Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа мирового опыта государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций АПК РФ, обоснование его конкретных, форм, методов и степени вмешательства государства в экономические отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также, формулирование конкретных рекомендаций по повышению эффективности этого регулирования.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить внешнеэкономическую деятельность предприятий АПК РФ;
-ознакомиться с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности АПК;
- разобраться в необходимости проведения государственного регулирования;
- изучить основные приемы и методы проведения государственного регулирования;
- Сформулировать выводы о государственном регулировании Внешнеэкономической деятельности АПК
Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность агропромышленного комплекса………………..………..5
1.1. Современное состояние агропромышленного комплекса России и стратегия его развития…………………….…………………………………………………….5
1.2.Внешнеэкономическая деятельность АПК в России…………………………..9
1.3. Статистический анализ и прогнозы внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………………………..12
2.Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и особенности международных сельскохозяйственных торгово-экономических отношений………………………………………………………………………………3
2.1.Анализ действующего законодательства РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности организаций АПК…………………………………………………………………………………..30
2.2. Государственная поддержка сельского хозяйства и АПК в условиях рыночных отношений……………………………………………………………………………33
2.3.Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..40
3.Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..42
3.1. Цели преобразований………………………………………………………….44
3.2.Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК……………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….......52
Список литературы……………………………………………………………………58
Улучшение общеэкономической ситуации
в стране и в аграрном секторе
после финансового кризиса 1998 г.
позволило изменить подходы к
государственному регулированию
Изменена бюджетная политика. Из бюджетов всех уровней (в действующих ценах соответствующих лет) ассигнования на поддержку сельского хозяйства и рыболовства за последние 5 лет по сравнению с 1999 г. возросли в 1, 9 раза. На федеральном уровне упразднены неэффективные субсидии на закупку комбикормов для животноводческих комплексов и птицефабрик, дотации ветсанутильзаводам и др. В 2001-2004 гг. по сравнению с 2000 г. базовые субсидии на элитное семеноводство возросли в 3, 9 раза, а племенное дело - в 2, 5 раза.
Увеличились ассигнования из федерального бюджета на поддержку лизинговой деятельности в АПК. Начала функционировать лизинговая компания ОАО "Росагролизинг". На формирование уставного капитала этой организации из федерального бюджета выделено 19, 3 млрд. руб. Продолжилась реализация Федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы". С 2003 г. начала осуществляться Федеральная целевая программа "Социальное развитие села на период до 2010 года".
Существенные изменения
Применение такой системы
Создано ОАО "Россельхозбанк". В уставный капитал банка из федерального бюджета направлено более 4, 6 млрд. руб. На его базе формируется государственная национальная система финансового обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
Введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, осуществляемой в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования.
В 2004 г. договоры страхования заключили 7, 3 тыс. хозяйств в 62 регионах на сумму начисленных страховых взносов 4 млрд. руб., а в 2000 г. - всего 3, 3 тыс. хозяйств в 26 субъектах Федерации.
В целях улучшения финансово-
В результате указанных мер впервые
за годы реформы сократилась
Важной мерой государственной поддержки сельского хозяйства стала практическая реализация принятого в 2003 г. федерального закона о введении специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, что позволяет учесть совокупность всех факторов, влияющих на уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также их фактическую способность к уплате налогов.
На уплату единого сельскохозяйственного налога перешли 54% сельскохозяйственных организаций, в основном мелкие и средние предприятия. По расчетам специалистов, в хозяйствах налоговая нагрузка сократилась более чем на треть.
В целях защиты экономических интересов
отечественных
Вследствие реализации этих и других мер в аграрном секторе достигнуты определенные положительные результаты: валовой сбор зерновых в 2004 г. был выше, чем в 2003 г., на 10, 9 млн. т (на 16%). Полученный урожай позволил полностью удовлетворить внутренние потребности в продовольственном зерне и животноводство - кормами. Выросли молочная продуктивность коров, яйценоскость птицы. Реализация скота и птицы на убой в живой массе во всех категориях хозяйств сохранилась на уровне 2003 г., но при этом реализация мяса птицы выросла на 15%. Динамично развивались многие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности. В мясной и молочной отраслях расширился ассортимент и увеличился выпуск продуктов, пользующихся повышенным спросом населения.
В 2004 г. увеличилась доля прибыльных организаций с 49, 6% в 2003 г. до 63, 1%. Совокупный уровень рентабельности сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) составил 10, 4% против 2, 9% в 2003 г.
Однако следует сказать, что
коренного перелома в развитии АПК
не произошло. Основные кризисные явления
в экономике сельского
На этом фоне, несмотря на принятие Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", их финансовое состояние продолжает усугубляться. За последние четыре года суммарная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций по всем обязательствам выросла в 1, 7 раза и к 1 января 2005 г. достигла 340, 9 млрд. руб., превысив дебиторскую задолженность в 5 раз. На указанную дату просроченную кредиторскую задолженность имели 77, 9 % предприятий. Такого сложного финансового положения нет в других отраслях. Низким остается уровень оплаты труда.
Удельный вес инвестиций в основной
капитал сельского хозяйства
составляет всего 3% общего объема всех
отраслей страны. Большинство
Бюджетные ассигнования, выделяемые
на поддержку
Сложившаяся ситуация показывает необходимость
усиления государственной поддержки
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В то же время Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 2005
год" при значительном росте расходной
части бюджета объем
Меры по созданию необходимых экономических
условий для функционирования сельского
хозяйства предусмотрены в
Реализация стратегии развития АПК будет способствовать ускоренному развитию животноводства с ориентацией на внутренний рынок и позволит довести производство мяса к 2008 г. до 5, 9 млн. т против 4, 9 млн. т в 2003 г. В результате доля импорта мяса в ресурсах потребления сократится с 31, 4% в 2003 г. до 27, 9% в 2008 г. Зерновой экспортный потенциал составит в 2008 г. возможность производства зерна 81 млн. т и до 100 млн. т в 2010 г., а его экспорт соответственно - до 11, 7 млн. т и 13 млн. т.
Цель стратегии в области устойчивого сельского развития заключается в снижении бедности путем роста доходов от сельского хозяйства как основной отрасли на селе, расширении несельскохозяйственной занятости населения, улучшении доступа сельских жителей к услугам отраслей социальной и инженерной инфраструктуры. В результате уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте возрастет к 2008 г. до 80%, доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума сократиться до 38, 5%, удельный вес жилой площади в сельской местности, оборудованной водопроводом, достигнет 54%. Таким образом, реализация стратегии агропромышленного комплекса позволит получить устойчивый рост с темпами 5-6% в год (сельское хозяйство - 4%).
Вместе с тем, по моему мнению, в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства основными должны быть меры по преодолению диспаритета цен. Не решив эту проблему, каким бы образом ни поддерживались доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.
2.3.Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК
В современной западной экономике сельское хозяйство как одну из важнейших сфер экономики активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка.
В России регулирующие функции государства должны осуществляться по следующим направлениям:
1. Создание законодательной
базы, правовое обеспечение
В России в процессе
осуществления аграрной реформы
сложились сильно монополизированные
ресурсный, сырьевой, продовольственный
аграрные рынки. Монополизм смежных
отраслей АПК, большое количество посредников
при невмешательстве
2. Формирование
конкурентной среды на всех
аграрных рынках. Это будет способствовать
перераспределению конечного
3. Поддержка устойчивости
развития АПК, создание
Государство способствует образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения, через регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в федеральные и региональные фонды.
4. Проведение политики
разумного протекционизма, обеспечение
продовольственной
5. Создание благоприятного
климата для иностранных
Информация о работе Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК