Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа мирового опыта государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций АПК РФ, обоснование его конкретных, форм, методов и степени вмешательства государства в экономические отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также, формулирование конкретных рекомендаций по повышению эффективности этого регулирования.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить внешнеэкономическую деятельность предприятий АПК РФ;
-ознакомиться с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности АПК;
- разобраться в необходимости проведения государственного регулирования;
- изучить основные приемы и методы проведения государственного регулирования;
- Сформулировать выводы о государственном регулировании Внешнеэкономической деятельности АПК

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность агропромышленного комплекса………………..………..5
1.1. Современное состояние агропромышленного комплекса России и стратегия его развития…………………….…………………………………………………….5
1.2.Внешнеэкономическая деятельность АПК в России…………………………..9
1.3. Статистический анализ и прогнозы внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………………………..12
2.Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и особенности международных сельскохозяйственных торгово-экономических отношений………………………………………………………………………………3
2.1.Анализ действующего законодательства РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности организаций АПК…………………………………………………………………………………..30
2.2. Государственная поддержка сельского хозяйства и АПК в условиях рыночных отношений……………………………………………………………………………33
2.3.Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..40
3.Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК…………………………………………………………………..42
3.1. Цели преобразований………………………………………………………….44
3.2.Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК……………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….......52
Список литературы……………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

курсовая АПК.docx

— 115.61 Кб (Скачать файл)

Начатая земельная реформа меняет структуру землевладения и характер земельных отношений. На смену исключительной государственной монополии на землю как объект собственности приходит многообразие форм собственности и землепользования. Возникла и распространяется частная собственность на землю. Расширился доступ к земле тех, кто на ней трудится, что является необходимым условием рационального, хозяйского отношения к земле. На повестке дня создание земельного рынка, который должен привести к концентрации земли в руках умелых владельцев.

Однако все эти изменения  не могут рассматриваться как самоцель, а должны служить условиями роста производства, повышения производительности труда и эффективности агропромышленного производства. Именно по этим основным позициям аграрное реформирование не достигло желаемых результатов. Напротив, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс ныне находятся в состоянии затяжного системного кризиса, который распространился как на экономическую, так и на социальную сферу.

В связи с тем, что снижается производство в крупных сельскохозяйственных предприятиях, падает товарность сельскохозяйственного производства. Наряду с этим существенно изменяется структура реализации - если ранее основная масса товарной продукции сельского хозяйства реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в 1996 г.) преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля, около 70% овощей, 2/зерна), а также при-мерно половина животноводческой продукции реализуется по сво-бодным рыночным каналам (на рынках, через собственную торго-вую сеть, предприятия общественного питания и т. д.).

При этом сельское хозяйство, сами естественные условия кото-рого ставят его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой территории и невозможность в силу этого са-мостоятельно противостоять отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить производительность труда, иметь более высокое органическое строение капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой ситуации, чем другие отрасли ма-териального производства. Усилился диспаритет цен: цены на по-требляемые в аграрной сфере промышленные средства производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 4,3 раза опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.713. В результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях материального производства рентабельность продукции, хотя и со-кратилась, но сохранилась, то сельское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.

   3.2. Необходимость государственного  регулирования внешнеэкономической деятельности АПК

Государственное регулирование  АПК должны осуществляться по следующим  направлениям.

1. Создание законодательной  базы, правовое обеспечение регулирования.

2. Формирование конкурентной  среды на всех аграрных рынках.

3. Поддержка устойчивости  развития АПК, создание условий  для адаптации товаропроизводителей  к рыночным условиям.

4. Проведение политики  разумного протекционизма, обеспечение  продовольственной безопасности  с помощью системы таможенных  тарифов, налогов на импортируемые  продовольственные товары.

5. Создание благоприятного  климата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий  АПК, предоставление государственных  гарантий для иностранных кредиторов  при импорте передовых техники  и технологии.

6. Финансирование ключевых  направлений науки по проблемам  АПК, участие в финансировании  инвестиционных проектов по созданию  новых технологий, отвечающих мировым  стандартам.

Основными конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:

-программно-целевой;

-балансовый;

-нормативный.

Конкретными механизмами  государственного регулирования АПК  являются:

-регулирование цен в АПК;

-антимонопольная политика;

-бюджетная политика;

-налоговая политика;

-кредитная политика.

В июле 2000 г. Правительством РФ была одобрена Концепция основных направлений агропродовольственной  политики на 2001-2010 годы.

С 2006 года в Российской Федерации  реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Правительством РФ были определены его основные направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным  жильем молодых специалистов (или  их семей) на селе.

Подводя итоги приоритетного  национального проекта "Развитие АПК", нужно отметить, что все  двадцать контрольных целевых показателей  по всем трем направлениям национального  проекта "Развитие АПК" полностью  выполнены.

Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект "Развитие АПК" трансформируется в Государственную  программу развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации  от 14 июля 2007 г. № 446. В Государственную  программу вошли все направления  и параметры Национального проекта, кроме того, в нее включены и  новые разделы. В программе определены три основные цели:

1)устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

2)повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетныхподотраслей сельского хозяйства;

3)сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

                                              Заключение

    Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование –  это  система

рычагов и стимулов, с  помощью  которых  государство  участвует  в  рыночных

процессах на правах  субъекта  рыночных  отношений,  обеспечивая  устойчивое

развитие агропромышленного  производства. Это особенно важно  иметь  в  виду,

поскольку  кризис  в  сельском  хозяйстве  вызван  не  только   объективными

природными условиями (например, для  восстановления  потерянного  плодородияпочв может потребоваться  жизнь целого поколения), но и  рядом  экономическихпросчетов в проведении аграрной политики.

    Статистический  анализ  позволяет  сделать   вывод,  что  экономическое,

техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе  по-прежнемуостается напряженным. Принятые организационно-технические меры, в  том  числепредусмотренные постановлением Правительства РФ "Об  экономических  условияхфункционирования агропромышленного  комплекса  Российской  Федерации  в  1997году", существенно не изменили условий  сельскохозяйственного  производства,не  усилили  мотивацию  труда.  Низкий  уровень   платежеспособного   спросатоваропроизводителей  на  материально-технические   ресурсы,   недостаточныеинвестиции,  экономически  необоснованное  соотношение  цен   на   продукциюсельского   хозяйства   и   промышленных   предприятий   стали    следствиемнеэффективного сельскохозяйственного производства в целом. У более чем  80%сельскохозяйственных предприятий уровень рентабельности составляет  примерноминус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии итактики проводившихся аграрных реформ,  что основные  направления аграрнойполитики, реализация которых будет способствовать стабилизации и переходу  кэкономическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствовании.

    Существуют  как внешние, так и  внутренние  причины  тяжелого  состояния

сельскохозяйственного производства. Внешние  -  инфляция,  дефицит бюджета,

резкое    удорожание    кредитных    ресурсов,    неплатежи;    политическая

нестабильность, обусловившая нарушение или  полный  распад  межотраслевых  и

территориальных  связей;  ослабление  государственного  управления  аграрной

экономикой, изменение  правил  экономического  поведения  и  противоречивость

земельного   и   аграрного   законодательства;   снижение   уровня   доходов

большинства населения, что обусловило его низкую  покупательную  способность

и сокращение платежеспособного  спроса  на  продукты  питания.  Внутренние  -

несовпадение между  преобразованиями  отношений  собственности  (приватизацияземли и  имущества  предприятий)  и  изменениями  общеэкономических  условийхозяйствования  в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.

Чтобы выйти из кризисного состояния, необходимо устранить вышеуказанные

причины и принять  следующие меры.

    1. В   сложившихся  кризисных  условиях  наряду  с  принятием  регионами

локальных  мер  по  защите  внутреннего  рынка   продовольствия   необходимо

усиление  роли   системы   государственных   закупок   продовольствия.  

    2. Для  осуществления  государственных   закупок  целесообразно  создание

специальной государственной  системы,  имеющей  в  распоряжении  необходимуюматериально-техническую  базу.

    3.  Основной  упор  в  выделении  средств   федерального   бюджета   на

финансирование  АПК  должен  быть  сделан  на  финансирование  разработанных

федеральных программ, количество которых должно  соответствовать  финансовымвозможностям бюджета.

    4. Необходима  целевая поддержка из федерального и региональных бюджетов

наиболее  жизнеспособных  предприятий  АПК,  вокруг  которых  могут  успешно

функционировать и  другие предприятия этой сферы.

    5. Важнейшей  задачей является отработка процедуры  банкротства и санации

предприятий АПК.

    6. Необходимо  улучшить практику применения  основных финансовых  рычагов

развития АПК, включая  создание   системы   сельскохозяйственных    кредитных    кооперативов;государственное кредитование сельскохозяйственных  предприятий,  которые  немогут получить кредит в  коммерческих  кредитных  организациях  на  жилищноестроительство 

  7.  Усовершенствовать   систему  государственной   поддержки  АПК   черезиспользование  созданных в предыдущие  годы  возвратных  фондов:  лизингового

фонда; фонда льготного  кредитования; фондов для формирования  федеральных  ирегиональных продовольственных  фондов и др.

    Кроме  того, необходимо помнить, что  подъем в  агропромышленном  секторе

возможен только после достижения устойчивой макроэкономической  стабилизациии роста показателей в промышленных отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.   Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 2002, с. 437

2.   Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 2003, с. 476

3. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, № 6, 2001, с.311.

4.  Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики. // Вопросы экономики, № 6, 2003, с.290.

5. Петриков А. Экономическая политика в АПК. // Экономист, № 7, 2004, с.254.

6. Серова Е., Янбых Р. Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках., 2004, с.127-136.

7. Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения, 2000, с.205.

8.Голубев Г.Н. Денежно-кредитная политика как инструмент регулирования экономики государствав переходный период: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 2000, с.374

9.Эффективность законодательства  в экономической сфере. Научно-практическое  исследование: Редактор Ю. А. Тихомиров  — Москва, ВолтерсКлувер, 2010 г, с.384 с.

10.Мамырова, Н.К. Государство  и бизнес.учебник / Н.К.Мамырова. – А., 2003. – 890 с.

11.Бибатырова, И.А. Государственное  регулирование национальной экономики.учебник / И.А. Бибатырова. – А.: Казак университеты, 2004, с. 145

12.Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики: учеб.пособие Т.Г..Морозова. – М.: Юнити, 2001, с. 255

13. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория.учебник / А.Ф.Шишкин. – М., 2006, с.260

14. И.А.Минаков Экономика отраслей АПК.Издательство: «КолосС» -2004, с. 466

15. Налоговый  кодекс Российской Федерации  31 июля 1998 года N 146-ФЗ

16.Гражданский кодекс Российской ФедерацииЧасть 1от 30.11.1994 N 51-ФЗ

от 30.11.1994 N 51-ФЗ

17. Земельный кодекс Российской Федерации25 октября 2001 годаN 136-ФЗ от 12.12.2011 N 427-ФЗ

 

 


Информация о работе Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК