Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социальная политика государства…………………………………………....4
1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………..4
1.2. Показатели результативности социальной политики…………………..…….7
1.3. Механизм и система социальной защиты населения…………………..……10
2. Социальная защита населения в условиях рынка………………………...13
2.1. Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республике Беларусь……………………………………………13
2.2. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях………………………………………………...……20
3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях…………………………………….…24
3.1. Содержание социального обеспечения и его формы…………………..……24
3.2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2012 год. Бюджет Фонда………………………………………………………………………..…30
3.3. Организация сбора платежей на государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование………………………………..…32
Заключение………………………………………………………………………...34
Список используемых источников………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЗАЙЦЕВА.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Социальная политика государства…………………………………………....4

1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………..4

1.2. Показатели результативности социальной политики…………………..…….7

1.3. Механизм и система социальной защиты населения…………………..……10

2. Социальная защита населения в условиях рынка………………………...13

2.1. Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республике Беларусь……………………………………………13

2.2. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях………………………………………………...……20

3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях…………………………………….…24

3.1. Содержание социального обеспечения и его формы…………………..……24

3.2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2012 год. Бюджет Фонда………………………………………………………………………..…30

3.3. Организация сбора платежей на государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование………………………………..…32

Заключение………………………………………………………………………...34

Список используемых источников………………………………………..……36

Приложения…………………………………………………………………..……37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Проблемы социальной защиты населения» является  сейчас очень актуальной и современной темой для обсуждения, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Целью курсовой работы является изучение основных направлений социальной политики,  проблем социальной защиты населения и  решение этих проблем.

Одной из основных функций общественного производства является создание условий для жизнедеятельности людей и достижения определенного уровня их жизни. Уровень жизни общества означает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, то есть определенный уровень удовлетворения потребностей людей. Набор необходимых для жизнедеятельности благ и услуг должен удовлетворять разнообразные потребности, которые касаются условий труда, образования, охраны здоровья, качества питания, жилья. Все экономически развитые страны признают право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право. Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Сущность социальной защищенности обуславливается в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Система реализации – проблема, которая должна быть решена. Следует различать два понятия: социальную защищенность и социальную защиту.

Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

 

 

    1. Социальная политика государства

 

    1. Сущность и основные направления социальной политики

 

Социальная политика это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность, - государство. В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста, а с другой – его фактором, так как рост благосостояния  усиливает мотивацию к труду, способствуя к повышению его эффективности. Кроме того экономический рост предъявляет повышение требования к квалификации, культуре, физическому и духовному развитию личности, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

 

Цели социальной политики:

    • Обеспечение определенного уровня потребления;
    • Нейтрализация негативных последствий рыночной экономики;

 

Социальная политика осуществляется на разных уровнях. Так, можно говорить о социальной политике на:

    • микроуровне, т. е. социальной политике фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика;
    • интеруровне  реализуется межгосударственная социальная политика – решение глобальных экологических проблем, преодоление социально-экономической отсталости отдельных групп стран.

Материальная обеспеченность социальной политики в целом не складывается сама по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Их формирование является функцией государственного регулирования экономики.

 

Основные функции социальной политики заключаются в

    • содействии развитию отношений справедливости в обществе;
    • создании системы социальной защиты;
    • условий для роста благосостояния;
    • проведение соответствующей политики доходов.

В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи:

    • реализация программ занятости;
    • помощь социально уязвимым слоям населения;
    • обеспечение доступности и развития сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.

Для осуществления социальной политики  необходимо иметь разнообразную информацию об экономическом и социальном положении населения.

В мировой практике  приняты следующие социальные индикаторы развития.

Бедность. Черта бедности – индикаторы, характерные для отдельной страны и не подлежащие сравнению с другими странами; верхняя черта бедности является пороговой для бедных слоев населения; нижняя – для беднейших слоев населения.

Показатель количества населения – доля населения в каждой из вышеупомянутых категорий во всем населении страны.

ВВП на душу населения – оценку осуществляют на определенный год в долларах США в текущих рыночных ценах.

Краткосрочные показатели дохода. Заработная плата не квалифицированных работников в городе – еженедельная заработная плата лиц, имеющих случайные заработки и не располагающие другими источниками дохода.

Заработная плата неквалифицированных работников в сельской местности – еженедельная заработная плата сельскохозяйственных рабочих, имеющих случайные заработки, безземельных или не располагающих землей в количестве, достаточном для удовлетворения их потребности в пропитании.

Условия торговли между селом и городом – соотношение оптовых цен на зерновые и промышленные товары.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) – индекс на товары и услуги, потребляемые в домашних хозяйствах. ИПЦ для населения с низким доходом включает индекс цен, основанный на потребительской корзине бедных слоев населения.

Основные направления государственной социальной политики включают:

    • общие вопросы политики  доходов населения;
    • политику в сфере труда и трудовых отношений;
    • социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;
    • развитие отраслей социально-культурного комплекса;
    • социальную защиту отдельных категорий и групп населения.

 

Конституция Республики Беларусь  провозглашает Беларусь социальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны (Германия, Франции, Италия) остановили свой выбор именно на социальном типе государства. В Республике Беларусь общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, должно закрепить это в своих законах.

Основные направления, закрепленные Конституцией Республики Беларусь в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения,  продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.

Настоящая работа нацелена на определение теоретико-методологических оснований системы государственного социального страхования как основной формы организации социальной защиты населения.

Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.

Социальная защита, как особый социальный институт современного государства, является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Целью данной работы является изучение основ социальной защиты населения, ее сущности и необходимости.

 

 

    1. Показатели результативности социальной политики

 

Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами, структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др.

К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по уровню доходов и показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей, например калорийность и биологическая ценность рациона питания.

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, удовлетворяющих определенный уровень потребления.

 

«Потребительская корзинка» формируется по основным статьям:

  • питание; 
  • одежда, бельё, обувь;
  • предметы санитарии, гигиены, лекарства;
  • мебель, предметы санитарно-бытового и хозяйственного назначения;
  • жилище и коммунальные услуги;
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых;
  • бытовые услуги, транспорт, связь;
  • содержание детей в дошкольных учреждениях;
  • налоги, обязательные платежи, накопления;
  • прочие расходы.

Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. 

Различают «минимальную потребительскую корзину», обеспечивающую минимальный уровень потребления, и «рациональную потребительскую корзину», отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. «Минимальная потребительская корзина» рассчитывается для стандартной  семьи, состоящей из двух и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально неприемлемо. «Минимальная потребительская корзина» по отдельным социально демографическим группам лежит в основе определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум – это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности».

Информация о работе Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях