Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 00:54, курсовая работа
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социальная политика государства…………………………………………....4
1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………..4
1.2. Показатели результативности социальной политики…………………..…….7
1.3. Механизм и система социальной защиты населения…………………..……10
2. Социальная защита населения в условиях рынка………………………...13
2.1. Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республике Беларусь……………………………………………13
2.2. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях………………………………………………...……20
3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях…………………………………….…24
3.1. Содержание социального обеспечения и его формы…………………..……24
3.2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2012 год. Бюджет Фонда………………………………………………………………………..…30
3.3. Организация сбора платежей на государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование………………………………..…32
Заключение………………………………………………………………………...34
Список используемых источников………………
Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты должны содержать элементы по поддержанию экономического роста: справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам, эффективное функционирование и максимально полный охват населения.
Социальная защита населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Правилами и иными локально-нормативными правовыми актами, а также разрабатываются программные документы по вопросам развития социальной защиты населения в Республике Беларусь [6, с.214].
Таким образом, к источникам права социального обеспечения и защиты относят законы, Указы Президента РБ и Постановления Правительства, акты органов государственной власти субъектов РБ. Высшая юридическая сила - за законами.
Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.
Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику [7, с.192].
Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина.
Методическая и нормативная база играет большую роль в развитии социальной защиты населения.
В целях укрепления и развития социальной защиты населения на каждую пятилетку разрабатывается программа социально-экономического развития. В Программе-2015 на основе анализа и оценки развития национальной экономики в базисном пятилетии (2006–2010 годы), включая оценку последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также внешних вызовов, отражающих тенденции мировых экономических процессов, определяются цели, задачи, приоритеты и важнейшие индикаторы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередное пятилетие, обосновываются основные показатели, направления, меры и механизмы их достижения, масштабы и пропорции развития межотраслевых комплексов и основных видов экономической деятельности, развития хозяйства областей и г. Минска.
Предстоящее пятилетие должно стать периодом обновления, нацеленным на качественно новое развитие Беларуси. Для этого необходимо осуществить переход страны на инновационный путь развития, модернизацию экономики на базе высокоэффективных технологий и техники, повышение эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции, отраслей, регионов и страны в целом на основе максимального использования и развития конкурентных преимуществ страны. Для этого требуется либерализация и широкомасштабные системные преобразования в экономике при одновременном соблюдении критериев национальной безопасности.
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
Исходя из оценки современного состояния экономики и внешних угроз-вызовов предстоящего периода, отражающих противоречивые тенденции мирового экономического развития, целей, приоритетов и задач, основных индикаторов и параметров эффективности развития национальной экономики, ее межотраслевых комплексов, регионов, направлений и подходов, определенных в Основных положениях Программы-2015, обосновывается система мер и механизмов их достижения.
Основной целью социальной политики должно стать повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов экономической деятельности, относящихся к сфере услуг.
Основными направлениями реализации социальной политики являются повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства, активизация молодежной политики.
При разработке пятилетней программы необходимо исходить на преемственности тех целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Учитывая, что национальная модель социально ориентированной рыночной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет, она должна быть сохранена и совершенствоваться в прогнозном периоде.
Вместе с тем диалектика развития требует постоянного совершенствования и модернизации действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и социально-экономической политики.
В контексте такого подхода сохраняется главная целевая установка экономического развития – повышение благосостояния белорусского народа. Предполагается сохранение и повышение социальных стандартов жизни народа, обеспечение высокого уровня социальной защиты и доходов населения. Достижение высоких темпов роста уровня жизни населения предполагается обеспечить в результате увеличения темпов роста ВВП. При обосновании показателя темпов роста ВВП необходимо исходить из задачи: добиться уровня заработной платы в Беларуси в номинальном валютном исчислении на уровне не ниже, чем в среднем в сопредельных странах, который сложится в прогнозном 2015 г., а именно – около 1000 долл. США (в 2009 г. средняя заработная плата в Беларуси составляла всего 46% от ее среднего уровня в сопредельных странах).
Что касается реальных возможностей достижения такого уровня социально-экономического развития страны и связанного с ним ВВП, то для его обоснования необходимо использовать подходы, направленные на совершенствование действующей экономической модели и определяющие ограничения и предпосылки экономического роста.
При этом обязательный акцент должен быть сделан на следующих положениях.
1. Развитие страны и
ее секторов в прогнозном
Сегодня Беларусь не в полной мере обеспечивает принятые в мире критерии экономической безопасности. Это касается внутренних затрат на научные исследования и разработки, коэффициента обновления основных средств, сальдо внешней торговли товарами и услугами, рентабельности реализованной продукции, уровня ЗВР, доли собственных энергоресурсов. Существенную угрозу в ближайшие три года будут создавать обязательства по обслуживанию внешнего долга (прохождение пиковых значений платежей). Поэтому необходимо в ближайшие два года в основном войти в коридор безопасного социально-экономического развития и к концу пятилетки обеспечить полное соблюдение критериев безопасного развития в социально-экономической сфере.
2. Необходимо предусмотреть
возможности и направления
В условиях, когда большая часть собственности принадлежит государству, рыночные мотивационные механизмы не работают, тарифная сетка также слабо стимулирует работников, поэтому необходимы новые мотивационные механизмы, в первую очередь, для менеджеров, в т.ч. на основе опционных программ. Наиболее успешным менеджерам должна передаваться собственность в обмен на их ноу-хау, которые они успешно реализовали на предприятиях. Важную роль должна сыграть контрактная система. В контракты у руководителей предприятий предполагается включить задания по росту эффективности производства, улучшению финансового состояния предприятий, решению социальных проблем коллектива.
В целях повышения предпринимательской активности необходим переход от точечной приватизации к системной приватизации, основной целью которой является повышение мотивации и эффективности производства, развитие рыночных основ экономики, а сопутствующей целью – снижение разрыва валютной ликвидности, пополнение госбюджета и ЗВР. Для обеспечения системной приватизации определяются: группы объектов подлежащих, условно подлежащих и неподлежащих приватизации; порядок приватизации; механизмы передачи собственности в зависимости от объектов приватизации; ограничения и условия приватизации (которые должны быть сокращены); последствия приватизации; порядок мониторинга реформированных предприятий; новые нормативно-правовые условия приватизации.
В основе активизации предпринимательской инициативы лежит расширение свобод и возможностей у предприятий, связанных с дальнейшим сокращением административных барьеров, развитием государственно-частного партнерства, реформированием системы органов государственного управления, направленным на сокращение вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий и сосредоточении их деятельности на выработке и реализации соответствующей социально-экономической и технической политики.
3. Обеспечить максимальное
задействование механизмов
В основе любого ускорения развития человеческого общества лежат инновации, но ими необходимо заниматься системно. Поэтому необходимо формирование системно увязанных подходов инновационного развития, охватывающих вопросы организации, финансирования, стимулирования, контроля, внедрения и тиражирования инноваций.
Целесообразно предусмотреть существенное увеличение финансирования исследований и разработок (преимущественно за счет средств предприятий), установив механизмы, в том числе контроля, эффективного их использования. В основу этих механизмов следует положить подход, основанный на рыночных принципах в сочетании с государственным регулированием функционирования инновационной сферы, развитии рынка инноваций, развитии инновационного предпринимательства, создании условий для трансферта технологий из-за рубежа и др.
Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования [14].
Вопрос реформирования пенсионного обеспечения в Республике Беларусь базируется на концепции, адекватной рыночной экономике (утверждена Советом Министров Республики Беларусь в 1997 г.). Она состоит из трех компонентов: солидарного (первая составляющая), обязательного накопительного (вторая составляющая) и добровольного накопительного. Необходимость реформы обусловлена незначительным уровнем размера пенсии, который в состоянии обеспечить система государственного социального страхования в транзитивной экономике.