Особенности инновационной деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических основ организации инвестиционной деятельности, ее анализ и оценка эффективности на материалах конкретного предприятия – ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш», а также выработка возможных направлений активизации инвестиционной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
4
1 Теоретические основы организации инвестиционной деятельности………
6
1.1 Понятие и виды инвестиций, их значение в развитии субъектов хозяйствования…………………………………………………………………..

6
1.2 Сущность инвестиционной деятельности и ее государственное регулирование……………………………………………………………………

12
1.3 Современное состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь………………………………………………………………………….

17
2 Анализ инвестиционной деятельности ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»………………………………………………….

24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»………………………………………

24
2.2 Анализ инвестиционной политики ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»…………………………………………………

29
2.3 Основные направления активизации инвестиционной деятельности ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш».......................
32
Заключение……………………………………………………………………….
39
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

КР по экономике инноваций (Восстановлен).doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

 

Система финансового обеспечения инвестиций в основной капитал складывается из органического единства источников и методов финансирования инвестиционной деятельности. Динамика структуры источников инвестиций в основной капитал Республики Беларусь за 2010-2012 годы  показана в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2010-2012 гг., %

Источник финансирования инвестиций в основной капитал

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Консолидированный бюджет

26,0

26,0

22,2

Внебюджетные фонды

0,3

0,2

0,2

Собственные средства организаций

41,2

41,6

36,7

Заемные средства других организаций

1,9

0,8

1,1

Средства населения

7,2

7,9

8,0

Иностранные источники (без кредитов)

0,9

0,7

2,0

Кредиты банков

18,9

19,6

26,4

Прочие источники

3,6

3,2

3,4

Всего

100

100

100


Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Как видно из таблицы 1.3, главным источником финансирования инвестиционных проектов на большинстве промышленных предприятий Республики Беларусь являются собственные средства - прибыль и амортизация. Их доля в структуре источников инвестиций за период 2010-2012 гг. составила 41,2 %, 41,6 % и 36,7 % соответственно. Однако нестабильное финансовое положение  предприятия может ограничивать возможности инвестирования за счет прибыли. В развитых странах на долю прибыли приходится около 30% всех текущих и капитальных затрат предприятий.

Амортизационные отчисления отличаются более стабильным формированием средств, направляемых на инвестиционные цели. Размер этого источника формирования собственных инвестиционных ресурсов зависит от объема используемых предприятием амортизируемых внеоборотных активов и принятой им амортизационной политики. Таким образом, амортизация и прибыль – это внутренний  инвестиционный потенциал любого предприятия.

Вторым по величине источником финансирования инвестиций в основной капитал являются банковские кредиты; их доля  в структуре источников неуклонно возрастает. Так, в 2012 году каждый четвертый рубль, использованный на инвестиции в основной капитал, был кредитный.

Однако инновационное развитие предприятия только за счет собственных источников и кредитных ресурсов банков возможно при достаточно устойчивом и стабильном финансовом состоянии предприятия и низком уровне процентных ставок за кредит. Поэтому проблема недостаточности инвестиционных ресурсов предприятия может и должна решаться за счет привлеченных и заемных средств, в том числе иностранных.

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь, ее народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

В 2013 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 9303,7 млн. долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2012 года объем инвестиций увеличился в 1,4 раза), в том числе:  прямых инвестиций 4821 млн. долл. США;  портфельных инвестиций 1,9 млн. долл. США; прочих инвестиций 4480,8 млн. долл. США.

Из стран пребывания загранучреждений привлечено 8627,3 млн. долларов или 92,7 % от общего объема поступлений иностранных инвестиций в экономику страны.

Доля инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 65,4 % от общего объема инвестиций. При этом доля Россия в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3 %. Из стран вне СНГ поступило 34,6 % от общего объема.

Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:

- Россию (6076,6 млн. долларов; 65,3 % от  общего объема инвестиций);

- Австрию (931,7 млн. долларов; 10 %);

- Кипр (536,5 млн. долларов; 6,1 %);

- Великобританию (467,7 млн. долларов; 5 %);

- Швейцарию (371,2 млн. долларов; 4 %).

Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2011 году поступил из следующих стран:

- Россия (4026,5 млн. долларов; 82,5 % от  общего объема ПИИ);

- Швейцария (353,1 млн. долларов; 7,3 %);

- Кипр (102 млн. долларов; 2,2 %);

- Германия (51,6 млн. долларов; 1,1 %).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как транспорт (64,4 % от всех поступивших инвестиций), торговля и общественное питание (15,2 %), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (10,3 %).

Данные о поступлении прямых и портфельных иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице 1.4.

 

 Таблица 1.4 – Поступление  иностранных инвестиций по отраслям экономики за 2012 г.

Отрасль экономики

Поступило за 2012 год

Прямые

Портфельные

тыс. долларов США

% к итогу

тыс. долларов США

% к итогу

Республика Беларусь

4821052,8

100

1857,7

100

в том числе:

       

Промышленность

255181,4

5,3

1812,3

97,6

Транспорт

3102962,9

64,4

39,9

2,1

Связь

23245,7

0,5

-

-

Строительство

33857,6

0,7

0,9

0,05

торговля и общественное питание

731169,4

15,2

-

-

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

494789,7

10,3

-

-


Примечание - Источник: собственная разработка.

 

По территориальному принципу вложения иностранных инвестиций в 2013 году в Республике Беларусь наблюдались явные диспропорции. Так, наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска – 85,9 % от всех поступивших инвестиций, Минской  области – 8,5 %, остальные регионы страны – около 1 %.

На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 51,8 % от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с 2012 годом. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (12,2 % от общего объема прямых инвестиций) и прочие прямые инвестиции (81,5 %).

Организациями республики за 2013 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,48 млрд. долларов США, или на 5,6 % больше, чем за 2012 год. На их долю приходилось 48,2 % от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.

Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2013 год в реальный сектор экономики поступило всего 1,9 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 9,6 % больше, чем за 2012 год. На их долю приходилось лишь 0,02 % от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику. 

Если сравнивать относительную предпочтительность привлечения иностранного капитала, то следует подчеркнуть, что именно прямые инвестиции для экономики Беларуси особенно важны, поскольку имеют следующие преимущества: активизируется деятельность частного сектора; расширяется выход на внешние рынки; облегчается доступ к новым технологиям и методам управления; больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну происхождения капитала; приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности; создаются новые рабочие места; расширяется налогооблагаемая база; импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний.

Таким образом, поступление прямых иностранных инвестиций – важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирование высокоэффективной рыночной экономики современного типа. В целях экономического развития страны необходимы восстановление инвестиционного потенциала республики, приток высоких технологий, формирование мощного экспортного сектора экономики, получение новых рынков сбыта и сырья, выход промышленности на передовой технологический уровень и т.д. Мировой опыт показывает, что подобная проблема успешно решалась многими государствами, в том числе странами с переходной экономикой. Так, динамичное развитие в последнее время стран Центральной и Восточной Европы является следствием проводимой экономической политики, направленной на поощрение притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта [11, с. 87].

Таким образом, оценка современного состояния инвестиционной деятельности, цели и задачи социально-экономического развития страны, определяют основные задачи и направления инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочный период:

  • повышение инвестиционного рейтинга страны путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестиционных рисков;
  • выделение и концентрация инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
  • разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику страны посредством дальнейшего совершенствования нормативной и правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;
  • усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;
  • расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;
  • стимулирование роста объемов прямых иностранных инвестиций и долгосрочных кредитов;
  • развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.

Решение поставленных задач требует принятия ряда мер. Прежде всего следует обеспечить стабильность законодательной и нормативной баз в инвестиционной сфере, что позволит создать условия для инвестиционных вложений в экономику страны. На увеличение объемов инвестиций направлены положения Программы совершенствования амортизационной политики, предусматривающие необходимость, во-первых, обеспечения сохранности и целевого использования амортизационных средств, во-вторых, создания гибкой многовариантной системы норм и методов начисления амортизации, которая предоставит предприятиям возможность самостоятельно, исходя из своего экономического положения и конъюнктуры рынка, определять параметры амортизационных отчислений на воспроизводство основных средств, реально задействовать систему экономических стимулов их целевого использования.

Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается направлять на обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси: модернизацию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции; увеличение объемов производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; развитие современных транспортных коммуникаций и сетей связи и др.

Реализация данных направлений должна осуществляться на основе инвестиционных проектов, которые представляют собой комплекс мероприятий в сфере капитального строительства, реконструкции или модернизации производства (путем приобретения современных технологий, нового оборудования), подготовки кадров и направлены на достижение целей инвестиционной политики [26, с. 524].

Информация о работе Особенности инновационной деятельности предприятий