Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:28, курсовая работа
Целью работы является анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизации.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления риском 5
1.1.Понятие управления риском 5
1.2.Управление риском на предприятии 7
1.3.Страхование 12
1.4.Самострахование 16
Глава 2. Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон») 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ деловой среды и рынка предприятия 23
2.3. Анализ предпринимательских рисков компании 24
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии. 30
3.1.Пути минимизации рисков предприятия на рынке 30
3.2.Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском 38
Заключение 43
Список литературы 46
Оглавление
При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое, будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.
Предпринимательства без риска не бывает. Управление риском (или риск-менеджмент) определяет пути и возможности обеспечения устойчивости предприятия, его способности противостоять неблагоприятным ситуациям. Необходимость скорейшего освоения и внедрения методов риск-менеджмента в условиях рыночной экономики обусловлена прежде всего тем, что в настоящее время отсутствуют реальные механизмы финансовой поддержки предприятий России в кризисных ситуациях. В большинстве своем они являются юридически самостоятельными хозяйствующими субъектами, что означает не только возможность определять свою финансовую и производственную политику, но и отсутствие обязательств государства по предоставлению поддержки в случае аварии, забастовки, финансовых или иных трудностей.
Таким образом, самостоятельность означает одновременно и риск — риск прекращения производства или банкротства. В этих условиях российские предприятия обязаны сами позаботиться о создании необходимых резервов или привлечении финансирования из других источников для организации мероприятий по ликвидации убытков.
Организация грамотного риск-менеджмента на предприятии является достаточно сложным делом, требующим значительных затрат материальных и человеческих ресурсов. Предлагаемое пособие позволит разобраться в терминологии и методах управления риском, оценить их эффективность, организовать работу отделов риск-менеджмента на предприятиях.
Целью работы является анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизации.
Поставленная цель
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения;
-исследовать
рыночную деятельность
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Объект исследования - компания ОАО «Мегафон»
Предмет исследования - процесс управления рисками в компании.
Структуру курсовой работы составляют введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
В
первой главе представлено определение
риска в теории и практике, причины
его возникновения и
Управление риском
— синтетическая научная
Определим прежде всего основное понятие: риск — событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском. Данное определение сразу влечет за собой необходимость расшифровки понятий, в него входящих.
Случайность (иногда говорят — непредсказуемость) наступления события означает невозможность точно определить время (а иногда и место) его возникновения.
Под объектом понимается материальный объект или имущественный интерес. В качестве материального объекта может выступать человек или какое-либо имущество, а имущественного интереса — некое нематериальное свойство объекта, например прибыль. Иногда под объектом — носителем риска может пониматься какое-либо его свойство.
Ущерб — ухудшение или потеря свойств объекта. Так, если объектом выступает человек, то ущерб может выражаться в виде ухудшения его здоровья или смерти. Потеря свойств имущества выражается в его разрушении, ухудшении потребительских свойств, потере стоимости. В предпринимательской практике ущерб имущественным интересам часто выражается в виде потери или снижении прибыли. Ущерб может быть выражен в натуральном виде (физический) или в стоимостном выражении (экономический).
Для
построения научной схемы риск-
Классификация рисков. Классификация рисков может быть основана на различных характеристиках:
риски;
Классификация по роду опасности выделяет техногенные (или антропогенные), природные и смешанные риски.
Техногенные риски порождены хозяйственной деятельностью человека: аварийные ситуации, загрязнение окружающей среды и т.д. Примером техногенных рисков могут служить огневые риски, связанные с воздействием огня на различные объекты.
Природные риски не зависят от деятельности человека. К ним относятся в основном риски стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, урагана, тайфуна, удара молнии, извержения вулкана и т.д.
Смешанные риски — это события природного характера, инициированные хозяйственной деятельностью человека. Примером может служить оползень, вызванный проведением строительных работ.
Из
этой классификации несколько
Другая классификация основана на выделении рисков по характеру деятельности, с которой они связаны.
Предпринимательские риски связаны с развертыванием производства и прибылью, а именно: недополучение прибыли в результате простоя производства, банкротство, упущенная выгода, непредвиденные расходы и др.
К финансовым и коммерческим можно отнести риски из области управления финансами и взаимоотношений торговых партнеров в процессе сделки: неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита, непредвиденные судебные расходы.
Профессиональные риски связаны с исполнением лицами своих профессиональных обязанностей.
К инвестиционным относятся риски, которые возникают при вложении инвесторами средств с целью получения прибыли, например риски изменения доходности ценных бумаг, процентные, валютные, страновые.
Промышленные риски характерны для производственной деятельности предприятий: выход из строя оборудования, станков, приборов, сложных технических комплексов, а также повреждения промышленных зданий и сооружений.
Еще одна классификация рисков основана на природе объектов, которые подвержены риску. В соответствии с такой классификацией можно выделить риски нанесения ущерба жизни и здоровью граждан и имущественные риски, среди которых особо выделяются риски наступления гражданской ответственности. Такая классификация принята в страховом деле. Среди имущественных рисков следует назвать риски нанесения ущерба имуществу как физическим объектам и риски нанесения ущерба имущественному интересу, например прибыли.
Классификация рисков служит основой для классификации видов страхования.
Управление риском — многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Важно понимать, что минимизация ущерба и снижение риска — не адекватные понятия. Второе означает либо уменьшение возможного ущерба, либо понижение вероятности наступления неблагоприятных событий. В то же время существуют различные финансовые механизмы управления, например страхование, которые обеспечивают компенсацию ущерба, никак не влияя ни на его размер, ни на вероятность наступления.
Рассмотрим основные этапы процесса управления риском, представленные на рис. 1.1:
Анализ риска — начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих стадиях. Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. При выявлении рисков (качественная составляющая) определяются все риски, присущие исследуемой системе. Главное здесь — не пропустить важных обстоятельств и подробно описать все существенные риски.
Рис. 1.1. Общая схема процесса управления риском
Оценка — это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.
Выявление и оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Более того, часто анализ идет в двух противоположных направлениях — от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы выявляются риски и возможные последствия. Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.
После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.
Процесс непосредственного воздействия на риск представлен на рис. 1.1 тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска.
И, наконец, заключительным этапом управления риском являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должен происходить пересмотр данных об эффективности используемых мер по управлению рисками с учетом информации о произошедших за этот период убытках.
Информация о работе Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии