Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:01, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является оценка проблем и перспектив развития новых форм хозяйствования в аграрном секторе Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
выявлена сущность аграрного сектора, его особенности и роль в развитии экономики страны;
рассмотрены организационно-правовые формы хозяйствования и дана им характеристика;
рассмотрена более подробно одна и новых и перспективных форм хозяйствования – фермерские хозяйства;
рассмотрен зарубежный опыт развития новых форм хозяйствования;
проанализировано состояние сельского хозяйства Республики Беларусь;
дана оценка деятельности новых форм хозяйствования (на примере фермерских хозяйств);
проанализированы основные проблемы развития новых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Республики Беларусь;
предложены пути решения существующих проблем функционирования новых форм хозяйствования.
Федеральное законодательство
устанавливает общие рамки
1) страховые тарифы должны рассчитываться для поддержания самоокупаемости программы;
2) метод определения страхуемого уровня урожая должен отражать реальную статистику.
В 1998-1999 году 50% всех производителей и 55% засеваемых площадей в Канаде были застрахованы по этой программе. В настоящее время и Федеральное правительство и провинции субсидируют по 25% страховых премий и 50% административных затрат страховщиков.
Личный стабилизационный фонд доходов (NISA). Данная программа была введена в 1991 году для достижения долгосрочной стабильности доходов производителя на индивидуальном базисе. Производителям дается возможность ежегодного внесения денежного депозита на их счет в NISA, в наполнении которого в равных долях участвует и государство. Производитель может пользоваться средствами, накопленными на его счету в годы, когда его доходы падают ниже установленного уровня.
В 1997 году суммарные активы по этой программе составили $2,8 миллиарда. Взнос Федерального правительства в этом году был $264 миллиона, а регионов - 117 млн. долларов, фермеры внесли 363 млн. долларов. В ноябре 1999 года в программе принимало участие 135 тыс. фермеров или порядка 60% всех производителей, имеющих право на участие. Средний баланс счета составляет 20 тыс. долларов [13].
Программа помощи в случае стихийных бедствий (AIDA). Программа призвана оказывать помощь производителям в случае катастрофического падения доходов в результате действия факторов риска вне контроля производителя, которые не покрываются двумя предыдущими программами и ставят под угрозу само существование производителя.
Программа действует с 1998 года и субсидируется на 60% Федеральным правительством и на 40% региональными властями. Изначально, на финансирование этой программы Федеральным правительством было выделено 900 млн. долларов, а в январе 2000 года сумма затрат составила 1,07 млрд. долларов [13].
Льготное кредитование. Самым опекаемым сектором в Канаде является молочный. На его долю приходится 35% всех государственных средств, отпускаемых на поддержку агропроизводства и 75% средств, направляемых на регулирование рыночных цен. Помощь в организации фермерского хозяйства, приобретении родительского стада или молодняка для последующего откорма предоставляется через Федеральную кредитную сельскохозяйственную корпорацию. В большинстве случаев провинциальные правительства дают гарантию на 25% кредита, а 75% рыночной стоимости приобретаемого имущества или скота является основным залогом для кредитора. Это является общим правилом в сфере предоставления сельскохозяйственных кредитов.
При получении кредита через ассоциацию фермеров, необходимо создавать свой страховой фонд, внося на отдельный счет в ассоциации 5% от стоимости приобретаемого для откорма скота или 10% от стоимости племенного скота. После завершения откорма или выращивания скот реализуется каждым членом отдельно, но выплаты проходят через счета ассоциации. После реализации скота и погашения долгов по кредитам остаток на личных счетах и страховые фонды считаются доходом фермеров. Таким образом, сама ассоциация является основным контролером использования и гарантом возврата кредитов. В случае неспособности ассоциации возвратить кредиты провинциальное правительство выплачивает кредитору 25% суммы кредита, а 75% долга выплачиваются после реализации на рынке скота, принадлежащего всем членам ассоциации.
Льготы по налогам. Приобретение удешевленных горюче-смазочных материалов в Канаде осуществляется за счет налоговых льгот и субсидий на бензин и дизельное топливо, используемые в фермерских хозяйствах. Основная поддержка со стороны государства осуществляется в виде компенсации уплаченной суммы федеральных (на продажу топлива и акцизных налогов) и провинциальных (на продажу топлива) налогов, ставка которых составляет около 29%. Льготы по федеральным налогам обычно распространяются на 80% закупаемого моторного топлива.
Кредиты в период сезонных работ в Канаде предоставляются фермерам на срок до одного года на сумму до 43,1 тыс. долларов. США в период весенне-полевых и до 215 тыс. долларов США в период осенне-полевых работ. Государство выступает гарантом по кредитам и полностью оплачивает проценты в период весенне-полевых и частично (по основной сумме долга до 32,5 тыс. долларов США) в период осенне-полевых работ [13].
Вложения в науку. С укреплением экономического благополучия фермерских хозяйств государство стало переходить от прямого субсидирования к косвенным методам их поддержки, в числе которых финансирование научно-исследовательских работ.
Считается, что каждый доллар, израсходованный на сельскохозяйственные исследования, дает 40 долларов через увеличение продуктивности производства. Доллар, потраченный на НИР по масличному рапсу, дает отдачу в46 долларов, в исследования по кукурузе — 65 долларов в форме прибавки урожая зерна и повышения его качества.
Канада ежегодно расходовала на проведение НИР в области сельскохозяйственного производства 414-450 млн. долларов США. При этом только половина этой суммы приходится на госбюджет, вторая половина — за счет ассоциаций и частных компаний.
В арсенале региональной политики Канады имеются как рыночные, так и нерыночные методы регулирования. К последним, в частности относятся государственные протекционистские меры, направленные на защиту жизненно важных секторов экономики отдельных регионов страны, а также меры по регулированию прямых иностранных инвестиций. К ним относятся такие, как организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производящихся в этих штатах, через так называемые советы по оптимизации сбыта – пример партнерства между государством и частным бизнесом. Эти организации выступают в роли эксклюзивных покупателей продукции фермеров и эксклюзивных продавцов этой же продукции на рынках.
В 2006 году была принята двухлетняя программа по поддержке сельских жителей (The Canadian Farm Families Options Programme, CFFOP), участники которой получают выплаты в размере 22 тыс. долларов США на семью или 13 тыс. долларов США на 1 жителя. При этом, для того, чтобы участвовать в программе в следующем году, производители должны либо заниматься фермерством, либо пройти обучение в специальной службе по обучению сельскому хозяйству. Во второй год выплаты сокращаются как минимум на четверть, по сравнению с первым годом [13].
Другими видами поддержки
являются развитие сельской инфраструктуры,
охрана окружающей среды и рациональное
использование земельных и
Далее рассмотрим функционирование фермерских хозяйств в Австралии. Сельское хозяйство — одна из основных отраслей экономики Австралии. Доля сельского хозяйства в ВВП Австралии — 12 %. 61 % площади страны покрывают почти 136 тыс. фермерских и скотоводческих хозяйств. Особенностями сельского хозяйства Австралии является то, что здесь используется огромное количество земельных массивов в расчете на одного занятого, а также здесь есть возможность для внестойлового круглогодичного содержания скота на подножном корму. Сельское хозяйство Австралии поставляет на экспорт 60% всей производимой продукции, в том числе 97% шерсти, 80% сахара, 75% зерна, 30-40% говядины и баранины. Раньше основная часть продукции экспортировалась в Великобританию, но в последнее время главными экспортерами становится Япония и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Стратегия развития сельского хозяйства Австралии продолжает оставаться в том, что его ведущей отраслью является овцеводство [14].
В рамках государственной программы поддержки скотоводов и фермеров, правительством Австралии будет выделено 70 млн. австралийских долларов, в рамках данной программы скотоводы и фермеры смогут получить субсидию в размере до 300 тыс. долларов на срок до 2-х лет. Кроме того, выделяются гранты в размере до 5,5 тыс. долларов, которые скотоводы могут использовать на обучение и повышение квалификации, а также на оплату финансовых консультантов, которые помогут разработать индивидуальные программы развития и эффективного управления того или иного фермерского хозяйства.
Рассмотрим функционирование крестьянских хозяйств в Японии. Азия — самый крупный аграрный континент Земли. Вблизи восточного побережья этого огромнейшего материка простирается гряда Японских островов — крошечная часть азиатского аграрного пространства с миниатюрными равнинами вдоль изрезанных мысами берегов и между высокими горными цепями. Небольшая с точки зрения географии, карликовая в аграрном отношении Япония противостоит огромному крестьянскому континенту.
По специализации сельского хозяйства Япония заметно отличается от других развитых стран: доля растениеводства превышает долю животноводства в два раза [15].
Сельское хозяйство в Японии базируется преимущественно на семейных предприятиях (68% всех хозяйств представляют собой фермы с площадью обрабатываемой земли до 1 га). Япония приняла различные меры для гарантирования необходимого уровня производства таких продовольственных злаков, как рис и пшеница. Благодаря системе производственного контроля Правительство покупает по официальным ценам рис и пшеницу у фермеров, финансирует программы технической модернизации и энергообеспечения хозяйств.
Несмотря на большие трудозатраты и не очень высокую эффективность, японские фермеры используют такие меры, как обеспечение клиентов расширенными услугами, демонстрационные фермы, обучение в режиме неполного рабочего дня предпринимателей и образцовых фермеров. Все эти идеи сейчас стали общепринятыми, но многим странам не хватает их систематического осуществления, и в этом смысле японцы добились успеха там, где остальные потерпели поражение. Из больше чем 66,5 млн. рабочих сил только почти 4,5% Японии вовлечены в сельское хозяйство [15].
Японские фермеры используют
трактора, пикапы, электрические культиваторы,
рисопосадочные машины и комбайны,
которые помогают им повысить производительность
своего труда. Используя интенсивные
методы земледелия, удобрения, сложную
технику и тщательно
Современные технологии сделали возможными новые способы земледелия. Часть урожая в Японии выращивается методом гидропоники, т. е. без почвы - просто в воде. Применение генной инженерии позволяет получать более богатые и безопасные для здоровья человека урожаи.
Японские фермеры выращивают разные растительные культуры, а также скот и домашнюю птицу. Это зерновые - рис и пшеница; овощи - картофель, редька и капуста; фрукты - мандарины, апельсины, дыни и груши; продукция животноводства - говядина, мясо птицы, свинина, молоко и яйца.
Правительство Японии помогает
фермерам большим количеством способов,
поскольку большинство
Япония - одна из крупнейших стран-импортёров сельскохозяйственной продукции в мире, поскольку в Японии возделывается лишь 13,3% имеющейся земли. В среднем на одно фермерское хозяйство приходится 1,47 гектара или 14700 м. кв. Японские фермы сравнительно малы, зато японские фермеры усердно трудятся, чтобы извлечь максимум из своих ограниченных площадей, и поэтому земля здесь возделывается очень эффективно [15].
В земледелии нынче занято менее 5% рабочей силы. Однако изрядно Японии есть чем гордиться. Ведь 1,1% ВВП Японии в абсолютных цифрах составляет 44 млрд. долларов, что говорит об эффективности крестьянского труда. 3 млн. хлеборобов на 96 процентов обеспечивают потребности 127 млн. своих соотечественников в главной продовольственной культуре – рисе, на 83% снабжают народ овощами, производят две трети необходимого стране молока и мяса.
Таким образом, в первой главе курсовой работы была раскрыта сущность аграрного сектора, рассмотрены его основные особенности, дана характеристика организационно-правовых форм хозяйствования, рассмотрена одна из форм ведения агробизнеса в сельском хозяйстве – крестьянские фермерские хозяйства и рассмотрен зарубежный опыт развития фермерских хозяйств на примере США, Канады, Австралия и Японии.
Особую роль играет развитие малого предпринимательства в аграрном секторе экономики, оно имеет важное экономическое и социальное значение. Малое предпринимательство в аграрном секторе вносит большой вклад в решение продовольственной проблемы, а также имеет огромное социальное значение: сохранение сельского образа жизни, национальной культуры, сохранение сельского расселения, предоставление услуг агротуризма городскому населению.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯНОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика сельского хозяйства Республики Беларусь
Сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей экономики, которая направлена на обеспечение населения страны продовольствием и на получение сырья для других отраслей.
В 2011 году в республике осуществляли деятельность 1,8 тыс. сельскохозяйственных организаций и 2,3 тыс. фермеров.
Развитие и функционирование сельского хозяйства невозможно без наличия таких ресурсов, как земля и человеческий труд.
Общая земельная площадь Республики Беларусь составляет 207,6 тыс. кв. км. Сельскохозяйственные земли занимают 44,9%, из них пашня – 30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельскохозяйственных земель, в том числе 0,6 га пашни. Неиспользуемые и слабо используемые земли в народном хозяйстве (пески, кустарники, болота и т.д.) составляют 15% общей площади. За последние 20 лет из сельскохозяйственного оборота выбыло 600 тыс. га [16].