В современный
период перехода от плановой экономики
к рыночному хозяйству особое
значение приобретает развитие малого предпринимательства.
Именно малые предприятия, не требующие
крупных стартовых
инвестиций и гарантирующие высокую
скорость оборота ресурсов,
способны наиболее быстро и экономно решать
проблемы реструктуризации экономики,
формирования и насыщения рынка потребительских
товаров в условиях дестабилизации экономики
и ограниченности финансовых ресурсов.
Значение и место малого
предпринимательства в национальной
экономике лучше всего проявляется
в присущих ему функциях. Рассматривая
функции малого предпринимательства
в стабильной рыночной экономике, надо
сделать ударение на таких факторах.
Во-первых, неоценимый вклад малого предпринимательства
в дело формирования конкурентной среды.
Во-вторых, малое предпринимательство,
оперативно реагируя на изменения конъюнктуры
рынка, предоставляет рыночной экономике
необходимой гибкости. В-третьих, огромным
есть вклад малого предпринимательства
в осуществление прорыва во многих важных
направлениях НТП, прежде всего в области
электроники, кибернетики, информатики.
В-четвертых, малое предпринимательство
делает весомый вклад в решение проблемы
занятости. Эта функция проявляется в
способности малого предпринимательства
создавать новые рабочие места и поглощать
избыточную рабочую силу во время циклических
спадов и структурных сдвигов экономики.
В развитых странах на малый бизнес приходится
в среднем 50 % всех занятых и 70-80 % новых
рабочих мест. В-пятых, важная функция
малого предпринимательства заключается
в смягчении социального напряжения и
демократизации рыночных отношений, так
как именно оно является фундаментальной
основой формирования среднего класса.
Особую роль играет развитие
малого предпринимательства в аграрном
секторе экономики, оно имеет важное экономическое
и социальное значение. Малое предпринимательство
в аграрном секторе вносит большой вклад
в решение продовольственной проблемы,
а также имеет огромное социальное значение:
сохранение сельского образа жизни, национальной
культуры, сохранение сельского расселения,
предоставление услуг агротуризма городскому
населению [6].
Согласно Гражданскому кодексу
Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года
№218-3 (по состоянию на 28 декабря 2009 года)
(гл. 1, ст. 1, п. 1) предпринимательство
определено как «самостоятельная деятельность
юридических и физических лиц, осуществляемая
ими в гражданском обороте
от своего имени, на свой риск и под
свою имущественную ответственность
и направленная на систематическое
получение прибыли от пользования
имуществом, продажи вещей, произведенных,
переработанных или приобретенных
указанными лицами для продажи, а
также от выполнения работ или
оказания услуг, если эти работы или
услуги предназначаются для реализации
другим лицам и не используются для
собственного потребления» [7].
Малым предпринимательством
признается предпринимательская деятельность,
осуществляемая определенными субъектами
рыночной экономики, имеющими установленные
законом критерии (показатели), констатирующие
сущность этого понятия. Как показывает
мировая и отечественная практика,
основным критериальным показателем,
на основе которого предприятия (организации)
различных организационно-правовых
форм относятся к субъектам малого
предпринимательства, является средняя
численность работников, занятых
за отчетный период на предприятии (организации).
К субъектам малого предпринимательства
относятся:
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [7].
В Беларуси согласно ст. 3 Закона
Республики Беларусь от 16 октября 1996 г.
№ 685-XІІІ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Республике
Беларусь» (далее – Закон № 685-XІІІ)
под субъектами малого предпринимательства
понимаются предприниматели, осуществляющие
свою деятельность без образования
юридического лица, и юридические
лица со следующей среднесписочной
численностью работников [8]:
- в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;
- в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере – до 60 чел.;
- в строительстве и оптовой торговле – до 50 чел.;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 чел.;
- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 чел.
Малые предприятия и предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без
образования юридического лица, занимающиеся
несколькими видами деятельности, относятся
к субъектам малого предпринимательства
по критериям того вида деятельности,
доля которого является наибольшей в
объеме реализации продукции (работ, услуг)
за квартал.
При превышении установленной
среднесписочной численности работников
субъект малого предпринимательства
лишается льгот, предусмотренных законодательством
о поддержке малого предпринимательства,
на тот период (квартал), в течение
которого допущено указанное превышение,
и на следующий за этим периодом квартал.
В Беларуси к малому бизнесу
относятся также индивидуальные
предприниматели, у которых согласно
Указу Президента Республики Беларусь
от 29 декабря 2006 г. № 760 «О внесении дополнений
и изменений в Указ Президента
Республики Беларусь от 18 июня 2005 г.
№ 285 ”О некоторых мерах по регулированию
предпринимательской деятельности”»
число наемных работников не должно
превышать трех человек из числа
близких родственников [9].
Академик Гусаков выделяет
следующие формы малого агробизнеса
в Республике Беларусь:
- личные подсобные хозяйства;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- мелкие предприниматели, занимающиеся скупкой излишков сельскохозяйственной продукции у населения, ее доработкой, закупкой дикорастущих грибов, ягод и растений, народными промыслами;
- сельское население, занимающееся выращиванием продукции для коммерческой реализации [10, с. 32].
Развитие малого бизнеса
отвечает общемировым тенденциям к
формированию гибкой смешанной экономики,
сочетанию разных форм собственности
и адекватной им модели хозяйства, в которой
реализуется сложный синтез конкурентного
рыночного механизма и государственного
регулирования крупного, среднего и мелкого
производства. И если крупный бизнес —
это скелет, ось современной экономики,
то все многообразие мелкого предпринимательства
— мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Это один из ведущих секторов, во многом
определяющий темпы экономического роста,
состояние занятости населения, структуру
и качество валового национального продукта.
Рассмотрим более подробно
каждую из форм хозяйствования.
Личное подсобное хозяйство
граждан – форма хозяйственно-трудовой
деятельности граждан по производству
сельскохозяйственной продукции, основанная
на использовании земельных участков,
предоставленных для этих целей в соответствии
с законодательством Республики Беларусь
об охране и использовании земель.
В личном подсобном хозяйстве
граждан на праве частной собственности
могут находиться хозяйственные
строения и сооружения, скот, птица,
многолетние насаждения, в установленном
законодательством Республики Беларусь
порядке – транспортные средства, а также
иное имущество, не запрещенное законодательством
Республики Беларусь.
Деятельность граждан, осуществляющих
ведение личных подсобных хозяйств,
по производству, переработке и реализации
произведенной ими сельскохозяйственной
продукции не относится к предпринимательской
деятельности.
Граждане, осуществляющие ведение
личного подсобного хозяйства, имеют
право:
- возводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, на земельных участках, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель;
- самостоятельно вести хозяйство на земельных участках, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства;
- совершать любые не противоречащие законодательству Республики Беларусь сделки, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, иметь иные имущественные и неимущественные права;
- использовать привлеченное на добровольных началах и договорных условиях имущество, в том числе денежные средства юридических и физических лиц, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане, осуществляющие ведение
личного подсобного хозяйства, обязаны:
- использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель;
- соблюдать зоогигиенические нормы и ветеринарные правила содержания животных, требования санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при осуществлении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также иные требования и правила, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, установленные законодательством Республики Беларусь.
Государство гарантирует
гражданам соблюдение их прав и защиту
законных интересов, связанных с
ведением личного подсобного хозяйства.
Государство содействует
развитию и укреплению личных подсобных
хозяйств через:
- создание сельскими (поселковыми), районными исполнительными и распорядительными органами коммунальных унитарных предприятий (с консультационными пунктами и пунктами проката сельскохозяйственной техники, гужевых и других средств) по оказанию гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, услуг по возделыванию сельскохозяйственных культур и уборке урожая, заготовке кормов, реализации выращенной продукции, заготовке топлива, обработке земельных участков и других услуг;
- оказание помощи в реализации излишков сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах;
- проведение ежегодно мероприятий по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний животных, находящихся в собственности граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства;
- реализацию гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, племенного молодняка скота (свиней, крупного рогатого скота, лошадей), птицы, минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, посадочного материала сельскохозяйственных культур, комбикормов и зерна на кормовые цели;
- обеспечение потребностей граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства, в сенокосах и пастбищах для личного скота.
При ведении гражданами личного
подсобного хозяйства на территории,
где отсутствуют объекты производственного
и социально-бытового назначения, местные
исполнительные и распорядительные
органы должны обеспечивать строительство
дорог, линий радио- и электропередач,
а также водоснабжение, газификацию,
телефонизацию, мелиорацию земель.
Финансирование работ
по строительству дорог, объектов социально-бытового
назначения, линий радио- и электропередач,
водоснабжению, газификации, телефонизации,
мелиорации земель производится за счет
средств республиканского и местных
бюджетов.
Фермерские хозяйства
имеют равные права с другими
производителями сельскохозяйственной
продукции на поставку товаров для
государственных нужд в соответствии
с законодательством. Право на создание фермерского
хозяйства имеют дееспособные граждане
Республики Беларусь, иностранные граждане
и лица без гражданства, постоянно проживающие
на территории Республики Беларусь. Членами
фермерского хозяйства могут быть дееспособные
граждане, являющиеся членами одной семьи.
Членами семьи признаются супруги, их
родители (усыновители), дети (в том числе
усыновленные), братья и сестры, супруги
и дети указанных лиц, а также другие лица,
признанные членами семьи в соответствии
с законодательством о браке и семье [11].
При создании фермерского
хозяйства формируется его уставный
фонд. Уставный фонд фермерского хозяйства
формируется из стоимости вкладов
учредителей (членов) фермерского хозяйства.
Вкладом в уставный фонд фермерского
хозяйства могут быть принадлежащие учредителям
(членам) фермерского хозяйства на праве
собственности (в том числе общей собственности)
вещи, включая деньги и ценные бумаги,
иное имущество, в том числе имущественные
права либо иные отчуждаемые права, имеющие
стоимость.
Фермерскому хозяйству принадлежит
на праве собственности имущество,
переданное в качестве вклада в уставный
фонд фермерского хозяйства его
учредителями (членами), а также имущество,
произведенное и приобретенное
фермерским хозяйством в процессе его
деятельности. Члены фермерского
хозяйства имеют обязательственные
права в отношении этого фермерского
хозяйства.
Фермерским хозяйствам, у
которых выручка от реализации произведенной
или произведенной и переработанной
ими продукции собственного производства
растениеводства (кроме цветов и
декоративных растений), животноводства
(кроме пушного звероводства), рыбоводства
и пчеловодства составляет не менее
50 процентов от общей выручки
за предыдущий финансовый год, а также
вновь созданным фермерским хозяйствам
(в течение первого года со дня
их создания) оказывается государственная
поддержка за счет средств республиканского
и местных бюджетов в порядке
и формах, предусмотренных законодательством.
Указанным хозяйствам оказывается
государственная поддержка в
сфере материально-технического снабжения,
приобретения (в том числе по договору
финансовой аренды (лизинга)), ремонта
и технического обслуживания сельскохозяйственной
техники и оборудования, мелиорации
земель и известкования почв, защиты
растений, семеноводства, ветеринарного
и племенного дела, научного обслуживания
и в иных сферах наравне с другими
производителями сельскохозяйственной
продукции.