Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа мирового опыта государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций АПК РФ, обоснование его конкретных, форм, методов и степени вмешательства государства в экономические отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также, формулирование конкретных рекомендаций по повышению эффективности этого регулирования.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить внешнеэкономическую деятельность предприятий АПК РФ;
-ознакомиться с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности АПК;
- разобраться в необходимости проведения государственного регулирования;
- изучить основные приемы и методы проведения государственного регулирования;
- Сформулировать выводы о государственном регулировании Внешнеэкономической деятельности АПК

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность агропромышленного комплекса………………..………..5
1.1. Современное состояние агропромышленного комплекса России и стратегия его развития…………………….…………………………………………………….5
1.2.Внешнеэкономическая деятельность АПК в России…………………………..9
1.3. Статистический анализ и прогнозы внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………………………..12
2.Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и особенности международных сельскохозяйственных торгово-экономических отношений………………………………………………………………………………3
2.1.Анализ действующего законодательства РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности организаций АПК…………………………………………………………………………………..30
2.2. Государственная поддержка сельского хозяйства и АПК в условиях рыночных отношений……………………………………………………………………………33
2.3.Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..40
3.Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..42
3.1. Цели преобразований………………………………………………………….44
3.2.Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК……………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….......52
Список литературы……………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

курсовая АПК.docx

— 115.61 Кб (Скачать файл)

В июле—августе 2011 года режим чрезвычайной ситуации вводился в 38 субъектах России. Пострадало более 24 тыс. хозяйств в 800 районах страны, подтвержденные прямые затраты аграриев составили 40 млрд руб.

В то же время животноводство демонстрирует хорошую динамику роста. Производство в птицеводческом секторе растет на 15% ежегодно, в  свиноводстве — в целом на 10%, а в промышленном свиноводстве —  более чем на 20% в году. В секторе  крупного рогатого скота продолжается сокращение поголовья, но происходит улучшение  поголовья молочного стада и  уменьшение поголовья плохих коров.

Животноводство в 2011 году имеет очень хорошие условия за счет растущего потребительского спроса, а также фактического закрытия поставок американского мяса птицы из-за фитосанитарных причин. Тем не менее растущее животноводсто не смогло переломить негативные процессы, происходящие в растениеводстве.

Таким образом, Аграрно-промышленный комплекс является жизненно важным для страны сектором экономики. В АПК создается около 30 процентов ВВП, потребительский рынок на 75 процентов формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья[7,c.163].

Немаловажная роль во внешнеэкономических отношениях отводится использованию экспорта продовольственных и сельскохозяйственных товаров как элемента внешней политики в системе обеспечения национальных интересов и создания благоприятных условий для продовольственной безопасности.Клиринговые взаимные поставки пищевой продукции и продукции производственно-технического назначения (минеральные удобрения, нефтепродукты, оборудование и запасные части для агропромышленного комплекса) позволяли в тот период своевременно проводить необходимые сельскохозяйственные работы и обеспечивать поставку продукции в соответствии с соглашениями.

Учитывая, что благодаря экспорту пищевой продукции значительно повышается эффективность работы не только пищевой и перерабатывающей промышленности, но и всего агропромышленного комплекса, важноезначение в решении этих вопросов имеет переход от экспорта сельскохозяйственного сырья к поставкам за рубеж пищевой продукции, выработанной из этого сырья на отечественных предприятиях.

Значительные потери несет государство  и при продаже других видов  пищевой продукции на экспорт. Так, по ценам ниже мировых продаются за рубеж сухое молоко, этиловый спирт , маргарин и другая продукция.

В целях повышения эффективности экспортных поставок пищевой продукции, оказания государственной поддержки экспортерам при Минсельхозпроде России целесообразно создать Центральное отраслевое объединение экспортеров пищевой и сельскохозяйственной продукции, а также региональные отраслевые объединения экспортеров в областях, краях, автономных образованиях. Региональные объединения могут быть созданы как кустовые, на базе нескольких субъектов Российской Федерации.

Внешнеэкономическая деятельность определена как одна из главных составляющих продовольственной безопасности страны. Анализ реформирования внешнеэкономической деятельности и аграрной стратегииРоссии показал, что для достижения самообеспеченности страны основными видами продовольствия и сельскохозяйственными товарами, а также последующего усиления роли России в достижении устойчивого развития АПК необходимо использование внешних связей.

Основные усилия следует направить  на упорядочение и сокращение завоза традиционно производимых в стране продовольствия и сырья, развитие экспортной базы, участие в развитии международного разделения труда в сфере агропромышленного производства и формировании основных товарных потоков и мировых цен на продукцию агросектора.

Однако устойчивый, а за последние  годы и возросший беспошлинный импорт продовольствия привел к вытеснению с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей, обусловив тем самым продовольственную зависимость России от зарубежных стран, и в первую очередь от стран, производящих продовольствие.

По сельскохозяйственной продукции  и продовольствию, производимым в  стране, необходимо выйти на уровень  таможенных пошлин и компенсационных  сборов, сложившихся в странах  ЕЭС. Одновременно предстоит широко внедрять и использовать систему  квотирования импорта продовольствия по тем его видам, которые производятся отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями в недостающих объемах (сахар, растительное масло), с применением льгот по таможенным пошлинам. Особое внимание должно быть направлено на усилия по стимулированию интеграционных и кооперационных внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами на основе как межгосударственных программ научно-технического сотрудничества, так и прямых связей между предприятиями, организациями АПК и иностранными фирмами и компаниями. Одновременно следует предпринять меры по изменению структуры внешней торговли продукцией АПК путем оптимизации ее импорта и развития экспортного потенциала, перехода от импорта продовольствия и сырья для его производства к закупкам средств его производства, прогрессивных технологий и лицензий. Весьма выгодной для России сферой сотрудничества, по нашему мнению, является приобретение пакета лицензий, в особенности на производство средств малой механизации, оборудования для хранения и переработки сельхозпродукции, а также получения консультационных услуг по вопросам развития аграрного сектора. Немаловажной задачей при этом является выработка мер по упорядочению экспорта продукцииагропромышленного комплекса. Одновременно следует, с одной стороны, предусмотреть установление квот и лицензирование экспорта отдельных дефицитных видов продукции, которые в значительных объемах закупаются за рубежом, а с другой — ввести экспортные квоты и таможенные пошлины в отношении тех видов продовольствия, экспорт которых экономически невыгоден для страны, и особенно на низкокачественные зарубежные товары. Особо жесткие условия должны быть применены к товарам, которые вытесняют отечественных производителей с рынка, способствуют беспорядочному импорту.

При этом следует постоянно осуществлять и повышать эффективность государственного регулирования с учетом изменений  мировой продовольственной ситуации и аграрной политики других государств.

 

2.Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и особенности международных сельскохозяйственных торгово-экономических отношений

2.1.Анализ действующего законодательства РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности организаций АПК

Государство с целью защиты своих  национальных интересов, интересов  всего общества осуществляет регулирование  внешнеэкономической деятельности, а также воздействует тем или  иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности.

Государственное воздействие насубъектов  внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например, предоставление конкретным экспертам льгот по уплате таможенных пошлин или косвенным, например, путем установления высоких импортных  тарифов на какую-либо продукцию, с  тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической  деятельности импортировать не эти, а другие товары.

Такое воздействие осуществляется путем принятия законодательных  и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие при ведении  внешнеэкономической деятельности, и имеет своей целью защиту как публичных, так и частных  интересен.

Государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:

а) обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития 

Все государственное регулирование  направлено на эти цели, и частности  государство планирует экспортно-импортные  операции, осуществляет таможенный, а  также валютный контроль, обеспечивая  репатриацию валютной выручки с  тем, чтобы не допустить оттока капитала из страны и, следовательно, защитить свои экономические интересы.

б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды  

Государство устанавливает специальные  требования к ввозу определенных товаров, предусматривая наличие у  импортера сертификата качества, ветеринарных, санитарных свидетельств.

в) обеспечение возможности доступа  отечественных хозяйствующих субъектов  на зарубежные рынки

Повсеместно в практике мировой  торговли применяются ограничения  по импорту ряда товаров. Эти ограничения  могут быть как временными, так  и постоянными. Обладание информацией  по вопросам условий осуществления  экспорта является необходимой предпосылкой для успешного ведения внешнеэкономической  деятельности, для достижения должного уровня конкурентоспособности российских предпринимателей. 

В этих целях российскому правительству  необходимо по примеру других государств создать систему по оказанию информационный и консультационных услуг отечественным  экспортерам, что обусловлено обязанностью государства содействовать развитию экономики, в том числе экспорту российских товаров. Соответствующая база для этого имеется в виде органов, представляющих Россию за рубежом и имеющих большие возможности по сбору необходимой информации.

г) обеспечение государственных  нужд 

Закон России от 28 мая 1998 г. “О поставках  продукции и услуг для государственных  нужд” дает следующее определение  понятия государственных нужд: “государственные нужды—это потребность Российской Федерации в продукции, необходимой  для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных  и других целевых программ, а также  иных задач”. 

При поставке продукции для государственных  нужд предусмотрено также льготное кредитование, освобождение предприятий, поставляющих такую продукцию на экспорт, от обязательной продажи части  валютной выручки.

д) обеспечение конкурентоспособности  отечественных предпринимателей

С целью защиты российских предпринимателей и недопущении нанесения им материального ущерба устанавливаются, в частности. Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины им некоторые импортные товары.

е) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и  содействие научно-техническому прогрессу.  

В этих целях государство может  проводить льготное кредитование покупок  нового оборудования, осуществлять страхование  экспортных кредитов, предусматривать  ряд льгот по экспортно-импортным  операциям с тем, чтобы обеспечить модернизацию производства, повысить конкурентоспособность как с  целью обеспечения нужд отечественной  промышленности, так и с целью  продвижения российских товаров  на зарубежные рынки.

ж) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. Обеспечение этих нужд может  осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство  может непосредственно через  уполномоченные органы заключить договоры поставки продукции для государственных  нужд, возможно, и содействие и обеспечении  сырьем и оборудованием путем  установления льготного режима импорта  такой продукции, а также путем  ограничения экспорта продукции, без  которой не могут работать отечественные  предприниматели.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности в Российской Федерации  осуществляют: Президент РФ, Правительство  РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, иные специально созданные органы. Задачи, функции, правомочия этих и других государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, определены Конституцией РФ, Федеральным законом, а также специальными актами. Президент РФ:

- осуществляет руководство государственной  внешнеторговой политикой;

- регулирует сотрудничество в  военно-технической области;

- определяет порядок вывоза  драгоценных металлов, драгоценных  камней и расщепляющихся материалов;

- в целях обеспечения национальной  безопасности страны вправе вводить  признанные международным правом  экономические санкции;

- осуществляет иные функции.        

 Правительство РФ:

- обеспечивает проведение в  РФ единой государственной внешнеторговой  политики и осуществляет меры  по ее реализации;

- вводит количественные ограничения  экспорта и импорта;

- осуществляет управление федеральной  собственностью РФ за рубежом;

- осуществляет иные функции.

 

2.2.Государственная  поддержка сельского хозяйства  и АПК в условиях рыночных  отношений

С переходом на рыночные отношения  прежний экономический механизм регулирования АПК был сломан, а новый еще не создан. Однако государственная поддержка ему оказывалась:

- ежегодно принимались постановления правительства по экономическим условиям функционирования предприятий и организаций АПК;

- предусматривались в федеральном бюджете целевые дотации и субсидии сельскому хозяйству;

- были установлены налоговые льготы сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- образованы лизинговый фонд для обеспечения товаропроизводителей АПК техникой и племенным скотом, специальный фонд для кредитования предприятий и организаций АПК на льготных условиях;

- проводилась рассрочка задолженности предприятий и организаций АПК по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, централизованным кредитам, товарному кредиту на горюче-смазочные материалы;

- совершенствовались таможенные меры по защите внутреннего продовольственного рынка и т. д.

Вместе с тем общий уровень  государственной поддержки АПК  по сравнению с дореформенным  периодом значительно снизился.

Информация о работе Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК