Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа мирового опыта государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций АПК РФ, обоснование его конкретных, форм, методов и степени вмешательства государства в экономические отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также, формулирование конкретных рекомендаций по повышению эффективности этого регулирования.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить внешнеэкономическую деятельность предприятий АПК РФ;
-ознакомиться с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности АПК;
- разобраться в необходимости проведения государственного регулирования;
- изучить основные приемы и методы проведения государственного регулирования;
- Сформулировать выводы о государственном регулировании Внешнеэкономической деятельности АПК
Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность агропромышленного комплекса………………..………..5
1.1. Современное состояние агропромышленного комплекса России и стратегия его развития…………………….…………………………………………………….5
1.2.Внешнеэкономическая деятельность АПК в России…………………………..9
1.3. Статистический анализ и прогнозы внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………………………..12
2.Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и особенности международных сельскохозяйственных торгово-экономических отношений………………………………………………………………………………3
2.1.Анализ действующего законодательства РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности организаций АПК…………………………………………………………………………………..30
2.2. Государственная поддержка сельского хозяйства и АПК в условиях рыночных отношений……………………………………………………………………………33
2.3.Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..40
3.Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..42
3.1. Цели преобразований………………………………………………………….44
3.2.Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК……………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….......52
Список литературы……………………………………………………………………58
6. Финансирование
ключевых направлений науки по
проблемам АПК, участие в
2.2 Методы государственного
регулирования аграрно- промышленного
комплекса
Основными конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:
• программно-целевой;
• балансовый;
• нормативный.
Программно-целевое планирование развития АПК. Отечественная многолетняя практика, современный опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы в зарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США в рамках целевых программ АПК, финансируемых из федерального бюджета, ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотных средств.
В аграрно-промышленном
комплексе России разработаны и
утверждены конкретные отраслевые программы
«Зерно», «Молоко», «Лен», «Повышение плодородия
почвы» и др. Правительством РФ утверждена
федеральная комплексная
Балансовый метод.
Для обеспечения
Система балансов АПК включает: материальные балансы производства и использования основных продуктов сельского хозяйства (баланс зерна, мяса и др.), балансы производственных мощностей, межотраслевой баланс АПК и др. С помощью динамической модели, разработанной применительно к АПК, обеспечиваются межотраслевая увязка и сбалансированное развитие отраслей и сфер АПК, а также можно определить потребность АПК в капитальных вложениях, трудовых и материальных ресурсах.
Объемы производства продукции АПК в долгосрочной перспективе определяются задачами обеспечения потребностей населения страны в продуктах питания и непродовольственных товарах в соответствии с научно обоснованными нормами потребления высокого качества продукции и расширения ее ассортимента.
Для обоснования общих объемов производства продукции АПК используются следующие данные прогноза:
• численности населения, его демографической структуры;
• натурально-вещественной структуры фонда потребления, научно обоснованных норм потребления продуктов питания, рациональных норм потребления непродовольственных товаров;
• изменения структуры потребления в зависимости от изменения доходов населения и цен на потребительские товары;
• экспорта и импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.
Нормативный метод.
Для определения объемов и
структуры потребностей в продукции
сельского хозяйства
В планировании сельскохозяйственного производства используются нормы затрат материальных ресурсов семян, кормов, удобрений и др.
2.3 Механизмы
государственного
Регулирование цен в АПК. Цены - один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства и т.п. Либерализация цен в России привела к сокращению как предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулирование диспаритетов цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители - транспортные тарифы - продукция машиностроения для АПК - услуги для села - сельскохозяйственное сырье - переработка, торговля продуктами питания.
Диспаритет цен проявляется в двух формах:
• в завышении цен поставщиков товаров и услуг для сельского хозяйства по отношению к уровню издержек, при котором возможно расширенное воспроизводство;
• в занижении
закупочных цен на продукцию сельского
хозяйства ниже уровня покрытия издержек
и обеспечения необходимой
Например, начиная с 1995 г. цены на пахотный трактор «ДТ-75» выросли в 20 раз, на зерноуборочные комбайны - в 27, а на зерно - в 4 раза.
Чтобы купить сельскохозяйственную технику, необходимо за один только трактор отдать более 200 т продовольственной пшеницы, за зернокомбайн «Дон-1500» - около 900 т, т.е. примерно 15 вагонов зерна; 10 лет назад эти соотношения были соответственно 44 и 130 т. За этот же период цена на дизельное топливо увеличилась в 28 раз. В 1990 г. за 1 т дизельного топлива необходимо было продать: зерна 0,3 т, мяса - 0,03 и молока - 0,2 т; в 1999 г. соответственно 2; 0,26 и 1,1 т.
В настоящее время
обеспеченность техникой сельского
хозяйства снижается, а парк машин
и оборудования стареет и существенно
не обновляется. АПК имеет не более
50% техники от нормативной потребности,
а средний возраст
Расчет уровня диспаритета цен на основе целевых цен показывает, что, начиная с 1990 г., из сельского хозяйства изъято более 200 млрд руб.
Новый этап в преобразовании
АПК и регулировании цен на
его продукцию начался с
Необходимость введения регулируемой системы цен была вызвана резким падением платежеспособного спроса населения, убыточностью сельскохозяйственного производства, что во многом послужило следствием осуществления политики либерализации цен.
В Федеральном законе
«О государственном регулировании
агропромышленного
• основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения;
• гарантированные
цены на сельскохозяйственную продукцию,
сырье и продовольствие применяются
в случае, если средние рыночные
цены ниже гарантированных, при реализации
продукции непосредственно
• целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытие расходов, вызванных взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и т.д. Целевые цены являются основой для установления гарантированных, залоговых цен, расчета дотаций и компенсаций;
• пороговые цены введены для определения уровня цен, сложившихся на внутреннем рынке страны;
• залоговые цены
(ставки) применяются при залоге
сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия с целью получения
товаропроизводителями
Паритеты цен сельского хозяйства должны включать паритет с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата наемных работников на селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы и развитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты - зерно, мясо, молоко, яйца. Цены на овощные, плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальном и городском уровнях.
Антимонопольная политика
в АПК. Антимонопольная политика
представляет собой борьбу с монопольным
поведением хозяйствующих субъектов.
Курс на разукрупнение предприятий
наносит ущерб сложившимся
Свыше 54% объема валовой
продукции сельского хозяйства
производится в личных подсобных
хозяйствах населения. Для создания
сельскохозяйственного рынка
Бюджетная политика.
В странах Европейского союза
расходы на реализацию целевых программ
и иную поддержку АПК достигают
30% государственного бюджета. В России
бюджетная поддержка сельского
хозяйства составляет 1,4% расходов бюджета,
а в абсолютном выражении по сравнению
с расходами США на программы
села она меньше в 1000 раз. Необходима
минимально допустимая доля расходов
на развитие агропромышленной сферы
в консолидированном и
Налоговая политика.
Налогообложение предприятий
Кредитная политика.
В связи с сезонностью
В мировой практике есть несколько подходов к организации системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функции кредитования выполняют:
• кооперативные сельскохозяйственные банки;
• государственные банки;
• специализированные банки под контролем и при поддержке государства;
• бюджетное кредитование.
Финансово-кредитная система, адекватная рынку, включает:
• ценовые дотации и компенсации;
• денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;
• субсидии из федерального бюджета на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства.
Во всех случаях государство берет на себя обязательство поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно сокращались из-за невозврата выданных кредитов.
3.Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК
Анализ причин аграрного кризиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преобразования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными условиями выхода из кризиса являются:
- восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как орга-низатора и координатора многих функций АПК;
- рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хо-зяйствования;
- обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;
- достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;
- развитие кооперативных форм и связей;
- эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;
- гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;
- преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;
- система мер по защите отечественного товаропроизводителя.
Одна из важнейших стратегических
целей аграрной и экономической
реформы в целом заключалась в замене
административно-
Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствования - возникновение в структуре аграрного сектора наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных пред-приятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы производства и распоряжаются произведенной продукцией. Развивается сельское предпринимательство.
Информация о работе Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК