Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:34, доклад
Стратегическое управление представляет собой процесс определения цели, принятия стратегического решения в виде программы или плана, реализации этой программы и управления в процессе реализации.
В процессе реализации стратегического решения формируются следующие задачи:
1. Определения цели;
2. Формирования программы или плана;
3. Разработка алгоритма выполнения программы;
4. Формирования организационной структуры, обеспечивающей выполнение программы;
5. Определение и нахождение необходимых источников финансирования;
6. Реализация стратегических программ, включая контроль за ходом реализации;
7. Корректировки стратегии в зависимости от изменения ситуации.
Ему всегда следует помнить о том, что может произойти вхождение мощных конкурентов с большими возможностями.
Стадия замедления роста сопровождается снижением темпа прироста емкости отраслевого рынка и изменением характера конкуренции. Отраслевые предприятия переносят акцент на повышение качества продукции, сервисного 'обслуживания, ценовую компоненту конкуренции.
В отрасли на стадии зрелости резко усиливается конкуренция, что вызвано, в основном, значительным усложнением процесса привлечения новых потребителей. Конкуренция сосредотачивается на переманивании клиентов конкурентов за счет предоставления им более выгодных условий. На этой стадии происходит значительное снижение отраслевой прибыльности, что также способствует интенсификации конкурентной борьбы.
Отрасль на этапе заката имеет следующие характерные черты:
На этой стадии предприятия могут проводить корректировки ранее применявшихся стратегий следующими возможными способами:
Первый - сужение номенклатуры производимой продукции.
На этом этапе возрастет роль ценового фактора, поэтому предприятиям необходимо получить полный доступ к эффектам масштабов.
Второй - фокусирование внимания на технологических и организационных инновациях. Данный подход может позволить достичь снижения себестоимости за счет более совершенных производственных и организационных технологий. Например, японские предприятия, в частности «Тойота», разработали организационную технологию "точно в срок", которая позволила резко поднять эффективность производства. .
Третий - фокусирование внимания на оптимизации издержек за счет лучших закупочных цен, перехода на менее дорогие комплектующие и т. д.
Четвертый - увеличение продаж уже существующим клиентам. На данном этапе увеличение продаж уже существующим клиентам предприятия может оказаться более предпочтительным по сравнению с захватом клиентов конкурентов.
Пятый - покупка предприятий-конкурентов по приемлемым ценам. В некоторых случаях можно достаточно недорого приобрести активы предприятий, находящихся в невыгодном положении.
Шестой - выход на международные рынки.
Наиболее широко распространенная ошибка при работе на этом этане - нежелание признать факт заката отрасли и необоснованное ожидание улучшений.
Исходя из общей стратегии предприятия и прогноза конъюнктуры финансового рынка формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности предприятия на период разработки стратегии.
Под финансовой стратегией следует понимать стратегию управления, формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на предприятии для реализации общей стратегии.
Разработка финансовой стратегии в зависимости от направлений деятельности предприятия производится по следующей структуре:
В процессе реализации финансовой стратегии предприятия решаются следующие задачи:
Обобщенный алгоритм разработки и реализации финансовой стратегии выглядит следующим образом:
Маркетинговая стратегия предполагает построение системы управления предприятием, направленной на удовлетворение потребностей потребителя
Эта стратегия предполагает продвижение товаров и услуг на рынок и предлагает реализацию целей маркетинга в рамках реализации общей стратегии предприятия.
Структурная схема маркетинговой стратегии предприятия представлена не рисунке 1.7.
Рисунок 1.7
Из структурной схемы видно, что маркетинговая стратегия направлена на все стороны деятельности предприятия как по влиянию со стороны внешней среды, так и внутри предприятия с целью создания условий для удовлетворения запросов потребителей, т.е. создания необходимых потребительских функций и реализации их на рынке.
Производственная стратегия предусматривает реализацию в производстве товарной продукции с учетом произведенной ранее подготовки производства и включает в себя:
Оба этих фактора должны обеспечить реализацию общей стратегии предприятия. Реализация этих факторов предусматривает построение соответствующей производственной организационной структуры в зависимости от наукоемкости и серийности продукции, повторяющей структуру самого товара и содержащей организацию производства по замкнутому, технологическому или смешанному типам.
Под инвестиционной стратегией следует понимать формирование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения в рамках его общей стратегии.
Формирование инвестиционной стратегии предприятия базируется на прогнозировании условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры рынка.
Основными целями инвестиционной стратегии являются:
Для выполнения указанных целей выполняются следующие задачи в предложенной последовательности:
В 1984 г. вышла в свет знаменитая статья Г. Минцберга по деловой стратегии, озаглавленная «Стратегия в трех видах». Эта статья положила начало новому подходу к вопросам стратегии, так как ее публикация совпала с возникновением новых взглядов на решающие факторы успеха в бизнесе, которые начали утверждаться с середины 70-х годов.
Минцберг различает 3 различных типа развития стратегии.
Плановая модель
1. Определение стратегии—это обдуманный, полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс.
2. Эта модель рассматривает стратегию как процесс планирования. Результат относительно стандартизован и обычно выражается в виде позиции.
3. В соответствии с моделью назначается поддерживаемый штатом плановиков главный исполнитель, который выступает в качестве главного архитектора, ответственного за разработку стратегии.
4. Модель предполагает, что за определением стратегии в установленное время последует ее реализация.
5. Процесс планирования позволяет разрабатывать совершенные стратегии, которые могут формулироваться и передаваться различными способами.
6. Эта классическая модель предполагает наличие централизованного штата и нацелена на достижение определенного стратегического положения или реализацию портфельной стратегии.
Модель предпринимательского типа
1. Формулирование стратегии—это полуосознанный процесс, который происходит в уме лидера-предпринимателя.
2. Длительное изучение логики функционирования отраслей и глубокое осмысление имеющихся тенденций дают ему возможность сформулировать свое видение, сценарий, в соответствии с которым бизнес должен развиваться в будущем.
3. Это видение служит как бы зонтиком, под которым могут принимать конкретные решения, разрабатываться детальные планы и предприниматься соответствующие действия.
Чтобы сохранить свою плодотворность и гибкость, видение должно иметь неформальный и личный характер.
Модель обучения на опыте
1. Определение стратегии является развивающимся и одновременно повторяющимся процессом и требует взаимной отдачи и восприимчивости.
2. Стратегия представляет собой модель, формируемую под воздействием внешних импульсов, получаемых в процессе ее реализации.
3. Стратегия вылепливается. Стратег должен подходить к ее созданию с большой чуткостью и должен быть постоянно готов пересмотреть выбранную линию поведения.
4. Стратегии могут вырастать из динамизма предприятия, затрагивая большое число людей, они могут наполнить новым смыслом и оживить поведение всего предприятия в целом.
5. Этот процесс может быть спонтанным или управляемым. Последнее предполагает тем не менее меньшую степень контроля, чем та, которая требуется для определения стратегий, и вмешательство осуществляется лишь в случае необходимости.
В области стратегии Г. Минцберг — один из тех, кто выступил против закрепления за плановой технократией (особенно американской) исключительного права на решение стратегических вопросов. (Технократ — это тот, кто руководствуется строго рациональными экономическими или техническими соображениями, игнорируя человеческие ценности.) По мнению Минцберга и ряда других исследователей, это привело к отрицанию предпринимательских подходов к руководству и исказило картину истинной природы стратегического управления. Мы рассматриваем здесь взгляды Минцберга, потому что в 80-е годы они оказали (особенно в США) огромное влияние на возникновение нового мышления в этой области.
Анализ стратегий диверсифицированных предприятий по нахождению целей и принятию решений представляет собой процесс, состоящий из следующих последовательных действий:
Информация о работе Предмет и задачи «Стратегического управления»