Особенности организации и функционирования предприятия гостиничного бизнеса (на примере ООО гостиницы «Октябрьская»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ организации и функционирования деятельности гостиничных предприятий на примере ООО гостиницы «Октябрьская».
В рамках данной цели ставятся следующие основные задачи:
1) раскрыть понятие гостиничного бизнеса и определить его основные составляющие;
2) охарактеризовать гостиничную услугу как основу организации гостиничного бизнеса;
3) дать общую характеристику и проанализировать деятельность гостиницы «Октябрьская» по оказанию услуг;
6) проанализировать основные технико-экономические показатели исследуемой гостиницы;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

Представители отдела маркетинга занимаются вопросами оперативного и стратегического планирования, налаживают контакты с организаторами конгрессных мероприятий, ведут переговоры на перспективное использование номерного фонда гостиницы, обсуждают вопросы использования помещения под собрания, совещания, выясняют потребности определенных групп клиентов, поддерживая контакты с другими подразделениями обслуживания.

Основной задачей отдела поставок является заключение договоров с поставщиками необходимых материальных и сырьевых ресурсов для бесперебойного функционирования всего гостиничного предприятия.

Инженерные службы создают условия для функционирования систем кондиционирования, теплоснабжения, санитарно-технического оборудования, электротехнических устройств, систем телевидения и связи.

В состав инженерной службы входят служба текущего ремонта, которая осуществляет профилактический и текущий ремонт номерного фонда и установленного в нем оборудования, а также служба благоустройства территории.

Вспомогательные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, предлагая услуги прачечной, портновской, бельевой служб, службы уборки помещений, множительной службы, услуги склада и др.

Дополнительные службы оказывают платные услуги. В их состав входят парикмахерская, бассейн, сауна, солярий, спортивные сооружения, а также визовая поддержка, страхование багажа, оформление проездных документов и др.

Таким образом, гостиничный бизнес – один из самых перспективных видов бизнеса. Организация любого гостиничного предприятия предусматривает набор служб, обеспечивающих предоставление основных гостиничных услуг, а именно служба управления номерным фондом, административная служба, служба общественного питания, коммерческая служба, технические службы, вспомогательные и дополнительные службы. Организация гостиничного бизнеса – расчёт и креатив в одном флаконе.

 

 

2. Анализ организации и функционирования ООО гостиницы «Октябрьская»

2.1. Общая характеристика ООО гостиницы «Октябрьская»

 

Гостиница «Октябрьская» была построена в 1977г. и предназначена для предоставления основных и дополнительных услуг. Гостиница «Октябрьская» расположена в центральном районе города Волгограда. Гостиница расположена по адресу ул. Коммунистическая, д. 5а. Рядом с гостиницей находятся кинотеатр «Победа», железнодорожный вокзал, автовокзал, Волгоградский государственный цирк, Новый экспериментальный театр, городской парк культуры и отдыха, ресторан, поэтому расположение гостиницы считается выгодным. В непосредственной близости находятся основные маршруты городского транспорта, музеи, центральный универмаг, областная и городская администрации, площадь Павших борцов, Центральная набережная, другие общественные и культурные объекты.

Гостиница «Октябрьская» представляет собой четырехэтажное здание. На первом этаже здания располагаются административные помещения, служба приема и размещения, а также ресторан. Гостиничные номера расположены на втором - четвертом этажах.

Организационно-правовая форма гостиничного предприятия - общество с ограниченной ответственностью. В настоящее время на рынке гостиничных услуг организационно-правовая форма предприятия типа общества с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной.

Целью создания гостиницы является оказание услуг гостиничного комплекса и получение прибыли. Основными видами деятельности гостиницы «Октябрьская» являются:

    • оказание услуг гостиничного комплекса по временному проживанию;
    • оказание проживающим в гостиничном комплексе услуг банно-прачечного хозяйства;
    • оказание услуг по охране автотранспорта, принадлежащего проживающим;
    • предоставление услуг питания.

Гостиница «Октябрьская» предоставляет клиентам следующие услуги:

  • услуги размещения;
  • обеспечение клиентов питанием;
  • услуги пункта обмена валюты;
  • заказ авиа и железнодорожных билетов;
  • услуги охраняемой автостоянки;
  • вызов такси;
  • услуги прачечной и т.д.

В настоящее время в гостинице имеется 79 номеров различных категорий. Общее количество мест составляет 111. Гостиница предлагает услуги размещения различных ценовых категорий. Стоимость номеров варьируется от 950 до 3500 руб. за сутки. Средняя стоимость номера составляет около 1500 - 2000 руб. за сутки. На стоимость номера оказывают влияние следующие факторы: категория предоставляемого номера; месторасположение номера. Существует также система скидок в зависимости от количества гостей в группе. В стоимость проживания включен завтрак в ресторане на первом этаже гостиницы.

Таким образом, гостиница «Октябрьская» функционирует на рынке гостиничных услуг г. Волгограда и является одной из крупных предприятий гостиничного сервиса. Гостиница оказывает услуги по размещению гостей г. Волгограда. Кроме того, клиентам предоставляется ряд дополнительных услуг. Однако для того, чтобы определить эффективность деятельности гостиницы, необходим более тщательный анализ предприятия по основным направлениям деятельности.

Гостиница осуществляет предоставление услуг по договорам с организациями, фирмами, предприятиями по заявкам на размещение, а также по свободному поселению при наличии свободных мест. Гостиница предоставляет свои услуги гражданам России и СНГ, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Граждане ближнего зарубежья заселяются в гостиницу при предъявлении национального паспорта и миграционной карты. При заселении иностранных граждан администратор или портье обязан заполнить данные статистической отчетности с указанием фамилии, имени, номера визы, срока действия визы, цели поездки и страны проживания. При оформлении проживания в гостинице гость обязан ознакомиться с порядком проживания в гостинице, правилами противопожарной безопасности, правилами пользования электроприборами. Оформление гостей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее, производится круглосуточно.

Гостиница «Октябрьская» оказывает как основные, так и дополнительные услуги гостям г. Волгограда. Основными услугами гостиничного предприятия являются услуги размещения. Номерной фонд гостиницы составляет 79 номеров различных категорий на 111 мест. Структура номерного фонда гостиницы за 2010 год представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура номерного фонда ООО гостиницы «Октябрьская» на 2010 г.

Категории номеров

Количество номеров

Количество мест

Уд. вес, %

Одноместный

39

39

49

Одноместный улучшенный

8

8

10

Двухместный

24

48

30

Полулюкс

2

4

3

Люкс

6

12

8

Итого

79

111

100


 

Из данной таблицы видно, что наибольшую долю номерного фонда занимают одноместные номера, двухместные номера составляют 30% от общего числа номеров. Наименьшая доля номеров приходится на номера категории полулюкс. Более наглядно структуру номерного фонда гостиницы «Октябрьская» можно представить графически (рис. 2).

Рис. 2 Структура номерного фонда ООО гостиницы «Октябрьская» на 2010 г.

Рассмотрим оснащенность номеров различных категорий. Одноместный номер оснащен полуторной кроватью, цветным телевизором, холодильником, телефоном, тумбочкой, ванной комнатой, санузлом. Улучшенный номер отличается от одноместного номера наличием большой кровати, шкафом для одежды, большой ванной комнатой. В двухместном номере располагаются две кровати, и имеется шкаф для одежды.

Характеристика номера категории полулюкс:

  • двухкомнатный номер;
  • гостиная: тумбочка, кресло, диван, шкаф для одежды;
  • спальня: кровать на два места, телефон, гарнитурная мебель, встроенные шкафы-купе, холодильник, телевизор,
  • ванна с душевой кабиной;
  • санузел.

Номер категории люкс состоит из трех комнат:

  • гостиная располагает тумбочкой двумя креслами, диваном шкафом для одежды;
  • в спальне имеется кровать на два места, телефон, тумбочка, телевизор, холодильник;
  • в столовой находится обеденный стол, стулья, шкаф для посуды;
  • ванная комната, санузел.

Кроме того, в каждом номере категории люкс и полулюкс присутствуют элементы декора и дополнительные аксессуары, придающие комфорт и уют для гостей.

В таблице 2 представлены номера различных категорий комфортности и цены на данные типы номеров гостиницы за 2009 год.

Из данной таблицы видно, что стоимость проживания в одноместных номерах является минимальной. Максимальная цена установлена в номерах категории люкс.

Таблица 2

Цены на услуги проживания в ООО гостинице «Октябрьская» в 2009г.

Категория номеров

Стоимость номера, руб.

Одноместный

1050

Одноместный улучшенный

1650

Двухместный

1800

Полулюкс

3200

Люкс

4500


Кроме того, гостиница «Октябрьская» оказывает ряд дополнительных услуг. Услуги предоставляются за дополнительную плату, их стоимость не входит в стоимость номера.

В гостинице функционирует пункт обмена валют, к услугам гостей бизнес-центр, где можно воспользоваться факсом, копировальным аппаратом и другими видами оргтехники. В гостинице имеется оборудованный соответствующим образом конференц-зал, рассчитанный на 100 человек. Он предназначен для проведения семинаров, совещаний и деловых встреч. Также работает пункт проката аудиотехники.

В гостинице существует комплекс дополнительных услуг, предусматривающий мелкий ремонт одежды, экспресс-стирку и утюжку индивидуального белья и одежды, хранение ручной клади и громоздких вещей.

В холле гости всегда могут приобрести свежие газеты и журналы, заказать авиа- и железнодорожные билеты, билеты в театр, музеи забронировать номер в гостинице в Москве.

Таким образом, клиентам гостиницы предлагаются номера различных категорий, цены на которые зависят от их уровня комфортности. Также гостям г. Волгограда оказываются дополнительные услуги, которые удовлетворяют их потребности. Однако, представленный ассортимент дополнительных услуг можно охарактеризовать как небольшой. В исследуемой гостинице отсутствуют дополнительные услуги, связанные с проведение досуга такие, как спортивно-оздоровительные, бизнес-услуги, экскурсионные услуги.

 

2.2. Технико-экономические показатели деятельности гостиницы «Октябрьская».

 

Основными технико-экономическими показателями, характеризующими эффективность хозяйственной деятельности гостиничного предприятия, являются:

Размер выручки от реализации продукции - характеризует объем произведенной и проданной продукции предприятия в стоимостном выражении (Таблица 3).

Таблица 3

Динамика показателей выручки от реализации услуг ООО гостиницы «Октябрьская» за 2009-2010 гг.

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

Отклонение

абс.

Отн.

1. Доходы от предоставляемых услуг, тыс. руб.:

26150

28430

2280

108,72

1.1. Выручка от продажи номеров/путевок

17820

19670

1850

110,38

1.2. Выручка от дополнительных платных  услуг, не входящих в стоимость  проживания

4590

4810

220

104,79

1.3. Доходы от общественного питания

3740

3950

210

105,61

2. Операционные и внереализационные доходы, тыс. руб.

470

640

170

136,17


Динамика показателей выручки от реализации услуг ООО гостиницы «Октябрьская» за 2010 год по сравнению с 2009 годом представлена на рисунке 3.

Из данного рисунка видно, что основные доходы гостиницы составляет продажа номеров. За анализируемый период выручка от реализации услуг гостиничного предприятия увеличилась на 2280 тыс. руб. или на 8,72% в основном за счет роста выручки от реализации основных услуг - услуг проживания. Темп роста выручки от реализации дополнительных услуг составил 104,79%.

Рис.3 Динамика показателей выручки от реализации услуг ООО гостиницы «Октябрьская» за 2009-2010 гг.

Показатели, характеризующие затраты предприятия: себестоимость произведенной продукции; коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные расходы; величина затрат на 1 рубль реализованной. Динамика показателей затрат представлена в таблице 4.

Из данной таблицы видно, что наибольшие расходы гостиницы связаны с производством и реализацией продукции и составляют 94% от общих расходов гостиницы. Тем не менее рост затрат в 2010 году по сравнению с 2009 годом составляет около 9%, что более наглядно представлено на рис. 4.

Информация о работе Особенности организации и функционирования предприятия гостиничного бизнеса (на примере ООО гостиницы «Октябрьская»)