Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа мирового опыта государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций АПК РФ, обоснование его конкретных, форм, методов и степени вмешательства государства в экономические отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также, формулирование конкретных рекомендаций по повышению эффективности этого регулирования.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить внешнеэкономическую деятельность предприятий АПК РФ;
-ознакомиться с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности АПК;
- разобраться в необходимости проведения государственного регулирования;
- изучить основные приемы и методы проведения государственного регулирования;
- Сформулировать выводы о государственном регулировании Внешнеэкономической деятельности АПК

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность агропромышленного комплекса………………..………..5
1.1. Современное состояние агропромышленного комплекса России и стратегия его развития…………………….…………………………………………………….5
1.2.Внешнеэкономическая деятельность АПК в России…………………………..9
1.3. Статистический анализ и прогнозы внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………………………..12
2.Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и особенности международных сельскохозяйственных торгово-экономических отношений………………………………………………………………………………3
2.1.Анализ действующего законодательства РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности организаций АПК…………………………………………………………………………………..30
2.2. Государственная поддержка сельского хозяйства и АПК в условиях рыночных отношений……………………………………………………………………………33
2.3.Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..40
3.Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..42
3.1. Цели преобразований………………………………………………………….44
3.2.Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК……………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….......52
Список литературы……………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

курсовая АПК.docx

— 115.61 Кб (Скачать файл)

В заключение следует повторить, что  структура агропромышленного комплекса  – это соотношение отраслей, участвующих  в производстве продуктов питания  и непродовольственных предметов  потребления сельскохозяйственного  происхождения.

Основные направления  развития АПК России

Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без  усиления роли государства и поддержки  этой отрасли.

Создаваемая в стране система  госрегулирования призвана создать  благоприятные условия для российского  сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:

- ускорение социального  развития села;

- стимулирование роста  производства сельскохозяйственной  продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;

- стимулирование развития  конкуренции и бизнеса на аграрном  рынке;

-создание специальных  фондов поддержки и развития  сельскохозяйственных производств;

- усиление государственной  поддержки на федеральном и  региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;

-создание единой информационной  и консультационной системы в  АПК, позволяющей иметь оперативные  сведения о состоянии аграрного  сектора, проведения сельскохозяйственных  выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в  АПК;

- содействие развитию  агропромышленной интеграции и  сельскохозяйственной кооперации  в сфере переработки, хранения  и сбыта продукции;

-расширение научных  исследований проблем рынка, создание  рыночных моделей эффективного  правления в рыночных условиях, маркетинга [7, c.23].

Особое внимание должно уделяться государством развитию и  регулированию внешнеэкономической  деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных  товаропроизводителей на внутреннем продовольственном  рынке от импорта продукции и  одновременно создание благо приятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию  необходимо обеспечить экономические  интересы отечественного агропромышленного  комплекса, особенно в части привлечения  иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.

Таким образом, присоединение  России к ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику  должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного  рынка и повышения конкурентоспособности  всего отечественного агропромышленного  комплекса.

Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу  поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических  зон, организация совместных предприятий  с участием иностранных инвесторов.

 

         1.2.Внешнеэкономическая деятельность АПК в России

Под внешнеэкономической деятельностью понимаются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов при взаимодействии с зарубежными организациями и фирмами. Основой внешнеэкономической деятельности являются соответствующие связи, возникающие при заключении различных внешнеторговых сделок или разных видах внешнеэкономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность — это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий. ВЭД также представляет собой процесс реализации ВЭС, включая основные формы ВЭС.

Предметом изучения ВЭД является современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные экономические отношения в их сложной и противоречивой взаимосвязи и взаимодействии, и конкретные формы, методы и средства современного международного бизнеса.

Объектом изучения являются международные коммерческие операции в совокупности их видов, направленные на получение прибыли, а также операции, обеспечивающие международный товарооборот.

Основные направления  ВЭД: внешняя торговля; технико-экономическое сотрудничество;научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля представляет собой обмен товарами в материально-вещественной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. К ним относятся операции: по международным перевозкам грузов;

  • таможенные;
  • по страхованию;
  • по международным расчетам;
  • транспортно-экспедиторские;
  • по хранению.

Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.

ВЭД в сфере научно-технического сотрудничества представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.

  1. Взаимосвязь между понятиями ВЭС и ВЭД целесообразно рассматривать с точки зрения управленческого аспекта. В управленческом аспекте понятие ВЭС шире, чем ВЭД, так как характеризует макроэкономический уровень, тогда как ВЭД относится к уровню фирм и предприятий, т. е. к микроэкономическому уровню.
  2. Управление ВЭД (УВЭД) — дисциплина, изучающая ВЭД на микроуровне.

Предмет ее изучения охватывает планирование, организацию, координацию, учет и контроль ВЭД на уровне фирмы.

Таким образом, исходя из определения  УВЭД, можно выделить следующие основные практические функиии на уровне фирмы при управлении ВЭД:

- планирование: предполагает составление кратко-, средне- и долгосрочных планов развития ВЭД, а также разработку бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов, в том числе с привлечением внешних источников финансирования;

- организация: формирование организационных подразделений фирмы для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участке работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями, ответственностью и определение форм и методов осуществления ВЭД;

- координация: согласование задач и функций ВЭД с другими отделами и подразделениями фирм с целью не допустить противоречия в решении и обеспечить слаженность и оптимизацию всей работы;

- учет: учитывать результаты и оценивать эффективность ВЭД за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров и регионам и в совокупности по всем поставляемым за рубеж или импортируемым товарам;

- контроль: контролировать внешнеэкономические операции в оперативном и стратегическом режиме, проводя текущий мониторинг хода реализации и контроль за выполнением годовых, средне- и долгосрочных планов ВЭД, проведение соответствующего аудита по реализации внешнеэкономических и маркетинговых стратегий;

-обеспечение информационной системы обслуживания ВЭД фирмы за счет внедрения информационных систем управления, подключение к соответствующей зарубежной информации через сеть Интернет и другие информационные системы [14, c.137].

По данным Росстата, в январе-мае 2011 г. в Российскую Федерацию ввезено  продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья на 18090,6 млн. долл. США, или на 29,4% больше, чем за соответствующий период 2010 года.

В товарной структуре импорта доля продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья в  январе-мае 2011 г. уменьшилась по сравнению  с соответствующим периодом 2010 года на 2,4 п.п. и составила 15,9 процента.

По сравнению с 2010 годом возросли физические объемы импортных закупок  мяса свежего и мороженого (на 15,1%), мяса птицы (на 30,1%), масла сливочного и прочих молочных жиров (на 21,3%), цитрусовых (на 23,0%), чая (на 3,0%),  изделий и консервов из мяса (в 1,8 раза), масла подсолнечного (в 4,8 раза), какао-бобов (на 20,4%), продуктов, содержащих какао (на 2,6%), напитков алкогольных и безалкогольных (на 13,2%), зерновых культур (в 2,1 раза).

Сократился ввоз рыбы (на 23,5%), молока и сливок сгущенных (на 19,3%), сахара-сырца (на 11,1%), сахара белого (на 3,0%), сигарет (на 41,2 процента).

По некоторым позициям произошел  рост средних контрактных цен. Наибольший рост контрактных цен отмечен на мясо свежее и мороженое (12,5%), рыбу (в 1,4 раза), молоко и сливки сгущенные (на 13,7%), масло сливочное (на 16,3%), цитрусовые (на 15,2%), кофе (в 1,6 раза), чай (на 5,3%), масло подсолнечное (на 35,4%), изделия и консервы из мяса (на 7,4%), сахар-сырец (на 39,8%),  сахар белый (на 28,5%), продукты, содержащие какао (на 17,6 процента).

Экспорт продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  в январе-мае 2011 г. составил 2656,1 млн. долл. США, на 36,9% меньше, чем в 2010 году.

В январе-мае текущего года пшеница  экспортировалась в незначительном объеме. Экспорт водки по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 14,2%, рыбы свежезамороженной  – на 2,8 процента.

 

1.3. Статистический анализ и прогнозы внешнеэкономической деятельности АПК

Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономикеи особенностей перехода к рынку в России.

Основными задачи российской системы государственной поддержки  аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым  условиям рынка, предотвращение нежелательных  миграционных процессов, поддержка  и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание  продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё  больше и больше волнует мировое  сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной  безопасности, но в условиях, в которых  сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического  смысла.

Необходимо учитывать  также и бюджетные проблемы и  создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в  регулировании отношений в АПК страны.

- поддержание общего  уровня доходности в отрасли  через оказание бюджетной поддержки  селу и стимулирование платежеспособного  спроса;

- антимонопольное регулирование  пропорций внутри - и межотраслевого  обмена, повышение конкурентного  потенциала отрасли;

- содействие развитию  рыночной инфраструктуры;

- поддержание стабильной  благоприятной конъюнктуры на  рынке агропродовольственной продукции;

- регулирование в связи  с действием естественных рентообразующих  факторов;

- проведение политики  разумного протекционизма и обеспечение  отечественным товаропроизводителям  условий для нормальной конкуренции с внешним рынком [3,c.29].

К началу 2005 г. в аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных  и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статус колхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) трансформированы в товарищества, акционерные общества, производственные сельскохозяйственные кооперативы и другие предприятия, образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. Важное место в государственной  аграрной политике занимает проблема собственности на землю.

Доля государственного сектора  в аграрной экономике составляет не более 10%, остальная, большая часть  приходится на предприятия, основанные на частной собственности. Сельскохозяйственные организации производят 44,8% продукции.

Площадь участков, находящихся  в личной собственности граждан, составляет 5,4%. Фермерские хозяйства, занимая 11,2% общей площади пашни, производят всего 3,7% валовой продукции. В хозяйствах населения производится 51,5% продукции сельского хозяйства, в том числе 92% картофеля, около 80 - овощей, 57 - мяса, 51 - молока, 28% - яиц.

Важными документами для  разработки стратегии развития АПК  являются Земельный кодекс РФ и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об  обороте земель сельскохозяйственного  назначения», регулирующие земельные  отношения и создающие правовую базу собственности на землю и  землепользование. От них зависит  формирование эффективных моделей  хозяйствования на земле.

В настоящее время происходит снижение применения минеральных и  органических удобрений. Недостаток уборочной  техники приводит к росту потерь сельскохозяйственной продукции. Например, потери зерна в связи с удлинением сроков уборки сверх агротехнических  достигают 10-14%. В 2005 г. потери зерна  составили 10 млн т. Поставки удобрений сократились в 10 раз, парк сельскохозяйственной техники - в 2 раза, 70% комбайнов и тракторов выработали свой срок службы.

С учетом сокращения душевого потребления продуктов питания  баланс продовольственных ресурсов в стране складывается напряженно. Для поддержания нормального баланса на продовольственном рынке страна нуждается в импорте. В товарной структуре импорта страны продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье за последние 5 лет составляли 20-25%. И только после 2005 г. началось заметное импортозамещение. Для дальнейшего развития АПК нужна долгосрочная стратегия.

С 2006 года в Российской Федерации  реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК»10. Правительством РФ были определены его основные направления:

-ускоренное развитие животноводства;

-стимулирование развития малых форм хозяйствования;

Информация о работе Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК