Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа мирового опыта государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций АПК РФ, обоснование его конкретных, форм, методов и степени вмешательства государства в экономические отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также, формулирование конкретных рекомендаций по повышению эффективности этого регулирования.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить внешнеэкономическую деятельность предприятий АПК РФ;
-ознакомиться с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности АПК;
- разобраться в необходимости проведения государственного регулирования;
- изучить основные приемы и методы проведения государственного регулирования;
- Сформулировать выводы о государственном регулировании Внешнеэкономической деятельности АПК

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность агропромышленного комплекса………………..………..5
1.1. Современное состояние агропромышленного комплекса России и стратегия его развития…………………….…………………………………………………….5
1.2.Внешнеэкономическая деятельность АПК в России…………………………..9
1.3. Статистический анализ и прогнозы внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………………………..12
2.Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и особенности международных сельскохозяйственных торгово-экономических отношений………………………………………………………………………………3
2.1.Анализ действующего законодательства РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности организаций АПК…………………………………………………………………………………..30
2.2. Государственная поддержка сельского хозяйства и АПК в условиях рыночных отношений……………………………………………………………………………33
2.3.Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..40
3.Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..42
3.1. Цели преобразований………………………………………………………….44
3.2.Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК……………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….......52
Список литературы……………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

курсовая АПК.docx

— 115.61 Кб (Скачать файл)

6. Финансирование  ключевых направлений науки по  проблемам АПК, участие в финансировании  инвестиционных проектов по созданию  новых технологий, отвечающих мировым стандартам [9, c.118].

 
2.2 Методы государственного  регулирования аграрно- промышленного комплекса

 

Основными конкретными  методами, применяемыми для обоснования  прогнозных показателей развития АПК, являются:

• программно-целевой;

• балансовый;

• нормативный.

Программно-целевое  планирование развития АПК. Отечественная  многолетняя практика, современный  опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы в зарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США в рамках целевых программ АПК, финансируемых  из федерального бюджета, ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки  миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных  на субсидирование закупочных цен и  кредитование оборотных средств.

В аграрно-промышленном комплексе России разработаны и  утверждены конкретные отраслевые программы  «Зерно», «Молоко», «Лен», «Повышение плодородия почвы» и др. Правительством РФ утверждена федеральная комплексная программа  «Социальное развитие села на период до 2010 года»6. Кроме того, утверждены ведомственные программы: «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)», «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы», «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы», «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы».

Балансовый метод. Для обеспечения пропорциональности в развитии отраслей АПК разрабатывается  система балансов АПК. С ее помощью  обеспечивается балансовая увязка объемов  производства сельскохозяйственной продукции  с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки  сельскохозяйственной продукции с  мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие отраслей АПК.

Система балансов АПК  включает: материальные балансы производства и использования основных продуктов  сельского хозяйства (баланс зерна, мяса и др.), балансы производственных мощностей, межотраслевой баланс АПК  и др. С помощью динамической модели, разработанной применительно к  АПК, обеспечиваются межотраслевая увязка и сбалансированное развитие отраслей и сфер АПК, а также можно определить потребность АПК в капитальных вложениях, трудовых и материальных ресурсах.

Объемы производства продукции АПК в долгосрочной перспективе определяются задачами обеспечения потребностей населения  страны в продуктах питания и  непродовольственных товарах в  соответствии с научно обоснованными  нормами потребления высокого качества продукции и расширения ее ассортимента.

Для обоснования  общих объемов производства продукции  АПК используются следующие данные прогноза:

• численности населения, его демографической структуры;

• натурально-вещественной структуры фонда потребления, научно обоснованных норм потребления продуктов  питания, рациональных норм потребления  непродовольственных товаров;

• изменения структуры  потребления в зависимости от изменения доходов населения  и цен на потребительские товары;

• экспорта и импорта  сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых  цен.

Нормативный метод. Для определения объемов и  структуры потребностей в продукции  сельского хозяйства используются рекомендуемые рациональные нормы  потребления пищевых продуктов  и непродовольственных товаров  на душу населения.

В планировании сельскохозяйственного  производства используются нормы затрат материальных ресурсов семян, кормов, удобрений и др.

 

2.3 Механизмы  государственного регулирования  аграрно- промышленного комплекса

Регулирование цен  в АПК. Цены - один из основных элементов  в рыночной экономике. По российскому  законодательству любой хозяйствующий  субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства и т.п. Либерализация цен в России привела к сокращению как предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулирование диспаритетов цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители - транспортные тарифы - продукция машиностроения для АПК - услуги для села - сельскохозяйственное сырье - переработка, торговля продуктами питания.

Диспаритет цен проявляется в двух формах:

• в завышении  цен поставщиков товаров и  услуг для сельского хозяйства  по отношению к уровню издержек, при котором возможно расширенное  воспроизводство;

• в занижении  закупочных цен на продукцию сельского  хозяйства ниже уровня покрытия издержек и обеспечения необходимой рентабельности.

Например, начиная  с 1995 г. цены на пахотный трактор «ДТ-75»  выросли в 20 раз, на зерноуборочные комбайны - в 27, а на зерно - в 4 раза.

Чтобы купить сельскохозяйственную технику, необходимо за один только трактор  отдать более 200 т продовольственной  пшеницы, за зернокомбайн «Дон-1500» - около 900 т, т.е. примерно 15 вагонов зерна; 10 лет назад эти соотношения  были соответственно 44 и 130 т. За этот же период цена на дизельное топливо  увеличилась в 28 раз. В 1990 г. за 1 т  дизельного топлива необходимо было продать: зерна 0,3 т, мяса - 0,03 и молока - 0,2 т; в 1999 г. соответственно 2; 0,26 и 1,1 т.

В настоящее время  обеспеченность техникой сельского  хозяйства снижается, а парк машин  и оборудования стареет и существенно  не обновляется. АПК имеет не более 50% техники от нормативной потребности, а средний возраст эксплуатируемых  машин в 1,5 раза превышает сроки  амортизации.

Расчет уровня диспаритета цен на основе целевых цен показывает, что, начиная с 1990 г., из сельского хозяйства изъято более 200 млрд руб.

Новый этап в преобразовании АПК и регулировании цен на его продукцию начался с принятием  Федерального закона «О государственном  регулировании агропромышленного  производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ8. Закон создал правовую основу для  построения системы государственного регулирования АПК. Важной ее частью являются ценовые механизмы, включающие введение в действие целевых, гарантированных, пороговых и других цен.

Необходимость введения регулируемой системы цен была вызвана  резким падением платежеспособного  спроса населения, убыточностью сельскохозяйственного  производства, что во многом послужило  следствием осуществления политики либерализации цен.

В Федеральном законе «О государственном регулировании  агропромышленного производства»  определено, что:

• основой экономических  отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения;

• гарантированные  цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие применяются  в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, при реализации продукции непосредственно государству  или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных  Правительством РФ. С учетом других форм поддержки они обеспечивают доходы, необходимые для ведения  расширенного воспроизводства;

• целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются  для обеспечения паритетного  соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытие расходов, вызванных взиманием  налогов, уплатой процентов по кредитам и т.д. Целевые цены являются основой  для установления гарантированных, залоговых цен, расчета дотаций  и компенсаций;

• пороговые цены введены для определения уровня цен, сложившихся на внутреннем рынке  страны;

• залоговые цены (ставки) применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия с целью получения  товаропроизводителями необходимых  кредитных ресурсов.

Паритеты цен  сельского хозяйства должны включать паритет с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата  наемных работников на селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей  силы и развитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты - зерно, мясо, молоко, яйца. Цены на овощные, плодовые и прочие продукты сельского  хозяйства устанавливаются на муниципальном  и городском уровнях.

Антимонопольная политика в АПК. Антимонопольная политика представляет собой борьбу с монопольным  поведением хозяйствующих субъектов. Курс на разукрупнение предприятий  наносит ущерб сложившимся технологическим  комплексам во всех отраслях, включая  сельское хозяйство. Механическое увеличение числа предприятий не ведет к  автоматическому переходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых  фирм, занимающихся посредническими  операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным завышением цен  посредниками.

Свыше 54% объема валовой  продукции сельского хозяйства  производится в личных подсобных  хозяйствах населения. Для создания сельскохозяйственного рынка России требуется заново сформировать товаропроизводящие сети.

Бюджетная политика. В странах Европейского союза  расходы на реализацию целевых программ и иную поддержку АПК достигают 30% государственного бюджета. В России бюджетная поддержка сельского  хозяйства составляет 1,4% расходов бюджета, а в абсолютном выражении по сравнению  с расходами США на программы  села она меньше в 1000 раз. Необходима минимально допустимая доля расходов на развитие агропромышленной сферы  в консолидированном и федеральном  бюджетах.

Налоговая политика. Налогообложение предприятий АПК  регулируется в рамках общего налогового законодательства.

Кредитная политика. В связи с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в  льготном кредитовании оборотных средств  под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективно должно быть льготным, поскольку данная отрасль не является высокорентабельной.

В мировой практике есть несколько подходов к организации  системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функции кредитования выполняют:

• кооперативные  сельскохозяйственные банки;

• государственные  банки;

• специализированные банки под контролем и при  поддержке государства;

• бюджетное кредитование.

Финансово-кредитная  система, адекватная рынку, включает:

• ценовые дотации  и компенсации;

• денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;

• субсидии из федерального бюджета на поддержку отдельных  отраслей сельского хозяйства.

Во всех случаях  государство берет на себя обязательство  поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно  сокращались из-за невозврата выданных кредитов.

 

3.Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК

                                3.1. Цели преобразований

Анализ причин аграрного кризиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преобразования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными условиями выхода из кризиса являются:

- восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как орга-низатора и координатора многих функций АПК;

- рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хо-зяйствования;

- обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;

- достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;

- развитие кооперативных форм и связей;

- эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;

- гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;

- преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;

- система мер по защите отечественного товаропроизводителя.

Одна из важнейших стратегических целей аграрной и экономической  реформы в целом заключалась в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неизбежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение роли государства, сокращение масштабов государственной собственности, формирование системы, при которой заинтересованным и ответственным субъектом экономики становится непосредственный производитель. Не менее значимой стратегической целью аграрного реформирования, непосредственно связанной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.

Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствования - возникновение в структуре аграрного сектора наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных пред-приятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы производства и распоряжаются произведенной продукцией. Развивается сельское предпринимательство.

Информация о работе Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК