
где Ппр- прибыль от реализации продукци;
Прд-прочие расходы;
Прр – прочие расходы.
Операционные доходы и расходы – это поступления и платежи банков, компаний, предприятий, связанные и обусловленные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и вкладам, поступление арендных платежей, комиссионные сборы и другие денежные поступления. Операционные расходы включают денежные затраты на производство товара, его продажу, управление компанией, выплату процентов по привлеченным вкладам и кредитам, уплату налогов, административные и прочие расходы.
Внереализационные доходы и расходы - часть доходов и расходов организации. Внереализационными доходами являются: 1. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; 2. активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; 3. поступления в возмещение причиненных организации убытков; 4. прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; 5. суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; 6. курсовые разницы; 7. сумма дооценки активов; 8. прочие внереализационные доходы. Внереализационными расходами являются: 1. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; 2. возмещение причиненных организацией убытков; 3. убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; 4. суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; 5. курсовые разницы; 6. сумма уценки активов; 7. перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; 8. прочие внереализационные расходы [3].
- Чистая прибыль.
Чистая прибыль -- это та часть прибыли до налогообложения, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
(4)
где Пч – чистая прибыль,
Пн – прибыль налогооблогаемая.
Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.
Чистую прибыль предприятие использует по своему усмотрению в двух направлениях:
- Фонд
накопления (реинвестируемая прибыль)
используется на развитие
- Фонд
потребления используется для
выплаты владельцам, акционерам, материальные
поощрения персоналу по
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни - положительно, другие - отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.
Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.
Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль.
Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.
Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли.
Другим существенным фактором является применяемый порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени.
Также
очевидно, чем большей суммой оборотных
средств располагает
Информация о работе Особенности формирования прибыли и рентабельность ОАО «Газпром»