Прибыль, как основной показатель финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Прибыль, в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Экономическая сущность прибыли.
Содержание, виды и функции прибыли, планирование прибыли............5
Показатели измерения прибыли, рентабельность....................................13
Распределение и использование прибыли предприятия и факторы влияющие на величину прибыли.........................................................................17
Глава 2. Пути увеличения прибыли предприятия.
Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики...............................................................................................................26
Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «М-РИОС» и практические рекомендации по совершенствованию формирования прибыли на ООО «М-РИОС».....................................................31
Заключение............................................................................................................35
Список использованных источников..................................................................37

Файлы: 1 файл

Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Распределение чистой прибыли — одно  из  направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в условиях  рыночной  экономики  возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии  фиксируется  в уставе  предприятия.  Основными  расходами,   финансируемыми   из   прибыли, являются  расходы  на  развитие  производства,  социальные  нужды  трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

В соответствии с этим по мере поступления чистая  прибыль  предприятий направляется, на финансирование НИОКР, а также работ по  созданию,  освоению и внедрению новой техники; на  совершенствование  технологии  и  организации производства; на модернизацию оборудования;  улучшение  качества  продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства.  Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.

Наряду с финансированием   производственного   развития   прибыль, остающаяся  в  распоряжении  предприятия,  направляется  на   удовлетворение социальных нужд.  Так,  из  этой   прибыли   выплачиваются   единовременные поощрения и пособия уходящим  на  пенсию,  а также надбавки  к пенсиям; дивиденды по акциям  и вкладам членов  трудового коллектива  в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате  дополнительных  отпусков  сверх установленной законом продолжительности,  оплачивается  жилье,  оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное  питание или питание по льготным ценам.

В  акционерных  обществах   основной   целью   распределения   прибыли предприятия  является  обеспечение  необходимой   пропорциональности   между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости  акций предприятия за счет капитализации части  прибыли.  Капитализация  прибыли  — это превращение финансовых средств в капитал.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности  за счет  чистой  прибыли,  предприятие   должно   стремиться   к   установлению оптимального соотношения  между фондом накопления и потребления  с тем,  чтобы учитывать условия  рыночной  конъюнктуры  и  вместе  с  тем  стимулировать  и поощрять результаты труда работников предприятия.

Расширение процессов  реформирования экономики в  направлении  создания полноценных   рыночных   отношений   сопровождается   расширением   операций субъектами хозяйственной деятельности на  рынке  ценных  бумаг.  Предприятия различных форм собственности могут вкладывать  (инвестировать)  часть  своей чистой прибыли в приобретение  акций  акционерных  обществ,  облигаций  (как других предприятий, так и муниципальных,  государственных).  Альтернативными формами  инвестирования  чистой  прибыли  могут  быть  вложения  средств   в совместные  предприятия  (в  т.ч.  с  участием  иностранного  капитала),  их размещение на банковских депозитах, в других формах финансовых вложений.

Прибыль, остающаяся  в  распоряжении  предприятия,  служит  не  только источником  финансирования   производственного,   социального   развития   и  материального поощрения, но и используется в случаях нарушения  предприятием действующего законодательства для уплаты  различных  штрафов  и  санкции.  В случаях утаивания прибыли от налогообложения  или  взносов  во  внебюджетные фонды также  взыскиваются  штрафные  санкции,  источником  которых  является чистая прибыль.

В условиях перехода  к  рыночным  отношениям  возникает  необходимость резервировать средства в  связи  с  проведением  рисковых  операций  и,  как следствие  этого,  потерей  доходов  от  предпринимательской   деятельности. Поэтому  при  использовании  чистой  прибыли  предприятия  вправе  создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд.

Размер этого резерва  должен составлять от 5 до  15%  уставного  фонда. Ежегодно резервный фонд должен пополняться за счет  отчислений  от  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных  убытков  от деловых рисков финансовый резерв может быть  использован  на  дополнительные затраты по расширению производства  и  социальному  развитию,  разработку  и внедрение  новой  техники,  прирост  оборотных  средств  и  восполнение   их недостатка,  на  другие   затраты,   обусловленные   социально-экономическим развитием коллектива.

С расширением спонсорской  деятельности часть чистой прибыли  может быть направлена  на  благотворительные   нужды,   оказание   помощи   театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Итак,  наличие  чистой  прибыли,   создающей   стимулирующие   условия хозяйственного развития предприятия  при переходе к  рынку,  является  важным фактором   дальнейшего   укрепления   и    расширения    предпринимательской деятельности.

Изменения  социально-экономического  развития  государства  в   период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным  структурным  сдвигам в сторону интенсификации производства,  что  обуславливает  неизменный  рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий  различных  форм собственности.

На изменение прибыли  влияют две группы факторов:

    1. внешние;

 К  внешним   факторам,  влияющим  на  прибыль   предприятия,   относятся социально-экономические  условия, цены на производственные  ресурсы,  уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

2) внутренние;

Более подробно остановимся  на  внутренних,  основных  факторах, влияющих  на  величину  прибыли  как  абсолютного  показателя  эффективности хозяйствования предприятия. Внутренние факторы изменения  прибыли  подразделяются:

    1. основные;
    2. неосновные;

 Важнейшими в группе  основных являются валовой доход  и  доход  от продажи   продукции  (объем  продаж),  себестоимость   продукции,   структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена  продукции. 

К неосновным факторам относятся  факторы, связанные с нарушением  хозяйственной дисциплины,  такие  как  ценовые  нарушения,  нарушения  условий   труда   и требований к качеству продукции,  другие  нарушения,  ведущие  к  штрафам  и экономическим санкциям.

Важнейшими факторами  роста прибыли являются рост объема производства и продажи  продукции,  внедрение  научно-технических   разработок,   повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий — доход  предприятия от продажи продукции, а именно та его часть,  которая  остается  за  вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные  затраты,  связанные  с производством и продажей этой продукции. В условиях  радикального  изменения управления экономикой показатель  дохода  от  продажи  продукции  становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий.  Данный  показатель создает  заинтересованность  трудовых  коллективов  не   столько   в   росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько  в  увеличении  объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия  и товары, которые отвечают требованиям потребителей и  пользуются  спросом  на рынке.

Заинтересованность предприятий  в производстве и продаже  качественной, пользующейся спросом на рынке продукции,  отражается  на  величине  прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от  объема продажи этой продукции.

Расходы   на   производство   и   продажу   продукции,    определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых  в  производстве  продукции природных  ресурсов, сырья, основных и вспомогательных  материалов,  топлива, энергии,  основных  фондов,  трудовых  ресурсов  и  прочих  производственных расходов а также внепроизводственных затрат. Состав и структура затрат зависят от характера и условий  производства при  той  или  иной  форме  собственности,  от  соотношения  материальных  и трудовых затрат и других факторов.

Размер прибыли как  конечного финансового результата работы предприятия зависит и  от второй, не менее  важной  величины  -  объема  валового  дохода предприятия. Размер валового дохода  предприятия  и  соответственно  прибыли зависит не  только  от  количества  и  качества  произведенной  и  проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от  уровня  применяемых цен. Виды и уровень применяемых  цен  определяют  в  конечном  счете  объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.

Следующий фактор, влияющий  на  величину  прибыли  -  это  амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма  амортизационных  отчислений определяется  на  основании   балансовой   стоимости   основных   фондов   и действующих норм амортизации и амортизации  нематериальных  активов,  исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но  не  более 10  лет  непрерывной   эксплуатации.   При   этом   учитывается   ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что  выражается в  установленных  законодательством  более  высоких  нормах  амортизации  на соответствующие виды основных фондов.

Таким  образом,  прибыль  предприятия  формируется  под   воздействием следующих   основных   факторов:

-  валовых   доходов   предприятия;

-  дохода предприятия  от  продажи  продукции; 

-  валовых  расходов  предприятия;

-  уровня действующих   цен  на  продаваемую  продукцию; 

-  величины   амортизационных  отчислений;

Важнейшим из них является величина валовых расходов.  Количественно  в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому  снижение расходов очень заметно  сказывается  на  росте  прибыли  при  прочих  равных условиях.

В анализе  факторов, влияющих  на  величину  прибыли,  лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

1) Обеспечение  роста   объема  производства   продукции   на   основе технического его  обновления и повышения эффективности  производства;

2) Улучшение  условий  продажи  продукции,  в  том  числе   за   счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями;

3) Изменение структуры  производимой и продаваемой   продукции  за  счет увеличения  доли более рентабельной;

4)Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции;

5) Установление  реальной  зависимости   уровня   цен   от   качества производимой  продукции,  ее  конкурентоспособности,  спроса  и  предложения аналогичной  продукции другими производителями;

6) Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия  (от  продажи основных фондов, иного имущества  предприятия,  валютных  ценностей,  ценных бумаг и т.д.);

 

 

 

 

 

Глава 2. Пути увеличения прибыли.

2.1. Совершенствование  управления прибылью в условиях  рыночной экономики.

Учитывая наличие проблем  управления прибылью и рентабельностью  производства, подход к механизму  управления должен носить комплексный  характер. В первую очередь, это непосредственно  связано с эффективным управлением  операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия. От руководителя требуется прежде всего умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль.

 Известны две основные  возможности увеличения прибыли: 

    1. наращивание объема выпуска и реализации товаров;
    2. уменьшение издержек;

В наших условиях, когда  практически на каждом предприятии  имеются малорентабельные, убыточные  производства, первый путь кажется  нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный  анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.

При неизменных экономических  условиях легче было планировать  и прорабатывать программу. Все  функции по реализации программы  перекладывались на предприятия. Однако многое меняется и предприятие находится  в динамических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, необходимо создавать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны) . В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.

Прибыль должна быть настолько  весомой, чтобы обеспечивать все  расширенное воспроизводство, решение  стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция  должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны) .

Информация о работе Прибыль, как основной показатель финансовой деятельности предприятия