Планирование социального и экономического развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна и представляет огромную важность для руководителей предприятий. Бизнес не может рассчитывать на процветание, а вернее на выживание, не разрабатывая планов и не контролируя их выполнение. Планирование должно представляться в финансовом выражении, так как различные направления деятельности бизнеса измеряются общим мерилом – деньгами. Мир жесткой конкуренции требует гибкости, как в планировании, так и в практической деятельности.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 135.86 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Данная  тема актуальна и представляет огромную важность для руководителей предприятий. Бизнес не может рассчитывать на процветание, а вернее на выживание, не разрабатывая планов и не контролируя их выполнение. Планирование должно представляться в финансовом выражении, так как различные направления деятельности бизнеса измеряются общим мерилом – деньгами. Мир жесткой конкуренции требует гибкости, как в планировании, так и в практической деятельности.

     Планирование  является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими.

     В современной России переход к  рыночной экономике потребовал от руководителей  производства достаточно основательно заняться исследованием рынка сбыта  производимой продукции, в связи  с чем наступающие рыночные отношения  вызвали повышенный интерес к  планированию и организации производства, что особенно важно в условиях конкурентной среды.

     В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия  организуют производство и сбыт продукции  с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это  становится реальным тогда, когда производитель  располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы  в соответствии с изменениями  рыночной конъюнктуры, маневрировать  собственными материальными и интеллектуальными  ресурсами.

     Данная  возможность основывается на точных, своевременных и экономически обоснованных расчетах технико-экономических показателей  работы предприятия. При проведении расчетов необходимы прикладные и фундаментальные  исследования, применение высокоэффективных, новых моделей компьютеров. Все  это позволит предприятию хорошо ориентироваться в ходе и перспективах технико-экономического развития производства, иначе оно может потерпеть крах, безнадежно отстать от конкурентов.

     Цель  работы – изучить структуру, методы, принципы и механизм разработки планирования экономического и социального развития предприятия, выявить основные существующие проблемы в реализации планирования, а также предложить мероприятия  по совершенствованию и устранению недостатков данной системы на предприятии.

     Методы  исследования – монографический, экономико-статистический, графический, метод сравнения, коэффициентный метод.

     Объектом  исследования данной работы является Сельскохозяйственный Производственный Кооператив колхоз «Память Ленина». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1 СУЩНОСТЬ  ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ  

    1. Сущность, принципы и организация планирования
 

     Планирование - это процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность [4, с. 272]. Поскольку такие решения влияют друг на друга, они нуждаются во взаимной увязке.

     Плановые  решения могут быть связаны с  постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком - планированием является составление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

    Существует  три основных типа планов:

    -   планы-цели;

    -   планы для повторяющихся действий;

    - планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических проблем.

     Деятельность  плановых органов координируется первым лицом организации или его  заместителем.

     В задачу плановых органов входит определение  того, какие подразделения будут  участвовать в реализации тех  или иных организационных целей, в какой форме это будет  происходить, как обеспечиваться ресурсами.

     Планирование  базируется на ряде принципов [6, с.312], т.е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления:

     -участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления;

     -непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы. В соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем;

     -гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

     -координация и интеграция плановой деятельности между различными подразделениями;

     -экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением;

     -создание необходимых условий для выполнения плана - организационных, ресурсных, идеологических и т.п.

     Организация планирования [6, с. 320]:

     При осуществлении планирования учитывается  связь уровней управления. Планирование может происходить сверху вниз (детализация); снизу вверх (обогащение внизу спущенных  сверху указаний); отсутствовать как  таковое на данном уровне (делегирование), происходить в «зоне результата» (частичное делегирование).

     При составлении производственных планов происходит либо четкая привязка к  календарю (по интервалам, по точкам), либо допускается свободное планирование.

     Применяется самый различный «горизонт планирования». Он может соответствовать календарному периоду (дискретное планирование); быть больше его (скользящее планирование); быть меньше (остаточное планирование); предполагать возможность исполнителям самостоятельно определять период планирования (планирование с выбором планового  горизонта).

     Планирование  может, как испытывать влияние предшествующего  результата и обязательств (возвратное планирование), так и осуществляться с нуля. 
 

    1.  Методы разработки планов
 

     Основная  цель планирования состоит в том, чтобы, насколько можно при данных условиях, найти оптимальное решение  задач, стоящих перед организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.

     В настоящее время сложилось несколько  способов составления планов, или  методов планирования [1, с.248]: бюджетный, балансовый, нормативный, математико-статистические, графические.

     Бюджетный метод. Он основывается на составлении бюджетных таблиц, в которых отражено будущее движение экономических ресурсов или результата хозяйственной деятельности. Выделяют три типа бюджетов: натурально-вещественные, стоимостные и трудовые.

     Балансовый  метод. Увязка бюджета источников и бюджета распределения тех или иных ресурсов, которые необходимы организации в плановом периоде, составляет суть данного метода планирования. Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение

     Нормативный метод. Он предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период кладутся нормы (удельные затраты) различных ресурсов на единицу продукции. Нормы бывают натуральными, стоимостными, временными.

     Математические  методы планирования. Они сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная. С помощью статистических моделей можно, например, определить будущие доходы. Именно в области финансового планирования статистические методы находят, пожалуй, наиболее широкое применение.

     Графические методы планирования можно рассмотреть на примере составления графика Гантта и сетевого графика.

     График  Гантта представляет собой таблицу, в которой отражается загрузка в течение предстоящего периода каждой единицы оборудования, сроки профилактики, перерывы и пр.

     Сетевые графики. С их помощью осуществляется планирование процесса реализации крупномасштабных проектов. На сетевом графике удобно представлять в виде цепной диаграммы последовательность и взаимосвязь многоходовых действий по реализации планового задания.

     Метод планирования "Паттерн" сводится к построению "дерева целей". Каждая цель и подцель в этой иерархической модели оценивается экспертами с точки зрения важности и степени влияния на конечные результаты. Оценки служат основой распределения ресурсов, сил и средств между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками и определения желательных сроков выполнения тех или иных работ.

     Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы [7, с. 224]. Эти границы определяются:

     -современное  НТР, которое вызывает столь стремительные изменения внутри фирмы и в окружающей ее среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает;

     -нехваткой  времени, связанной с тем, что  плановые расчеты весьма длительны  и трудоемки;

     -бюрократизмом  и инерционностью самих сотрудников  организации, их боязнью новшества.

     Полностью перечисленные ограничения устранить  нельзя, но можно существенно ослабить путем уменьшения жесткости и  схематичности составления планов, их ориентацией на ключевые цели и  задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики, усилением комплексности.

    1. Виды планов организации
 

     Основным  объектом внутрихозяйственного планирования на предприятиях и фирмах служит взаимосвязанная  система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления  товаров и ресурсов. В зависимости  от выбранной цели, применяемых методов, разрабатываемых показателей, уровня принимаемых решений и многих иных факторов принято различать  несколько систем или видов рыночного  планирования. Принято выделять три  основных вида планирования: стратегические, текущие и проекты (рисунок 1)[13, с.57].

     Стратегические (или корпоративные) планы разрабатываются на высшем уровне организации и служат для достижения стратегических целей. В этих планах точно не определяют, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяют имеющиеся ресурсы.

     Для осуществления традиционной деятельности на основе стратегических планов руководителями среднего  уровня разрабатываются  тактические (сроком на два года) планы.

       Руководителями нижнего уровня  разрабатываются  оперативные (на месяц или квартал) планы. При этом используются планы прошлых периодов. Однако иногда целесообразно применить так называемый  «нулевой» подход, когда при разработке оперативного плана запрещается использовать планы прошлых периодов. Это позволяет выявить несоответствия в компонентах плана или определить неэффективно  используемые ресурсы. Планирование нетрадиционной деятельности  осуществляется в виде проектов. Для их создания  и реализации  используют различные специальные методы.

     В зависимости от охваченного временного отрезка тактические планы делятся  на три типа: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные [10, с. 119].

     Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени - до 10, а иногда и более лет.

Информация о работе Планирование социального и экономического развития организации