Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социальная политика государства…………………………………………....4
1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………..4
1.2. Показатели результативности социальной политики…………………..…….7
1.3. Механизм и система социальной защиты населения…………………..……10
2. Социальная защита населения в условиях рынка………………………...13
2.1. Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республике Беларусь……………………………………………13
2.2. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях………………………………………………...……20
3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях…………………………………….…24
3.1. Содержание социального обеспечения и его формы…………………..……24
3.2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2012 год. Бюджет Фонда………………………………………………………………………..…30
3.3. Организация сбора платежей на государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование………………………………..…32
Заключение………………………………………………………………………...34
Список используемых источников………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЗАЙЦЕВА.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня также важно упорядочить имеющиеся льготы населению с последующим направлением высвобожденных средств «а программы адресной социальной защиты, ввести механизмы персонификации отдельных льгот и практику, при которой любая услуга будет оплачена по действующим тарифам с последующей компенсацией средств льготнику. С целью упорядочения льгот и привилегий следует осуществить информационно-образовательную программу, то есть подготовить общественное мнение к пониманию необходимости реформы системы социальной защиты семей и граждан.

 

Политика по преодолению бедности должна опираться на следующие принципы:    

    • справедливое распределение социальных издержек реформ на все группы населения;    
    • предоставление широких возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда;    
    • стимулирование трудоспособных граждан к активному само обеспечению своим трудом;   
    • реалистичности, осуществимости предпринимаемых мер по борьбе с бедностью с учетом ограниченности финансовых ресурсов.

Следовательно, представляется необходимым переориентировать политику государственной социальной помощи на создание соответствующих условий, при которых малообеспеченные семьи (в первую очередь, имеющие в своем составе трудоспособных членов семьи) получили бы возможность выхода из кризисного состояния собственными силами. Такая организация социальной защиты позволит сократить численность семей, которым оказывается помощь государства, и за счет этого существенно увеличить размеры поддержки тем, кто в ней действительно нуждается.

На решении этих кардинальных направлений реформирования системы социальной защиты и будет в значительной степени сконцентрирована деятельность правительства республики в ближайшие годы.

 

3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях

 

3.1. Содержание социального обеспечения и его формы

 

К сфере социальной защиты населения относятся понятия социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания. В литературе не сложилось однозначной их трактовки, а отдельные авторы ставят между ними знак тождества. Однако каждое из понятий несет специфическую смысловую нагрузку.

Термин «социальное обеспечение» появился в России в 1919 г. С ним связывалась материальная помощь рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным престарелым, предоставлявшаяся за счет ассигнований из бюджета. По окончании гражданской войны государственное обеспечение было замечено социальным страхованием. В дальнейшем в хозяйственной практике СССР эти понятия и сферы деятельности не раз появлялись вновь, притом, что социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, а социальное страхование – в ведении профсоюзов. Им соответствовали фонд социального обеспечения и бюджет социального страхования. В 1964 г. были введены социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов – с 1930х гг. одной их самых незащищенных категорий трудящихся. Развитие этих форм воплотилось в 1971 г. в организацию автономных от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения фондов социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все перечисленные фонды прекратили существование.

Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (по старости, в результате полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, по многодетности и т.д.). Социальное обеспечение – это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества, процесс социальной защиты населения. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания.

Таким образом, социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание – его формы. [6, с.209].

Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды [8, с.98].

Каждой из стран присущ определенный набор перечисленных форм социальной защиты населения и регламентирующие их законы. Однако социальное страхование является доминирующим в государствах с рыночной экономикой.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Причем в одних странах страхование носит накопительный, в других – солидарный, в третьих – смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат нетрудоспособных [6, с.210].

Социальное страхование в системе социальной защиты населения выступает самым важным элементом. В него входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержания из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника. Пособие по безработице предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются. Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется во внимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26 [10, с.196].

Государственное социальное страхование в Республике Беларусь представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных Законом «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995г. № 3563- XII (далее – Закон).

Основными принципами государственного социального страхования являются:

  • участие работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, в создании государственных страховых фондов;
  • распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;
  • гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
  • равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;
  • дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
  • участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным социальным страхованием.

Средства государственного социального страхования состоят из обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в государственные страховые фонды, доходов от капитализации средств и других поступлений.

Средства государственного социального страхования хранятся в государственных внебюджетных страховых фондах, создаваемых актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Средства государственного социального страхования не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О пенсионном обеспечении" обязательному государственному социальному страхованию подлежат:

  • граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
  • индивидуальные предприниматели (кроме указанных в абзаце пятом части второй и части третьей ст. 7 Закона), а также частные нотариусы;
  • осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;
  • неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О пенсионном обеспечении" получающие ежемесячную страховую выплату, установленную для застрахованных лиц законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - ежемесячная страховая выплата);
  • лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - в связи со страховым случаем).

При условии уплаты страховых взносов государственное социальное страхование распространяется на:

  • граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц;
  • творческих работников;
  • физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • граждан, работающих за пределами Республики Беларусь.

При условии уплаты страховых взносов государственное социальное страхование также распространяется на индивидуальных предпринимателей, которые:

  • одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм;
  • являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • обучаются по дневной форме в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Согласно ст. 10 Закона по государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

  • пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет;
  • пособиями по беременности и родам;
  • пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
  • пособиями по безработице;
  • пособиями на погребение [15].

Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты страховых взносов.

Осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ, граждане, работающие за пределами Республики Беларусь, неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", получающие ежемесячную страховую выплату, и лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, имеют право на пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца.

Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование.

Работодатели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников.

Условия, размеры и порядок получения выплат по добровольному и дополнительному социальному страхованию определяются в соответствии с договорами о добровольном и дополнительном социальном страховании.

Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховщиками (страховыми организациями) в соответствии с законодательством. Государство не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховщиков (страховых организаций).

Социальная помощь (за рубежом ее называют общественным вспомоществованием) оказывается тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет на иждивении детей. Она реализуется в виде пособий адресного характера, финансируемых за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявлением малообеспеченных (бедных) граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размеров пособий по нуждаемости.

Под бедностью обычно понимают постоянное отсутствие средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном обществе на определенном историческом этапе. Всемирный банк в своем подходе рассматривает бедность в двух аспектах: а) как производное от недостаточности доходов; б) как отсутствии ряда основных возможностей: хорошо питаться и быть здоровым; вести здоровую репродуктивную жизнь, получать образование и знания.

Для каждой страны специфичны показатели: а) бедности по доходам; б) бедности по возможностям. Нет и единой методологии определения бедности. В мировой практике наиболее известны и применяемы следующие методы:

    • нормативный (учитываются нормы питания или минимальная потребительская корзина);
    • статистический (бедными считаются либо 10-15% первых по размерам получаемых душевых доходов в общем ряду распределения населения, либо иная часть этого ряда);
    • стратификационный (к бедным относят людей априорно ограниченных в возможностях самообеспечения);
    • эвристический (исходя из общественного мнения или с помощью самого респондента определяется недостаточность уровня жизни);
    • экономический (категория бедных определяется исходя из возможностей государства поддерживать их материальную обеспеченность).

 

Необходимо отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие  в стране институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной рыночной экономики. Причины бедности в Беларуси необходимо искать, прежде всего, в вялой адаптации национальной     экономики     к     процессам глобализации, неконкурентоспособности   ряда  отраслей   и   производств, низкой производительности труда, превалировании низкооплачиваемых работ.

Информация о работе Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях