Понятие конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы и является:
Определение непосредственно понятия конкурентоспособности продукции.
Условия определяющие конкурентоспособность.
Определение цель, задачи, этапы анализа конкурентоспособности продукции.
Показать методику расчета единичных, групповых и интегральных показателей конкурентоспособности продукции.
Выявление возможных путей повышения конкурентоспособности товара.
Охарактеризовать группы показателей конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие конкурентоспособности 5
1.1. Коммерческие условия 8
1.2. Условия поставок и платежей 9
1.3. Экономические условия потребления. 10
2. Экономические показатели конкурентоспособности 11
3. Цель, задачи, этапы анализа конкурентоспособности продукции 13
4. Методика расчета еденичных, групповых, интегральных показателей 15
5. Пути повышения конкурентоспособности продукции 18
6. Расчетная часть 22
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47

Файлы: 1 файл

экономика курсач.docx

— 105.58 Кб (Скачать файл)

Текущие (эксплуатационные) затраты являются переменной составляющей цены потребления. Они включают: затраты  на эксплуатацию (топливо, энергия, химчистка, старка, приобретение основных и вспомогательных  материалов), расходы на ремонт и  покупку запасных частей, расходы  на послегарантийное техническое обслуживание, налоги, страховые взносы, расходы на эксплуатацию изделия после выработки ресурса. [3].

Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве  с другими производителями аналогичной  продукции. И наоборот, более высокий  уровень цены снижает ценовую  конкурентоспособность товаров, сводя  ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая  политика в борьбе за повышение конкурентоспособности  производимых товаров [4].

  1. Цель, задачи, этапы анализа конкурентоспособности продукции

Цель анализа конкурентоспособности  продукции:

  • изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
  • анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;
  • оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
  • оценка эффективности производства и сбыта продукции;
  • задачи анализа конкурентоспособности продукции;
  • оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
  • изучение факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности;
  • разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Этапы анализа конкурентоспособности  продукции:

  • необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, для этого достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности  является изучение рыночных условий, которое  должно проводиться постоянно, как  до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.
  1. Методика расчета еденичных, групповых, интегральных показателей

Показатели конкурентоспособности  представляют совокупность критериев качественной оценки уровня конкурентоспособности товара. Для оценки применяют систему единичных, групповых и интегральных показателей.

Для оценки конкурентоспособности  необходимо сопоставить параметры  анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Расчет может осуществляться по техническим и иным параметрам продукции. Показатель конкурентоспособности  важен для проектирования требуемых  свойств продукта, сравнения потенциальных возможностей производства продукции, при формировании цены и т.п.

Потребителя продукции интересует не природа продукта, а то, что  он обладает потребительной стоимостью. Акт купли-продажи товара является свидетельством того, что данный товар соответствует условиям рынка. Чем больше количество покупателей подтверждает данное соответствие, тем выше конкурентоспособность товаpa. Поэтому проблемы качества и конкурентоспособности выходят на первый план при создании хозяйствующего субъекта[1].

Именно качество и конкурентоспособность  продукции являются основой выживаемости в условиях жесткой конкуренции. Данный подход к определению качества и конкурентоспособности принципиально  меняет задачи производителя продукции  в области планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более  экономичного варианта достижения определенного уровня качества и наилучшего способа организации процесса его обеспечения. Данные проблемы успешно решаются лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения [1].

Единичный показатель конкурентоспособности - это процентное отношение величины какого-либо технического или экономического параметра к величине этого же параметра, при котором элемент  потребности теоретически полностью  удовлетворяется/

  * 100

где q - единичный параметрический  показатель;

Р - уровень параметра исследуемого изделия;

P100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.

Групповой показатель конкурентоспособности - это показатель, который объединяет единичные показатели и характеризует  степень удовлетворения потребности  в целом.

G=Σai * qi

G - Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем.

Интегральный показатель конкурентоспособности - это количественная характеристика конкурентоспособности товара, являющаяся отношением группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.

Интегральный показатель (J) представляет собой отношении  группового показателя по техническим параметрам (GmJ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

J =

Если J < 1, то анализируемое  изделие уступает образцу, а если Y > 1, то оно превосходит изделие-образец  или изделие конкурента по своим  параметрам.

Чем больше показатель J1, тем больше показатель конкурентоспособности [1].

 

  1. пути  повышения конкурентоспособности продукции

Для оценки деятельности предприятия  целесообразно проанализировать и  оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся  в распоряжении предприятия и  способности к использованию  ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального  дохода.

Все усилия в организации  и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех его качеств  или реализуемой им продукции, которые  выгодно отличали бы фирму от потенциальных  или реальных конкурентов. Недаром  многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в  виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники фирмы.

 Повышение конкурентоспособности - верный шаг к успеху предприятия в сфере его деятельности.

Чтобы сегодня создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто, модернизировать организацию  и управление, но, и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главное при этом - умение определить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества [5].

Считается, что  высокая конкурентоспособность  товара подразумевает обычно большую  вероятность коммерческого успеха продукта на данном рынке.

Распространение конкуренции подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта. Ключевым моментом в завоевании позиций  на рынке является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как речь идет в конечном счете о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.

В основе концепции  создания нового товара сегодня лежит  не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических  и технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар  рыночной новизны" с высоким уровнем  конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров. При  выработке рыночной стратегии очень  важно научиться своевременно изымать экономически неэффективный товар из производственной программы промышленной фирмы.

При выборе путей  повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для  получения большей прибыли. Бесспорным является и развитие такого направления  повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин и оборудования, т.е. сервисное обслуживание. При  умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности  товара [5].

При анализе  конкурентоспособности товара принимаются  во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Важнейшим условием выживания на рынке является создание потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства товара.

Своевременное оказание комплекса услуг, связанных  со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции  и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации (сервисное обслуживание) - одно из направлений  повышения конкурентоспособности  товара. Сервис является основным фактором повышения конкурентоспособности  товара, потому что цены на запасные части в 2 раза ниже цен комплектующих, используемых в производстве.

К основным благоприятным  путям повышения конкурентоспособности  товара можно отнести:

  • сокращение времени создания (разработку) и выход на рынок,
  • сокращение сроков отгрузки, увеличение ассортимента,
  • увеличение скорости услуг,
  • наличие качественного сервиса,
  • повышение качества, "игра с ценой",
  • бренд,
  • повышение уровня персонала и многие другие.

Конкурентоспособность продукции зависит и от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров  и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно  считать компонентами конкурентоспособности  и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно правовые факторы.

Технико-экономические  факторы включают в себя продажную  цену, качество, затраты на эксплуатацию. Они зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства.

Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Включают рекламу, популярность торговой марки  и репутация фирмы. имидж фирмы, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию конъюнктуру, наличие дилерско-дистрибьюторских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг.

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке.

Данные факторы  выступают как ограничения, обязательные для выполнения.

 

 

 

  1. Расчетная часть

Рассчитаем  себестоимость изделия по старой технологии (базовый вариант) и новой (предполагаемый вариант). Результаты расчетов представим в таблице 1.

Таблица 1

Калькуляция на изготовление изделия генератор прямоугольных импульсов

 

Статья калькуляции

Сумма, руб.

Базовый вариант

Предлагаемый вариант

1

2

3

1.Основные материалы

70,84

49,04

2.Покупные комплектующие изделия

338

216,9

3.Транспортно-заготовительные расходы

143,09

93,08

Итого прямые материальные затраты:

551,93

359,02

4.Основная заработная плата производственных рабочих

494,37

353,22

5.Дополнительная заработная плата производственных рабочих

113,71

81,24

6.Отчисления на социальные нужды

182,42

130,34

Итого прямые затраты на оплату труда:

790,5

564,8

7.Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспортных средств

578,41

413,27

8.Цеховые расходы

706,95

505,1

9.Общехозяйственные расходы

548,75

392,07

Итого производственная себестоимость:

3176,54

2234,26

10.Коммерческие расходы

1778,86

1252,87

Итого полная себестоимость:

4955,4

3487,13

Информация о работе Понятие конкурентоспособности