Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:01, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является оценка проблем и перспектив развития новых форм хозяйствования в аграрном секторе Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
выявлена сущность аграрного сектора, его особенности и роль в развитии экономики страны;
рассмотрены организационно-правовые формы хозяйствования и дана им характеристика;
рассмотрена более подробно одна и новых и перспективных форм хозяйствования – фермерские хозяйства;
рассмотрен зарубежный опыт развития новых форм хозяйствования;
проанализировано состояние сельского хозяйства Республики Беларусь;
дана оценка деятельности новых форм хозяйствования (на примере фермерских хозяйств);
проанализированы основные проблемы развития новых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Республики Беларусь;
предложены пути решения существующих проблем функционирования новых форм хозяйствования.
США - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции. США первыми перешли к агробизнесу.
Основа аграрного производства - крупные фермерские хозяйства. Фермы, как в США, так и в Канаде, кардинально отличаются от ферм в странах СНГ, как в своём подходе к организации работы, так и в продуктивности своего урожая [11].
По размерам сельскохозяйственного производства США намного превосходят другие страны. Сельское хозяйство США не только обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания и сырье, за исключением некоторых культур, выращиваемых в тропическом поясе таких, как кофе, какао, бананы, но и дает большие экспортные излишки. По вывозу продукции сельского хозяйства США стоят на первом месте в мире, давая свыше 15 % его (в стоимостном выражении). Особенно велика их доля в мировой торговле важнейшими продовольственными и кормовыми культурами – пшеницей, кукурузой, соей, а также фруктами. Вывоз сельскохозяйственной продукции из США в несколько раз превосходит их ввоз. В то же время доля сельского хозяйства в ВНП страны небольшая и притом постепенно понижается; в настоящее время она не составляет и 3 %. В сельском хозяйстве занято менее 4 % экономически активного населения.
Производительность труда в сфере АПК растет даже быстрее, чем в промышленности. Так, повышение урожайности в США дало 81 % прироста сельскохозяйственных культур. Показателем уровня интенсификации сельского хозяйства может быть стоимость продукции, полученной с 1 га (580 долл. США). Один работник, занятый в сельском хозяйстве, может прокормить 80 человек и обработать 50-60 гектаров. Эффективность функционирования сельского хозяйства США базируется, главным образом, на интенсивных факторах, таких как высокопродуктивная техника, квалифицированные кадры, использование достижений НТП, поддержка правительства. Основным предприятием сельского хозяйства США является капиталистическая ферма. В США 2,1 млн. ферм, на которых работает около 3 млн. человек. Их дополняют почти два десятка миллионов тех, кто обслуживает сельское хозяйство, перерабатывает и реализует его продукцию. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства в США благоприятны [12].
В США фермеры находятся под мощным контролем правительства, особенно когда дело касается сохранения плодородия земли. Фермерам постоянно помогают кредитами, организовывают для них различные семинары и консультации. Государству выгоднее вкладывать средства и помогать им, чем лишиться основного богатства нации - своей земли. Каждый фермер является членом какого-нибудь кооператива, некоторые входят не в один, а в два или три. Есть кооперативы снабженческие, сбытовые, агросервисные и другие объединения. Это помогает фермерам в их производственной деятельности, а главное - экономится их время. В США, по словам самих американских и канадских фермеров, фермерское хозяйство находится в лучшем положении, чем в Канаде, так как государство субсидирует их, что касается Канады, то тут ситуация в корне иная. Государство не особо влияет на фермерское хозяйство, у фермеров нет субсидий от правительства, но сказать, что они никак не защищены и забыты государством, тоже нельзя. Если брать 2010 год, то 25% фермеров в Канаде пострадало из-за сильных дождей. В западной части Канады есть такие хозяйства, которые остались без урожая. В свою очередь, государство старается помочь таким фермерам, возместить их убытки и поддержать сельскохозяйственный сектор [12].
Чаще всего фермер ориентируется на выращивании одной культуры, в зависимости от региона, где находится его хозяйство. К примеру, если говорить о таких культурах, как кукуруза и соя, то 70% всех посевов ориентированы в 5 штатах: Айова, Иллинойс, Небраска, Миннесота, Индиана, в Канаде это Онтарио и Квебек. Что касается пшеницы в США, то ее собирают в Северной и Южной Дакоте, Канзасе, Монтане, Техасе, Вашингтоне, Оклахоме, Колорадо, Небраске и Айдахо. В Канаде это провинции Саскачеван, Альберта и Манитоба. Средний размер ферм в США достигает 50 гектаров.
Сельскохозяйственную политику США определяет целая система законодательных актов. Каждые четыре года Конгресс обсуждает и принимает основной «Закон о фермерстве». В дополнение к нему многие аспекты сельскохозяйственной политики формируются как побочный результат законодательных актов, регулирующих иные сферы деятельности. Законы о налогообложении, например, способствуют привлечению средств частных вкладчиков в развитие тех или иных областей сельского хозяйства [12].
Ограничение угодий. Исходя из теории, что производство служит основной причиной снижения цен на продукцию сельского хозяйства, правительство поощряет фермеров ограничивать количество распахиваемой земли. Этот подход был введен с принятием в 1933 году Закона о регулировании сельскохозяйственного производства, одного из основных законодательных актов Нового курса, предусматривавшего специальные субсидии фермерам, согласившимся законсервировать часть своих земель.
Обеспечение уровня цен. Определенные основные товары попадают под практику обеспечения стабильных цен с помощью государственных субсидий. Пример функционирования подобной системы: Конгресс устанавливает цену 2,55 доллара за бушель кукурузы (один бушель – 35,2 литра), чтобы обозначить предполагаемую стоимость урожая. Производители кукурузы, давшие согласие на ограничение посадок, могут занимать 2,55 доллара под каждый бушель кукурузы, сдаваемого ими государству. Они практически закладывают свой урожай правительству за предоставляемый тем займ. Если кукуруза поднимется в цене выше 2,55 доллара, фермеры могут затребовать свой урожай обратно, продать его на свободном рынке и выплатить заем. Деньги, вырученные сверх суммы займа, идут фермерам. Если же цены на кукурузу остаются ниже 2,55 доллара, фермеры могут отказаться от обязательств по выплате полученного займа, что не влечет за собой никаких штрафных мер. Правительство лишь обращает урожай кукурузы в свою собственность и либо закладывает его на хранение, либо продает с убытком. Верхних пределов на суммы субсидий, выплачиваемых для стабилизации цен, не существует.
Компенсационные выплаты. Еще более важную роль, чем стабилизирующие цены займа, играют компенсационные выплаты, являющиеся формой прямого вклада в повышение доходов фермеров. Конгресс устанавливает плановые цены на различные культуры. Опять же, для получения льгот фермеры должны изъять часть своих земель из землепользования. Если рыночная цена, получаемая фермерами за урожай, оказывается ниже плановой, разницу компенсирует правительство. Суммы компенсационных выплат ограничиваются 50 тыс. долларов в год.
Политика обеспечения уровня цен и компенсационных выплат распространяется лишь на такие основные товары, как зерновые, мясомолочные продукты и хлопок. Производство многих других продуктов государственному субсидированию не подлежит. Несмотря на искушение 20 млрд. долларов субсидий, многие фермеры предпочли не обращаться к государству за помощью. Предоставляемыми субсидиями пользуется лишь одна ферма из пяти.
Рыночные квоты. На торговлю рядом культур, в том числе апельсинами и лимонами, налагается ряд прямых ограничений. Так называемые рыночные квоты ограничивают количество продукции данной культуры, которое можно поставлять на рынок из недели в неделю. Ограничивая продажу, эти квоты рассчитаны на увеличение закупочных цен для фермеров. Вводятся квоты решением комитетов производителей данного штата или региона. Рыночные правила вводятся в действие голосованием по внесенным предложениям тех фермеров, которых они непосредственно касаются, и обретают юридическую силу после утверждения их министром сельского хозяйства. Фермер, позволивший себе в дальнейшем игнорировать эти установления, рискует судебным преследованием.
Кредитование ферм. Фермеры всегда считали коренной проблемой своей деятельности возможность доступа к займам и кредитам. Еще в 1916 году федеральное правительство начало оказывать содействие развитию частных кооперативных программ кредитования фермерства. Законодательство Нового курса, в частности Закон о кредитовании ферм 1933 года, усилил роль правительства в данной области. Сегодня фермер имеет широкий доступ к развитию сети кредитования из частных, кооперативных и государственных финансовых источников. Одним из важнейших составляющих этой сети служит Федеральная система кредитования ферм, состоящая из трех групп банков, каждая из которых наделена специфическими функциями: кредитование приобретения недвижимости, кредитование закупок сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда и кредитование кооперативов. Страна разделена на 12 зон, в каждой из которых функционируют три федеральных банка, по одному для кредитования каждой из вышеуказанных сфер деятельности. Финансируют банки свои операции посредством выпуска и продажи вкладчикам ценных бумаг, точно так же, как и деловые корпорации. Поскольку традиционно банки ссужают деньги под высокий процент, занимать они могут под низкий, что позволяет снижать стоимость кредитования ферм. Еще одним источником кредита для фермеров служит Управление по делам местных ферм, своего рода последнее «кредитное прибежище», куда обращаются, если больше уже некуда.
Консервация почв. Ряд федеральных программ рассчитаны исключительно на стимулирование консервации почв. В рамках одной из подобных программ, например, правительство берет на себя часть расходов по засеву используемых земель травами или бобовыми для уменьшения опасности эрозии почвы.
Ирригация и водоснабжение. Федеральная система плотин и ирригационных каналов обеспечивает поставки воды по субсидируемым ценам фермерам 16 западных штатов. Субсидированное орошение способствует выращиванию 18 % всего урожая хлопка в стране, 14 % ячменя, 12 % риса и 3 % пшеницы.
Широкие правительственные программы с годами создали прочную основу поддержки фермеров. Конгрессмены и сенаторы, представляющие сельскохозяйственные штаты, постоянно добиваются одобрения Сенатом программы за программой, направленных на удовлетворение разнообразных интересов фермеров. Но и нападкам эти программы тоже подвергаются немалым. Отчасти и потому что, как утверждают их оппоненты, различные программы часто противоречат одна другой. Например, говорят они, правительство платит некоторым фермерам за исключение из производства одних участков земли, в то же время предоставляя им налоговые льготы за распашку и культивирование других [12].
Ряд законодателей и Президентов
призывали Конгресс ослабить роль правительства
в сельском хозяйстве, постепенно сократить
субсидии, в конечном счете отменив
государственные программы
Рассмотрим ведение фермерских хозяйств в Канаде. Сельское хозяйство Канады является составной частью аграрного бизнеса, главная роль в котором принадлежит пищевой промышленности. Страна полностью себя обеспечивает основными видами продукции и является крупным поставщиком растительного масла и пшеницы. В сельском хозяйстве Канады преобладает фермерское хозяйство и крупное предпринимательское (корпоративное). Средний размер ферм в Канаде достигает 230 гектаров (один из высочайших показателей в мире) [13].
Различные фермерские хозяйства составляют основу сельскохозяйственных предприятий. Большинство фермеров в Канаде являются собственниками земли, а подавляющее число ферм – это высокоспециализированные предприятия. Животноводческие фермы специализируются на выпуске мясной и молочной продукции, а зерновые – на производстве зерна.
В сельском хозяйстве Канады, где очень сильно развито растениеводство, преобладает животноводство. Канада входит в лидирующую десятку в мире по производству зерна. В последние несколько лет резко выросли объемы по производству кормовых и масличных культур. Основная часть обрабатываемых земель находится на юге страны, в степной части. Здесь специализируются на зерновом хозяйстве, пастбищном мясном скотоводстве и мясошерстном овцеводстве. В центральной части страны ведущие позиции принадлежат многоотраслевому животноводству, молочному хозяйству и плодоводству.
Основными видами поддержки фермеров в Канаде являются субсидирование фермеров, покрытие рисков по выращиванию урожая, льготное кредитование, льготы по налогам [13].
Субсидирование. Субсидии фермеры получают в виде компенсационных платежей за участие их в различных программах ограничения производства и регулирования рынка. Доля субсидий на компенсацию затрат в сельском хозяйстве Канады в общей сумме государственной поддержке достаточно велика. К примеру, в странах Европейского союза для этих целей на одного занятого в сельском хозяйстве из бюджета выделяются 19,2 тыс. долларов, в Канаде - 14,1 тыс. долларов, в США - 36, 9 тыс. долларов, в Японии - 29,8 тыс. долларов.
В Канаде имеется три различных программы для покрытия рисков по выращиванию урожая.
Основной задачей программ является обеспечение стабилизации доходов фермеров. Кроме того, в каждой провинции, учитывая местную специфику, разработаны и внедрены дополнительные программы на региональном уровне.
Программа страхования урожая (CI). Данная программа обеспечивает защиту производителей от убытков, вызванных природными опасностями, такими как: засуха, наводнение, град, заморозки, избыточная влажность, неконтролируемые болезни вредители. Покрытие предоставляется фермеру в виде гарантии собираемого урожая и базируется на индивидуальной статистике фермера. В случае если собранный урожай ниже оговоренного в договоре страхования, производителю выплачивается компенсация. Обычно максимальное покрытие, предоставляемое по этой программе, составляет 80% среднего урожая, но по отдельным культурам, риск выращивания которых ниже, оно может доходить до 90%. При этом фермеры сами выбирают уровень покрытия, цену, по которой компенсируются убытки в зависимости от колебания рынка для каждой категории страхуемых культур.