Понятие конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы и является:
Определение непосредственно понятия конкурентоспособности продукции.
Условия определяющие конкурентоспособность.
Определение цель, задачи, этапы анализа конкурентоспособности продукции.
Показать методику расчета единичных, групповых и интегральных показателей конкурентоспособности продукции.
Выявление возможных путей повышения конкурентоспособности товара.
Охарактеризовать группы показателей конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие конкурентоспособности 5
1.1. Коммерческие условия 8
1.2. Условия поставок и платежей 9
1.3. Экономические условия потребления. 10
2. Экономические показатели конкурентоспособности 11
3. Цель, задачи, этапы анализа конкурентоспособности продукции 13
4. Методика расчета еденичных, групповых, интегральных показателей 15
5. Пути повышения конкурентоспособности продукции 18
6. Расчетная часть 22
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47

Файлы: 1 файл

экономика курсач.docx

— 105.58 Кб (Скачать файл)

 

Себестоимость изделия в предлагаемом варианте снизилась на 1468,27 руб. (на 30 %) .

Уменьшение происходило  по всем статьям калькуляции. Прямые материальные затраты снизались  на 192,91 руб. за счет уменьшение состава  и количества покупных комплектующих  изделий на 121,1 руб. и снижение транспортно-заготовительные  расходы на 50,01 руб.

В следствии снижения трудоемкости изделия основная заработная плата производственных рабочих уменьшилась на 141,15 руб., поэтому снизилась дополнительная заработная плата 32,47 руб. и отчисления на социальные нужды на 52,08 руб., что в итоге привело к уменьшению прямых затрат на оплату труда на 225,7 руб.

Снизились коммерческие расходы  на 525,99 руб. за счет материальных, трудовых и накладных расходов производственной себестоимости.

Изменилась структура  себестоимости. Уменьшилась доля материальных затрат на 0,84 руб., а доля затрат на оплату труда увеличилась на 0,25 руб., но производство изделия осталось материалоемким.

Доля производственной себестоимости  уменьшилась на 0,03 руб., а коммерческие расходы увеличились на 0,03 руб.

Произведем расчет и анализ экономических результатов использования  инновационного предложения.

  1. Рассчитаем относительное изменение полной себестоимости изделия.

∆Z = (Zпредлаг. – Zбазов.) / Zбазов. * 100%   ,  где (11)

∆Z – относительное отклонение полной себестоимости изделия, в %,

Z предлаг. – полная себестоимость изделия по предлагаемому варианту,

Z базов. - полная себестоимость изделия по базовому варианту.

∆Z = (3487,13 – 4955,4) / 4955,4 * 100% = - 29,63

  1. Рассчитаем относительное изменение трудоемкости изделия.

∆t =(tпредлаг. – tбазов.) / tбазов. * 100 %   ,  где (12)

∆t – относительное отклонение трудоемкости изготовления изделия, в %,

tпредлаг. – трудоемкость изготовления изделия по предлагаемому варианту,

tбазов. - трудоемкость изготовления изделия по базовому варианту.

∆t = (535 - 752) /752 *100% = -28,86

  1. Рассчитаем условно-годовую экономию от снижения полной себестоимости.

ЭУ.Г. = (Zпредлаг. – Zбазов.) * Qгод   ,   где (13)

ЭУ.Г. - условно-годовая экономия от снижения полной себестоимости,

Zпредлаг. - полная себестоимость изделия по предлагаемому варианту,

ZбазовЫЙ - полная себестоимость изделия по базовому варианту,

Qгод - годовой выпуск продукции в натуральном выражении (приложение 3).

ЭУ.Г. = (3487,13 – 4955,4) * 23000 = -33770210

  1. Рассчитаем условно-годовую экономию от снижения прямых материальных затрат.

ЭМЗ = (Мпредлаг. – Мбазов.) * Qгод   ,   где (14)

ЭМЗ - условно-годовая экономия от снижения прямых материальных затрат,

Мпредлаг. - прямые материальные затраты в расчете на одно изделие по предлагаемому варианту,

МбазовЫЙ. - прямые материальные затраты в расчете на одно изделие по базовому варианту,

Qгод - годовой выпуск продукции в натуральном выражении (приложение 3).

ЭМЗ = (359,02 – 551,93) * 23000 = -4436930

Себестоимость изделия по предлагаемому варианту на 1468,27 руб. или на 30% ниже, чем по базовому варианту. За счет чего в расчете  на годовой выпуск продукции экономия составит 33770210 руб., в том числе  за счет снижения прямых материальных затрат на 4436920 руб. Следовательно прибыль  от реализации данного изделия увеличится.

Использование в производственном процессе инновационного предложения  позволяет снизить себестоимость  изделия, но и уменьшить потребность  в рабочих, необходимых для производства данного изделия, так как произошло  снижение трудоемкости изделия на 28,86 %, а следовательно рост производительности труда.

  1. Расчет численности производственных рабочих, занятых на нормируемых работах, осуществляется по формуле (15):

Т = (t * Q) / (FЭФ * KВН)   ,   где (15)

T - численность производственных рабочих,

t - трудоемкость изготовления изделия, час,

Q - плановый выпуск изделий в натуральном выражении, шт.

FЭФ - эффективный фонд времени одного рабочего, час,

KВН - коэффициент выполнения норм выработки (приложение 3).

Эффективный фонд времени одного рабочего определяется на основе баланса рабочего времени  одного рабочего.

Таблица 6

Баланс рабочего времени  одного рабочего на 2012 год

(при пятидневной рабочей неделе)

 

Показатель

Сумма

1

2

1.Календарный фонд времени, дни

366

2.Выходные и праздничные дни

117

3.Номинальный фонд рабочего  времени, дни

249

4.Планируемые невыходы  на работу разрешенные законом,  в среднем на одного рабочего  в год, дни 

 

в том числе

 

1

2

  • Очередные отпуска

25

  • Учебные отпуска

4

  • Декретные отпуска

6

  • Болезни

5

  • Выполнение государственных обязанностей

2

  • И другое

3

5.Среднее число явочных дней

204

6.Продолжительность рабочего дня  по режиму работы предприятия,  час.

8

7.Сокращение рабочего дня в  соответствии с законодательством,  в том числе в праздничные  дни,

1

8.Средняя фактическая продолжительность  рабочего дня, час

7

9.Эффективный фонд времени одного  рабочего в год, дни

1428


 

Произведем  расчет численности рабочих в  целом и с учетом квалификации, требуемой для выполнения тех  или иных работ.

Таблица 7.1

Расчет численности  основных рабочих, необходимых для  выполнения производственной программы (базовый вариант)

 

Показатели

Методика расчета

Разряды

Всего

2

3

4

1

2

3

4

5

6

1.Трудоемкость изделия, час

t

0,37

10

2,15

12,52

2.Трудоемкость производственной  программы, час

t * Q

8510

230000

49450

287960

1

2

3

4

5

6

3.Списочная численность  рабочих

(t * Q) / (FЭФ * KВН)

5,32

143,8

30,92

180


 

2 разряд базовый = 10 + 1 + 8 + 3 = 22 мин (0,37 час)

3 разряд базовый = 320 + 265+ 16 = 601 мин (10 час)

4 разряд базовый = 19 + 110 = 129 мин (2,15 час)

FЭФ * КВН = 1,12 * 1428 = 1599,36

Таблица 7.2

Расчет  численности основных рабочих, необходимых  для выполнения производственной программы (предлагаемый вариант)

 

Показатели

Методика расчета

Разряды

Всего

2

3

4

1

2

3

4

5

6

1.Трудоемкость изделия, час

t

0,3

6,92

1,7

8,92

2.Трудоемкость производственной  программы, час

t * Q

6900

159160

39100

205160

3.Списочная численность рабочих

(t * Q) / (FЭФ * KВН)

4,31

99,5

24,43

128


 

2 разряд предлаг. = 8 + 1 + 6 +3 = 18 мин (0,3 час)

3 разряд предлаг. = 215 + 184 + 16 = 415 мин (6,92 час)

4 разряд предлаг. = 12 + 90 = 102 мин (1,7 час)

FЭФ * КВН = 1,12 * 1428 = 1599,36

Из таблицы 7.1 и 7.2 видно, что из-за снижения трудоемкости изделия в предполагаемом варианте во втором разряде на 0,07 часа, в третьем разряде на 3,08часов, в четвертом на 0,45 часа и снижение трудоемкости производственной программы во втором разряде на 1610 часа, в третьем на 70840 часа, в четвертом на 10350 часа, произошло существенное снижение списочной численности рабочих по второму разряду на 1,01 человека, по третьему на 44, 3 человека, по четвертому на 6,49 человека.

Всего численность  рабочих в предлагаемом варианте ниже базового на 52 человека.

Определим цену изделия на основе исчисляемой полной себестоимости изделия и норма  прибыли в нашем примере, рентабельность изделия составляет 19 % (приложение 3).

Ц = ZПОЛ + ПР     где (16)

Ц - цена,

ZПОЛ - себестоимость полная,

ПР - прибыль.

ЦБАЗОВЫЙ = 4955,4 + 19 % = 5896,93

ЦПРЕДЛАГ. = 3487,13 + 19 % = 4149,68

Рассчитаем  критический объем производства и реализации по формуле:

QКР = ИПОСТ / (Ц – ИПЕР)    где (17)

QКР – критический объем производства,

ИПОСТ – постоянные издержки на весь объем производства и реализации,

Ц - оптовая цена изделия (без НДС),

ИПЕР – удельные переменные издержки, т.е. переменные издержки на единицу продукции.

В нашем примере  доля условно-постоянных затрат по статьям РСЭО составит 0,66, коммерческие расходы – 0,9 (приложение 3).

Доля условно-переменных затрат по статьям РСЭО равна 0,34 (1-0,66), коммерческие расходы – 0,1 (1-0,9).

ИПОСТ.БАЗОВ. = (РСЭО * 0,66) + ЦР + ОХР + (Коммерч. Расходы * 0,9) = (578,41 * 0,66) + 706,95 + 548,75 + (1778,86 * 0,9) = 3238,45

ИПЕР.БАЗОВ. = Прямые матер. Затраты + ЗПОСН = ЗПДОП + ЕСН + (РСЭО * 0,34) + (Коммерч. Расходы * 0,1) = 551,93 + 494,37 + 113,71 + 182,42 + (578,41 *0,34) + (1778,86 * 0,1) = 1716,96

QКР. БАЗОВЫЙ = = 17819,35

Начертим график безубыточности.

Рис.1

График  безубыточности (базовый вариант)

ИПОСТ.ПРЕДЛАГ. = (РСЭО * 0,66) + ЦР + ОХР + (Коммерч. Расходы * 0,9) = (413,27 * 0,66) + 505,1 + 329,07 + (1252,87 * 0,9) = 2234,51

ИПЕР.ПРЕДЛАГ. = Прямые матер. Затраты + ЗПОСН = ЗПДОП + ЕСН + (РСЭО * 0,34) + (Коммерч. Расходы * 0,1) = 359,02 + 353,22 + 81,24 +130,34 + (413,27 * 0,34) + (1252,87 * 0,1) = 1189,62

QКР. ПРЕДЛАГ. = = 17362,4

Начертим график безубыточности.

Рис. 2

График безубыточности (предлагаемый вариант)

Ценовая эластичность спроса показывает на сколько изменится в процентном соотношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

В нашем случае коэффициент эластичности спроса по цене равен 2,4, т.е. спрос эластичен  и значительно зависит  от цены на 30 %. Спрос на товар увеличится (2,4 * 30%) на 72,следовательно снижение цены на данное изделие целесообразно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкурентоспособность товара - понятие относительное, ее можно  прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность  оценивается только на рынке при  сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов. При оценке конкурентоспособности экспортируемых отечественных товаров необходимо учитывать наличие таких факторов, как недостаточность технической и экономической информации, так как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей сбыта товара; отсутствие объективной оценки уровня издержек потребления у конкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно быть по возможности сведено к минимуму.

Издержки производства являются одним из главных факторов, влияющих на себестоимость продукции. Поэтому их снижение - одно из условий  повышения эффективности работы предприятия. Все это говорит  об актуальности темы курсовой работы.

Рынок товаров и услуг  оказывает мощное влияние на экономику  как отдельно взятой страны, так  и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы-производители  – как составляющая рынка, неизменно  будут оставаться в центре внимания экономистов. Производимые ими товары (или услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных  и скрытых течений и тенденций  рынка, а предоставление конечному  пользователю достоверной информации о них – залог честной конкурентной борьбы фирм, и, как следствие, выживание  сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары по параметрам качество/цена/сервис.

В своей работе мы достигли поставленных целей, а именно: рассмотрели понятие конкурентоспособности товаров и условия определяющие конкурентоспособность, определили цель, задачи, этапы анализа конкурентоспособности продукции, охарактеризовали группы показателей конкурентоспособности, а также представили анализ возможных путей повышения конкурентоспособности конкретного товара.

Так же достигли поставленных задач, а именно теоретическое исследование понятия конкурентоспособность продукции, определение показателей конкурентоспособности продукции, определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.

Список  использованной литературы

Информация о работе Понятие конкурентоспособности