Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
- раскрытие теоретических понятий о предприятии;
- рассмотрение основных признаков и видов предприятий и
классификация по этим параметрам;
- изучение структур предприятий;
- проведение экономических расчетов при выполнении практического задания: калькуляция себестоимости производства изделия, определение среднего заработка рабочих, норм выработки и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
Основной хозяйствующей
структурной единицей в условиях
рыночной экономики является предприятие.
Именно предприятие является производителем
товаров и услуг, важнейшим рыночным
субъектом, вступающим в различные
хозяйственные отношения с
Несмотря на то, что все
предприятия имеют идентичные функции,
главные из которых – изготовление
и сбыт продукции, какой-либо стандартной
структуры не существует. Она постоянно
корректируется под воздействием производственно-экономической
конъюнктуры, научно – технического
прогресса и социально-
Предприятие, осуществляя самостоятельное хозяйствование, связано через систему рыночных связей (рынки ресурсов и готовой продукции) с другими предприятиями, поставщиками и потребителями.
В данной работе рассматриваются признаки и виды предприятий, структура, классификация предприятий по различным отраслям деятельности.
Целью курсовой работы является:
- раскрытие теоретических понятий о предприятии;
- рассмотрение основных признаков и видов предприятий и
классификация по этим параметрам;
- изучение структур предприятий;
- проведение экономических расчетов при выполнении практического задания: калькуляция себестоимости производства изделия, определение среднего заработка рабочих, норм выработки и т.д.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Предприятие – основная экономическая единица рыночной системы хозяйствования
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой – либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:
- самостоятельно принимает решения;
- реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
- стремится к получению дохода и реализации других целей.
Предприятие – это коммерческая организация, т.е. организация, нацеленная на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, то есть организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др.
Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:
- экономичность (достижение
заданных результатов при
- финансовая устойчивость
(предприятие на каждый момент
времени может произвести
- получение прибыли (производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность).
1.2 Признаки и виды юридических лиц
Юридическое лицо – организация,
которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или
Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:
- имущественная обособленность,
т.е. наличие самостоятельного
баланса у коммерческих
- самостоятельная имущественная
ответственность, т.е.
- самостоятельное выступление
в гражданском обороте от
- организационное единство,
т.е. наличие соответствующей
устойчивой структуры,
Виды юридических лиц:
- коммерческие организации: государственные, муниципальные, унитарные;
- некоммерческие организации.
1.3 Классификация предприятий
Предприятия различные по условиям, целям и характеру функционирования, обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам (рисунок 1).
Виды предприятий
По отраслевому признаку
и виду хозяйственной деятельности:
По форме собственности:
По характеру правого режима
собственности:
По мощности производственного
потенциала (размеру предприятия):
По преобладающему
производственному фактору:
По принадлежности капитала
и контролю над ним:
В зависимости от пределов ответственности:
По организационно – правовой форме
предпринимательской деятельности:
По виду производимой продукции:
Рисунок 1 – Типы предприятий
1.4 Производственная и организационная структура предприятия
Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект (рисунок 2). Структура предприятия определяется следующими основными факторами:
- размером предприятия;
- отраслью производства;
- уровнем технологии и специализации предприятия.
Рисунок 2 – Структура производственного предприятия
Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений предприятия оказывают ее масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размеру предприятиях создаются специальные структурные подразделения – отделы, цехи. На малых предприятиях указанные обязанности распределяются среди персонала – по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору.
Отраслевая принадлежность
почти всегда в той или иной
мере оказывает влияние на структуру
предприятия и его размеры. Эти
два фактора – отрасль
Структура предприятия во многом складывается непосредственно под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия, а, следовательно, и крупнее ее размеры.
1.5 Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
Основными целями действующего предприятия является:
- получение дохода;
- производство и реализация продукции;
- создание рабочих мест;
- создание нормальных
условий труда и обеспечение
заработной платой рабочих
- охрана окружающей среды;
- недопущение сбоев в работе предприятия.
Рынок – совокупность интересов и действий, существующих и потенциальных покупателей и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и движение таких интересов и действий. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующийся через рыночные цены, взаимное соотношение спроса и предложения.
Предприятие в рыночной экономике выступает на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или даже международный рынки. Предприятие в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.
Основные функции
- изготовление продукции производственного и личного потребления;
- продажа и поставка продукции потребителю;
- после продажное обслуживание;
- материально – техническое обеспечение;
- организация труда;
- рост объемов производства;
- предпринимательство;
- уплата налогов;
- соблюдение действующего законодательства.
Характерным признаком
деятельности предприятия
Свобода предпринимательства,
свобода выбора и личный интерес
формируют отношения
Предприятие, осуществляя
самостоятельное
1.6 Организационно – правовые формы хозяйствования предприятий
Гражданским кодексом Российской Федерации установлен состав организационно – правовых форм предприятий – юридических лиц и определены права граждан – физических лиц.
Информация о работе Предприятие – основная экономическая единица рыночной системы хозяйствования