Особенности инновационной деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических основ организации инвестиционной деятельности, ее анализ и оценка эффективности на материалах конкретного предприятия – ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш», а также выработка возможных направлений активизации инвестиционной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
4
1 Теоретические основы организации инвестиционной деятельности………
6
1.1 Понятие и виды инвестиций, их значение в развитии субъектов хозяйствования…………………………………………………………………..

6
1.2 Сущность инвестиционной деятельности и ее государственное регулирование……………………………………………………………………

12
1.3 Современное состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь………………………………………………………………………….

17
2 Анализ инвестиционной деятельности ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»………………………………………………….

24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»………………………………………

24
2.2 Анализ инвестиционной политики ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»…………………………………………………

29
2.3 Основные направления активизации инвестиционной деятельности ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш».......................
32
Заключение……………………………………………………………………….
39
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

КР по экономике инноваций (Восстановлен).doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная деятельность выступает решающим условием устойчивого функционирования каждого хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособности. Ее главной целью является эффективность вложения капитала в инвестиционный проект, т. е. создание и получение дохода, превышающего в будущем в суммарном исчислении общую величину инвестированных средств. В свою очередь, эффективность инвестиционной деятельности предприятия предполагает должное обоснование данного процесса с точки зрения логической последовательности его действий, использования рациональных форм и методов для достижения намечаемой цели. Все это представляет собой научную организацию инвестиционной деятельности, которая на уровне предприятия означает обоснование этапов выполняемых работ, выбор эффективных форм и методов принятия соответствующих решений и их реализацию. В данных условиях вложения денежных средств в инвестиционные проекты достигнут ожидаемого экономического и социального эффекта.

Организация инвестиционной деятельности предприятия должна учитывать не только достижение главной цели, но и конкретные задачи, которые ставит перед собой каждый субъект. К важнейшим задачам формирования результативной системы инвестиционной деятельности на предприятии относятся:

1 Формулирование долгосрочной  стратегии развития предприятия. Она должна быть отражена в бизнес-плане, на основе которого определяется инвестиционная политика субъекта на перспективу, ее цели и задачи.

2  Определение рациональных  направлений инвестиций, что предполагает оценку альтернативных проектов, разработку маркетинговых и финансовых прогнозов, поиск новых перспективных сфер приложения свободного капитала, подготовку бюджета капитальных вложений.

3  Контроль за выполнением  намечаемых решений и оценка  последствий реализации инвестиционных  проектов. Все действия предприятия, включая финансовые взаимоотношения, должны находиться под постоянным контролем. Оценка и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей должны быть неотъемлемой частью работы руководства предприятия, финансового менеджера и выполняться, как правило, по завершении очередного проекта [28, с. 308].

Одним из важнейших инвестиционных решений для субъектов хозяйствования является принятие того или иного инвестиционного проекта. Большинство вложений денежных средств в инвестиционные проекты предполагают обязательное получение в будущем доходов. Однако конкретные цели инвестирования могут быть различными, а результаты, получаемые в ходе реализации инвестиционных решений, не обязательно носят характер очевидной прибыли. Могут быть проекты, не сопровождающиеся непосредственно получением доходов, но приносящие в перспективе стратегическую выгоду за счет обретения стабильности производства, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам, получения государственных гарантий реализации продукции, налоговых льгот.

Инвестиционная деятельность предприятия подвергается воздействию ряда факторов как внешних, так и внутренних, которые во многом и определяют направленность и механизм привлечения и вложения инвестиций, что представлено в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную деятельность  предприятия

Внешний фактор

Внутренний фактор

1

2

Степень совершенства налоговой системы

Степень риска вложения инвестиций

Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности

Размеры (масштабы) предприятия

Степень участия государства

Финансовое состояние субъекта

Уровень инфляции

Применяемые методы начисления амортизационных отчислений


 

Окончание таблицы 1.1

1

2

Состояние и динамика развития экономики страны

Научно-техническая политика предприятия

Инвестиционная политика государства

Инвестиционная политика предприятия

Созданные условий для привлечения иностранного капитала

Организационно-правовая форма хозяйствования


Примечание - Источник: [28, с. 312].

 

Знание этих факторов и механизма их влияния на инвестиционную деятельность имеет важное научное и практическое значение прежде всего для разработки научно обоснованной государственной политики регулирования инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории республики.

В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

  • прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:  принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета; предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности; предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов; проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов; предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.
  • создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: оказания инвесторам государственной поддержки; защиты интересов инвесторов; создания на территории Республики Беларусь СЭЗ; определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами; принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции; определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; содействия развитию рынка ценных бумаг; проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь [18, с.16].

Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права. Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и интересов инвесторов и стабильность прав инвестора по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению.

Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности и самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности. Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются Инвестиционным кодексом и законами Республики Беларусь. В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить государственную поддержку.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь, централизованных инвестиционных ресурсов и может осуществляться с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется за счет средств республиканского и/или местных бюджетов, а также иных источников.

Средства для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по видам определяются в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Органами местного управления и самоуправления в соответствующих местных бюджетах также могут определяться иные виды поддержки инвестиционной деятельности [11, с. 67].

 

 

1.3 Современное состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

 

 

Необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внутренних и внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств.

Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках. Если проанализировать этапы и закономерности экономического роста таких промышленно-развитых стран, как, например, США, Япония, Германия, Франция, то можно отметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали периоды наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко проявилось в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт, Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70 %. В США, Германии и Франции прирост валового национального продукта за этот период составил 25-30 %. Это позволило вышеуказанным странам создать значимый производственный потенциал, явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого экономического и социального развития в последующий период, а также сформировать экономические основы постиндустриального общества [35, с. 13].

Республика Беларусь испытывает острую потребность в инвестициях: износ активной части основных средств в промышленности республики  Беларусь составляет более 80 %. Для сравнения необходимо отметить, что в экономически развитых странах степень износа основных фондов не превышает 25 %, а пороговая величина для экономической безопасности составляет 50 %. Таким образом, состояние основного капитала на предприятиях можно признать критическим, а следствием этого является снижение эффективности использования производственного потенциала, качества и конкурентоспособности продукции. Принятие отраслевой Программы инновационного развития министерства промышленности на 2011-2015 годы направлено на улучшение ситуации и существенное снижение степени износа активной части промышленно-производственных средств к 2013 году до 73,8 %. По данным Национального статистического комитета [6, с. 82], за 2012 год удельный вес инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП составил 31,7 %.

Всего за 2012 год инвестировано в основной капитал 43,4 трлн. р., что составило 104,7 %  к предыдущему году. Это свидетельствует о незначительной положительной динамике инвестиционной активности. 

Темп роста инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения составил 101,5 %, по объектам вложений в непроизводственную сферу – 110,4 % по отношению к 2011 году, что свидетельствует о значительном замедлении темпов роста по сравнению с 2011 годом.

За 2012 год удельный вес затрат на строительно-монтажные работы составил в общем объеме инвестиций 49 %, что соответствовало 21,2 трлн р., а на переоснащение активной части основных средств (приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря) – 39,2 % затрат (17 трлн р.). Темп роста по данному виду затрат составил 103,4 % к уровню 2011 года, что свидетельствует о целевой направленности инвестиций на инновации, модернизацию производства.

Если рассматривать направление инвестиций в основной капитал по отраслям экономики, то бесспорным лидером является промышленность. За 2012 год доля инвестиций в основной капитал в эту отрасль составила 26,8 % от общего объема вложений республики, что видно из таблицы 1.2.

 

Таблица 1.2 – Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики, в % к итогу

Отрасль

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Промышленность

27,2

27,7

26,8

Сельское хозяйство

14,2

14,6

18,2

Строительство

2,9

3,9

3,5

Транспорт

7,9

8,4

5,8

Связь

4,1

2,9

2,8

Торговля и общественное питание

6,4

5,0

3,4

Жилищное строительство

18,2

17,9

20,7

Коммунальное хозяйство

6,8

7,3

6,3

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

4,8

4,7

4,5

Образование

1,5

1,4

1,4

Культура и искусство

1,2

1,4

1,1

Наука и научное обслуживание

0,4

0,5

0,4

Прочие

5,1

4,3

5,1

ВСЕГО

100,0

100,0

100,0

Информация о работе Особенности инновационной деятельности предприятий