Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 01:09, курсовая работа
Проблема эффективности — важнейшая проблема экономики. Хозяйственная деятельность как на микро-, так и на макроуровне предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, определение наиболее эффективного варианта действий. В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. Каждое предприятие стремится получать наивысший доход при имеющемся оборудовании и персонале. Для того чтобы получить этот доход необходимо грамотно использовать имеющиеся ресурсы, основные производственные фонды и трудовые кадры, для чего необходимо провести анализ двух основных показателей – экономического эффекта и экономической эффективности предприятия. Данный анализ показывает, по каким конкретным направлениям необходимо вести работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. Понятия экономического эффекта и экономической эффективности тесно взаимосвязаны, но на деле они различны.
1. Прибыль и рентабельность - как показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятия ……….5
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности ……5
1.2 Методика анализа прибыли и рентабельности ……………………………………….
1.3 Виды бухгалтерской прибыли и механизм ее формирования…………….
1.4 Распределение и использование прибыли
1.5 Маржинальный анализ
1.6 Система показателей рентабельности
2. Анализ эффективности работы предприятия ОАО «МОСТОТРЕСТ» на основе показателей прибыли и рентабельности
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.
III. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЮ
Пч = 3 723 159 + 4 023 – 40 746 – 889 217 – 30 042 – 3 704 – 54 537 +
+ 3 322 = 2 712 258 (2010г.)
Пч = 4 385 169 + 7 487 + 60 147 – 1 055 660 + 2 694 – 27 089 – 5 885 +
+
3 454 = 3 370 317 (2009г.)
Представим
все рассчитанные показатели прибыли
финансово-хозяйственной ОАО « МОСТОТРЕСТ»,
а также их изменение в относительно базисного
(2009) года в таблице 2.
Таблица
2 - Основные показатели прибыли финансово-
Показатели | 2010г. | 2009г. | Изменение | Изменение, % |
Валовая прибыль | 8
588 249
тыс. руб. |
8
893 735
тыс. руб. |
–
305 486
тыс. руб. |
– 3,5 |
Прибыль от продаж | 5 539 236 тыс. руб. | 5 595 777 тыс. руб. | –
56 541
тыс. руб. |
– 1,1 |
Прибыль до налогообложения | 3 723 159 тыс. руб. | 4 385 169 тыс. руб. | –
662 010
тыс. руб. |
– 15 |
Чистая прибыль | 2 712 258 тыс. руб. | 3 370 317 тыс. руб. | –
658 059
тыс. руб. |
– 19,5 |
Также
представим основные показатели прибыли
финансово-хозяйственной деятельности
ОАО “МОСТОТРЕСТ” в виде диаграммы
Рисунок 4 – Основные показатели прибыли финансово-хозяйственной деятельности ОАО “МОСТОТРЕСТ”.
Итак,
подводя итог о формировании прибыли
можно сделать следующие
-
по сравнению с предыдущим
годом чистая прибыль
-
выручка возросла на 0,4%, в то
время как себестоимость
-
основополагающим фактором
2.7.3 Анализ рентабельности
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
– процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
– процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
– процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
– отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Рентабельность
отдельных видов продукции
Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
Рентабельность
оборотных активов определяется
как процентное отношение чистой
прибыли к среднегодовой
Рентабельность
инвестиций определяется как процентное
отношение валовой прибыли к
стоимости имущества
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Теперь рассчитаем все приведенные выше показатели рентабельности для ОАО «МОСТОТРЕСТ».
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
–
Рентабельность продукции по прибыли
от реализации, равную отношению прибыли
от реализации продукции на себестоимость
реализованной продукции (без НДС).
Показывает прибыль полученную с
одного рубля вложенных средств,
дает представление об эффективности
текущих затрат предприятия и
доходности реализуемой продукции;
Рпрод = 5 539 236 / 24 728 677 * 100% = 22,4 % (2010г.)
Рпрод
= 5 595 777 / 24 274 669 * 100% = 23,0 % (2009г.)
–
Рентабельность реализованной продукции,
представляющую собой отношение прибыли
от реализации продукции на выручку от
её реализации (без НДС). Данный показатель
характеризует долю прибыли ( в процентах),
получаемой предприятием с каждого рубля
реализации;
Ррп = 5 539 236 / 33 316 926 * 100% = 16,6 % (2010г.)
Ррп
= 5 595 777 / 33 168 404 * 100% = 16,8 % (2009г.)
Таблица 3 – Показатели рентабельности продукции ОАО «МОСТОТРЕСТ»
Показатели | 2010 | 2009 | Изменение | Изменение % |
Выручка
от реализации товаров, работ, услуг (без
НДС, акцизов и аналогичных |
33 316 926
тыс. руб. |
33 168 404
тыс. руб. |
148522 | 0,4 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 24 728 677
тыс. руб. |
24 274 669
тыс. руб. |
454088 | 1,8 |
Валовая прибыль | 8 588 249
тыс. руб. |
8 893 735
тыс. руб. |
– 305 486
тыс. руб. |
– 3,5 |
Прибыль от реализации | 5 539 236 тыс. руб. | 5 595 777 тыс. руб. | – 56 541
тыс. руб. |
– 1,1 |
Чистая прибыль | 2 712 258 тыс. руб. | 3 370 317 тыс. руб. | 658 059
тыс. руб. |
– 19,5 |
Рентабельность реализованной продукции по прибыли от реализации | 22,4 % | 23,0 % | 0,6 % | – 2,6 |
Рентабельность реализованной продукции | 16,6 % | 16,8 % | 0,2 % | – 1,2 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли | 8,1 % | 10,1 % | 2 % | – 12,3 |
– Рентабельность продаж
по чистой прибыли, определяемая как отношение
чистой прибыли к выручке от реализации
(без НДС). Показывает, какая доля чистой
прибыли (в процентах) приходится на 1 рубль
реализованной продукции.
Рпрод по Пч = 2 712 258 / 33 316 926 = 8,1 %
Рпрод
по Пч = 3 370 317 / 33 168 404 = 10,1 %