Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:18, курсовая работа
Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;
- новый стиль руководства персоналом;
- усиление центробежных сил в экономической организации.
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Введение………………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………5
1.1 Рынок и план. Основные принципы планирования………………….5
1.2 Методологические основы планирования……………………………..10
1.3 Классификация планов………………………………………………….14
2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….18
2.1 Расчет выпуска готовой продукции…………………………………..19
2.2 Расчет товарной и валовой продукции……………………………….19
2.3 Расчет объема реализуемой продукции……………………………...21
Заключение………………………………………………………………….. 22
Список литературы………………………………………………………… .24
Программно-целевой метод предусматривает формирование системы плановых решений и показателей для достижения определенных конкретных целей при возникновении крупных проблем в области научно-технического и социально-экономического развития предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом.
Факторный метод основан на количественной оценке роли отдельных факторов в динамике изменений величины обобщающих показателей и направлен на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Существуют различные методы факторного анализа: индексный, метод цепных подстановок, интегральный и др.
Например, при разработке плана производства продукции может быть использована система индексов, характеризующая относительное изменение объема выпуска продукции в зависимости от относительного изменения двух факторов — численности работающих и производительности их труда.
Интегральный метод оценки факторных влияний на обобщающий показатель позволяет точнее учитывать влияние отдельных факторов, но является более трудоемким.
Экономико-математические методы базируются на использовании экономико-математических моделей и вычислительной техники, что обеспечивает перебор множества вариантов плана и выбор наиболее целесообразного (оптимального).
В процессе планирования все методы используются в их взаимосвязи и дополнении.
Например, разработка материальных
балансов основана на применении нормативного
и балансового методов, обеспечивающих
определение необходимых ресурсов для
реализации цели планирования.
Методология внутрифирменного рыночного планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана.
Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности.
Методология, методика и
технология выполнения плановой деятельности
на различных предприятиях и фирмах
в наиболее полной мере определяют
в целом и предмет
1.3 Классификация планов
Планирование является составной частью рационального функционирования субъекта хозяйствования.
Планирование » Выработка и принятие решений » Реализация и программы » Контроль.
Процесс планирования включает в себя четыре этапа:
• выработку общих целей субъекта хозяйствования;
• детализацию и конкретизацию целей для определенного этапа развития;
• определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
• контроль за достижением целей.
Важным элементом методики планирования является определение способа планирования:
Прогрессивный способ (снизу вверх).
Этот способ отличает систему делегирования планирования.
На каждой новой ступени планы объединяются по структурным подразделениям, в итоге создается единый план субъекта хозяйствования.
Ретроградный способ планирования (сверху вниз).
Представляет собой обратную систему.
Контрольные цифры доводят до структурных подразделений, на основе которых разрабатываются планы структурных подразделений.
Встречное планирование (круговое планирование) объединяет прогрессивное и ретроградное планирование. Данный способ наиболее эффективен.
Важным моментом в методическом обеспечении планирования является выбор техники планирования.
Последовательное планирование предусматривает составление годового плана в декабре отчетного года.
Скользящее планирование предусматривает составление, корректировку предстоящей части перспективного плана. В современных условиях распространенным является скользящее планирование с наложением.
Важным моментом в планировании является выбор методов. В практике распространены обычные методы, которые включают в себя карточные и формулярные наборы, перечни, графики, таблицы.
В последние годы методика
планирования усовершенствована, появились
программные продукты фирм ИНЭК, АТЛАНТ,
которые позволяют
Планирование можно
1. По степени охвата:
• общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности субъекта хозяйствования;
• частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.
2. По содержанию планирования:
• стратегическое планирование (поиск новых возможностей);
• тактическое планирование (создание определенных предпосылок);
в оперативное планирование (реализация возможностей).
3. По предмету планирования:
• целевое планирование (определение целей);
• планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, оборудование, финансы, информация);
• программное планирование (планирование программ производства и сбыта);
• планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
4. По сферам функционирования:
• планирование производства;
• планирование сбыта;
• планирование финансов;
• планирование персонала;
• расширенное общее планирование.
5. По глубине планирования:
• глобальное;
• контурное;
• детальное.
6. По срокам:
• краткосрочное планирование (полгода, квартальное, месячное, недельное, иногда годовое);
• среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);
• долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет, имеет особенность по отраслям).
7. С точки зрения структуры управления:
• общее планирование предприятия;
• планирование места строительства предприятия;
• планирование сфер деятельности;
• планирование работы подразделений фирмы.
8. По возможности изменения планов:
• жесткое планирование;
• гибкое планирование.
Суть планирования состоит в научной постановке целей предстоящего развития и применения средств их реального достижения. На уровне предприятия в зависимости от целей, задач и функций действует несколько видов планирования.
Стратегическое планирование призвано определять цели предприятия (фирмы) и их стратегию на длительный период времени (до 10 лет). Именно поэтому стратегическое планирование часто определяют как процесс моделирования и изучения будущего. Стратегическое планирование служит отправной точкой для любого другого планирования в рамках предприятия (фирмы).
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач и средств их достижения; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных зада