Прибыль, как основной показатель финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Прибыль, в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Экономическая сущность прибыли.
Содержание, виды и функции прибыли, планирование прибыли............5
Показатели измерения прибыли, рентабельность....................................13
Распределение и использование прибыли предприятия и факторы влияющие на величину прибыли.........................................................................17
Глава 2. Пути увеличения прибыли предприятия.
Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики...............................................................................................................26
Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «М-РИОС» и практические рекомендации по совершенствованию формирования прибыли на ООО «М-РИОС».....................................................31
Заключение............................................................................................................35
Список использованных источников..................................................................37

Файлы: 1 файл

Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

На следующем этапе  составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты связанные с обслуживанием и управлением производством, а также продвижением товаров на рынок. Часть их зависит от объема продаж (комиссионные и посреднические вознаграждения), другие же учитываются в общей сумме. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются также данные о предстоящих операционных и внереализационных доходах и расходах.

Этот метод носит  название метода прямого счета, в  основе которого лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант предполагает укрупненный расчет по позициям плана. Рассчитывается, как:

Птп = Цтп – Стп, где  Птп – прибыль по товарному  выпуску планируемого периода; Цтп  – стоимость товарного выпуска  планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат).

Затем рассчитывается планируемая  прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде:

Прп =Врп – Срп, (2.5.4), где Врп – планируемая выручка  от реализации продукции в действующих  ценах (без НДС, акцизов, торговых и  сбытовых скидок); Срп – полная себестоимость  реализуемой в предстоящем периоде  продукции.

Объем выручки, и полная себестоимость реализуемой продукции  определяются с учетом переходящих  остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Таким  образом, прибыль от реализации продукции  в планируемом периоде рассчитывается как:

Прп = Пн + Птп – Пк, (2.5.5), где Пн – прибыль в остатках продукции не реализованной на начало планируемого периода; Птп – прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде; Пк – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Такая методика лежит  в основе укрупненного прямого счета. Ее разновидностью является метод поассортиментного  планирования. В этом случае прибыль  определяется по каждой ассортиментной позиции. Прибыль суммируется по всем позициям и к полученному результату прибавляется прибыль в остатках нереализованной на начало периода продукции.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно  по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается  в базисном году, поэтому известными являются и ее полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным определяется базовая рентабельность:

Рб = (По:Стп)*100%, где,

 По – ожидаемая  прибыль (расчет прибыли ведется  в конце базисного периода);

Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Далее расчет влияния  факторов ведется в следующей  последовательности:

  1. рассчитывается абсолютное изменение себестоимости продукции в плановом периоде;
  2. определяется влияние ассортимента, качества. Эти расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте, качестве продукции;
  3. после обоснования цены на готовую продукцию планируемого года, определяется влияние роста цен;
  4. в последнюю очередь учитывается влияние остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

1.2. Показатели прибыли, рентабельность.

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обуславливает принятие неординарных решений, связанных и финансовыми результатами деятельности.

Рентабельность оборотного капитала иллюстрирует способность  компании получать прибыль от осуществления  основной деятельности, т.е. своих обычных  хозяйственных операций. Прибыль от основной деятельности исключает элементы прибыли от продажи активов или владения корпоративными правами других предприятий. Поскольку оборотные средства предприятия – это та часть активов, которые непосредственно и практически ежедневно используются в процессе деятельности предприятия, при оценке эффективности их использования целесообразно сопоставить операционную прибыль со средним значением оборотных средств за период. В этом случае мы исключаем из рассмотрения финансовые издержки и налог на прибыль, что является прерогативой всей комплексной (а не только операционной) деятельности предприятия.

Данный показатель сопрягается  с показателем оборачиваемости  оборотных активов, равным отношению  выручки к средней величине оборотных  средств за период времени и показателем прибыльности продаж, который в данном случае основан на отношении величины операционной прибыли (т.е. прибыли до выплаты процентов и налога на прибыль, которая не включает прибыль от не основной деятельности).

Чтобы торговое предприятие  успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Рентабельность характеризует  степень доходности, выгодности и  прибыльности. Соизмерение прибыли  с затратами или ресурсами  характеризует рентабельность. Рентабельность есть относительный показатель, который  обладает свойством сравнимости, а  следовательно, может использовать при сравнении различных субъектов хозяйствования.

При рыночной экономике  результаты деятельности оцениваются  системой показателей, основным среди  которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия.

При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить  не только общую экономическую эффективность  работы предприятия, но и оценить  другие стороны его деятельности.

Нормой прибыли считается  показатель рентабельности, исчисленный  процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота  или стоимости всего капитала.

Если торговое предприятие  работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средние величины основных средств определяются путем вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и  оборотных средств для расчета  уровня рентабельности применяются  и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли  от реализации товаров к сумме  издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат.

Увеличение или уменьшение издержек обращения непосредственно  влияет на сокращение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала. Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет, повысит размер прибыли.

Оценочным показателем  производственно- хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования является рентабельность продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, насколько правильно субъект хозяйствования определил товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах:

R продаж = Пч / Vрп × 100 %, где Пч- чистая прибыль,

Vрп- объем реализованной продукции, работ, услуг;

Рентабельность капитала характеризует величину прибыли  с каждого вложенного рубля средств предприятия.

Основными показателями рентабельности капитала является:

1) Рентабельность активов  (имущества),

2) Рентабельность текущих  активов,

3) Рентабельность инвестиций,

4) Рентабельность собственного  капитала,

Рентабельность имущества = прибыль в распоряжении предприятия / Средняя величина активов.

Под прибылью в распоряжении предприятия понимают прибыль, остающуюся после уплаты налогов и погашения  расходов, относимых на чистую прибыль:

R текущих активов = Прибыль в распоряжении предприятия / Средняя величина текущих активов.

Разница между показателями рентабельности всех активов и собственного капитала обусловлена привлечением внешних источников финансирования. Если заемные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в  том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно быть оценено отрицательно.

1.3. Распределение и использование прибыли предприятия и факторы, влияющие на величину прибыли.

Распределение и использование  прибыли  является  важным  хозяйственным  процессом, обеспечивающим  как  покрытие  потребностей  предприятия,  так  и формирование доходов государства.

Механизм распределения  прибыли должен  быть  построен  таким  образом, чтобы способствовать  повышению  эффективности  производства,  стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных  условий  общественного  производства  на различных этапах  развития  отечественной  экономики  система  распределения прибыли  менялась  и  совершенствовалась.   Одной   из   важнейших   проблем распределения прибыли как  до  перехода  на  рыночные  отношения,  так  и  в условиях  их  развития  является  оптимальное  соотношение   доли   прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в  распоряжении  хозяйствующих субъектов.

С развитием рыночных отношений предприятия  имеют  право  использовать полученную прибыль  по  своему  усмотрению,  кроме  той  ее  части,  которая подлежит обязательным  вычетам,  налогообложению  и  другим  направлениям  в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает  необходимость в четкой системе  распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой  прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

Экономически  обоснованная  система  распределения  прибыли  в  первую очередь  должна  гарантировать  выполнение  финансовых  обязательств   перед государством  и  максимально  обеспечить  производственные,  материальные  и социальные нужды предприятия.

Объектом распределения  является налогооблагаемая прибыль  предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и  по  статьям использования   на   предприятии.   Законодательно   распределение   прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты  разных  уровней  в виде  налогов  и  других  обязательных  платежей.  Определение   направлений расходования  прибыли,  остающейся  в распоряжении  предприятия,  структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

При распределении прибыли  предприятия  необходимо  учитывать  основные принципы распределения, которые  можно сформулировать следующим образом:

1) Прибыль,  получаемая  предприятием  в  результате  производственно- хозяйственной  и финансовой деятельности, распределяется  между  государством и предприятием  как хозяйствующим субъектом.

2)  Прибыль аккумулируется  в  соответствующих  бюджетах  (в  настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на  прибыль,  порядок  исчисления  и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно  и  ставка  которого не может быть произвольно изменена.

3)  Величина прибыли  предприятия, остающаяся в его распоряжении  после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности  в росте объема производства   и   улучшении    результатов    производственно-хозяйственной деятельности.

4) Прибыль, оставшаяся  в распоряжении предприятия,  в  первую  очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его  дальнейшее  развитие, и только в остальной части — на потребление.

5) Распределение чистой  прибыли должно отражать  процесс   формирования фондов и резервов  предприятия для финансирования  потребностей  производства и развития социальной сферы.

В современных условиях  хозяйствования  государство  не  устанавливает каких-либо   нормативов   распределения   прибыли,    но    через    порядок  налогообложения прибыли предприятия  стимулирует расходы  на  воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы  на  благотворительные цели, финансирование  природоохранных  мероприятий,  расходы  по  содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Информация о работе Прибыль, как основной показатель финансовой деятельности предприятия