Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 00:54, курсовая работа
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социальная политика государства…………………………………………....4
1.1. Сущность и основные направления социальной политики…………………..4
1.2. Показатели результативности социальной политики…………………..…….7
1.3. Механизм и система социальной защиты населения…………………..……10
2. Социальная защита населения в условиях рынка………………………...13
2.1. Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республике Беларусь……………………………………………13
2.2. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях………………………………………………...……20
3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях…………………………………….…24
3.1. Содержание социального обеспечения и его формы…………………..……24
3.2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2012 год. Бюджет Фонда………………………………………………………………………..…30
3.3. Организация сбора платежей на государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование………………………………..…32
Заключение………………………………………………………………………...34
Список используемых источников………………
Действующая система выявления и социальной поддержки бедных слоев населения, находящихся в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством задачу формирования новой политики в отношении проблемы бедности во взаимосвязи с политикой на рынке труда. Главное направление преодоления абсолютной бедности и инструмент осуществления эффективной социальной политики - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности производимой в стране продукции и оказание услуг.
Попечительство в отличие от социальной помощи ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.
Социальное обслуживание – это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
В систему социального обслуживания входят: государственные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий населения (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т.п.); социально-реабилитационные центры и приюты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, социальной помощи на дому, а также временного пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и др.); геронтологические центры; организации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.
Социальные услуги оказываются в случаях малообеспеченности, сиротства, бездомности, безработицы, инвалидности, неспособности к самообслуживанию; токсикомании, наркомании, алкоголизма; семейного неблагополучия; возвращения из мест лишения свободы; стихийного экологического и техногенного бедствия; иных случаях, когда необходима социальная поддержка.
Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездной и возмездной договорной и недоговорной основе за счет средств бюджетов, социальных фондов, а также из средств, получаемых от платы за предоставление социальных услуг, за счет благотворительных взносов и спонсорства юридических и физических лиц [6, с.211].
3.2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2012 год. Бюджет Фонда.
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) за 2012 год исполнен с профицитом, удельный вес доходов бюджета фонда в ВВП составил 10,8 %, а расходов – 10,7 %.
Поступления в бюджет фонда за 2012 год составили 56 995,3 млрд. руб., из которых страховые взносы предприятий и работающих граждан – 54 763,6 млрд. руб. (96,1 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 229,2 млрд. руб. (0,4 % общих поступлений).
Расходы бюджета фонда составили 56 225,3 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 44 210,8 млрд. руб. (78,6 %), на выплату пособий – 10 708,5 млрд. руб. (19,0 %). На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения направлено 170,2 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 283,1 млрд. руб.
За 2012 год количество плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда (далее – плательщики) увеличилось на 26 708 и составило 500 386, в том числе 290 107 индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя.
В 4 квартале 2012 года в связи с невыполнением 122 сельскохозяйственными организациями условий предоставления государственной поддержки, установленных указами Президента Республики Беларусь от 17.06.2008 № 342 «О некоторых вопросах функционирования организаций льняной отрасли» и от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций», 122 сельскохозяйственным организациям приостановлено действие отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в бюджет фонда на сумму 76,5 млрд. руб. (в том числе по обязательным платежам – 36,3 млрд. руб.)
Однако бюджет Фонда за 2011 год исполнен с профицитом, удельный вес доходов бюджета Фонда в ВВП составил 10,8 %, а расходов – 10,0 %.
Поступления в бюджет Фонда составили 29 573,5 млрд. руб. (103,1 % плана), из которых страховые взносы организаций – 28 681,8 млрд. руб. (97,0 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 119,9 млрд. руб. (0,4 % общих поступлений).
Расходы бюджета Фонда за 2011год составили 27 500,2 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 21 842,9 млрд. руб. (79,4 %), на выплату пособий – 4 961,2 млрд. руб. (18,0 %). На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения направлено 115,6 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 154,5 млрд. руб., что на 14,6 % больше, чем в 2010 году.
Смета расходов за год исполнена в сумме 129,1 млрд. руб. или 98,0 % к плану. Удельный вес этих расходов составил 0,47 % от общих расходов бюджета. [11]
3.3. Организация сбора платежей на государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование
За отчетный период количество плательщиков в Фонд увеличилось на 2858 и составило 473678, в т.ч. 275554 индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя.
В целях обеспечения текущих поступлений и взыскания просроченной задолженности органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) в 2012 году предъявлено к счетам плательщиков-должников и их дебиторов 107 463 платежных требования на сумму 1 643,0 млрд. руб., поступило – 1 135,1 млрд. руб. К должникам предъявлено 3 116 судебных исков в хозяйственные суды. Рассмотрено и удовлетворено 2 667 исков на сумму 17,2 млрд. руб.
Проводилась работа над проектом Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон), который уже принят (Закон вступил в силу с 01.01.2013). Законом изменен порядок назначения пособия по беременности и родам, потребность в совершенствовании которого в последнее время была очевидна. Внесенные изменения позволят оптимизировать расходы Фонда на выплату указанного пособия.
Осуществлялся контроль за соблюдением 849 плательщиками указов Президента Республики Беларусь о реструктуризации их задолженности по платежам в Фонд на сумму 344,1 млрд. руб. (в т.ч. по обязательным платежам – 139,7 млрд. руб.). Из этой суммы 55,1 % приходится на долю плательщиков Витебской, 18,7 % – Гродненской областей. Следует отметить, что в отчетном году условия указов о предоставлении государственной поддержки выполнялись всеми плательщиками.
С целью погашения задолженности по платежам в Фонд к должникам предъявлено 2471 судебных исков в хозяйственные суды. Рассмотрено и удовлетворено 2220 исков на сумму 10,3 млрд. руб. В результате принятых мер, сумма просроченной задолженности по платежам в Фонд за 2012 год снизилась на 25,5 млрд. руб. и на 01.01.2013 составила 9,1 млрд. руб.
Анализ существующей задолженности по областям показал, что её наибольшее снижение в 2012 году произошло в Минской (51,2 %) и Брестской (16,1 %) областях. По состоянию на 01.01.2013 не имеют просроченной задолженности субъекты хозяйствования 86 районов, при этом в г. Минске – все районы, в Могилевской области – 20 районов, в Минской – 17 районов.
В общей сумме просроченной задолженности по республике наибольший удельный вес занимает задолженность субъектов хозяйствования Витебской (56,9%) и Гродненской (29,4 %) областей. [11]
В 2012 году в республике за счет средств государственного социального страхования произведено, как и в 2011 году, 9,7 млн. выплат пособий. Расходы на выплату пособий по сравнению с 2011 годом возросли в 2,2 раза.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 3 737,4 млрд. руб. (34,9 % от общей суммы расходов на выплату пособий). По сравнению с 2011 годом они возросли в 1,8 раза. Показатель временной нетрудоспособности в республике составил 763,2 рабочих дней на 100 работающих. По сравнению с 2011 годом он снизился на 4,5 % (в 2011 году по сравнению с 2010 годом этот показатель возрос на 8,9 %). Самый высокий показатель временной нетрудоспособности отмечен в Витебской области (836,2 рабочих дней на 100 работающих).
Финансирование органами Фонда средств на выплату пособий в случаях, когда сумма начисленных пособий превышала сумму начисленных обязательных страховых взносов, и в связи с несвоевременной выплатой заработной платы производилось 3 058 плательщикам республики, что составляет 0,6 % от общего числа плательщиков.
В 2012 году органами Фонда в рамках компетенции проводилась работа (консультации, разрешение спорных вопросов) по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 «О единовременной материальной помощи» в части выплаты плательщиками единовременной материальной помощи получателям пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Единовременная материальная помощь получателям пособий выплачена на сумму 135,3 млрд. руб.
По вопросам назначения и выплаты пособий органами Фонда проведено 1315 семинаров и учеб с бухгалтерскими работниками плательщиков, в средствах массовой информации размещено 685 публикаций, проведено 215 выступлений по радио и телевидению. В истекшем году активизировало работу по обучению плательщиков Гродненское областное управление, которое стало лидером по данному направлению (проведено 375 семинаров и учеб, на которых обучен 12 091 бухгалтерский работник, в 2011 году – 89 семинаров и учеб, на которых обучено 5 782 человека).
Центральным аппаратом Фонда производилась выплата пенсий 13 083 иностранным пенсионерам, проживающим в Республике Беларусь, и 3 876 пенсионерам Республики Беларусь, проживающим за границей. Количество белорусских пенсионеров, проживающих за границей, за истекший год увеличилось на 97,1 %, а иностранных пенсионеров, проживающих на территории республики, – на 27,6 %.
Для обеспечения полного и своевременного учета организаций в качестве страхователей, а также учета рабочих мест с особыми условиями труда проанализирована и упорядочена база данных страхователей за период с 2009 года. Количество страхователей на 01.01.2013 составило 12 582.[11]
Заключение
В Республике Беларусь сохраняется солидарный характер социальной защиты, основанной на распределительном принципе. Одновременно новый порядок учета усиливает зависимость размера пенсий от вклада каждого работающего на протяжении его трудового стажа. Появление накопительной компоненты в системе пенсионного обеспечения снимает ограничения с максимального размера пенсий.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.
Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.
Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг.
К сфере социальной защиты населения относятся понятия социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания. Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:
- материальное обеспечение
- обеспечение пособиями и
Согласно изученного материала можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь предполагается организовать систему социальной защиты, включающую в себя следующие элементы защиты:
Кроме того, будет поощряться осуществление гражданами добровольного страхования на случай наступления социальных рисков.
Для более эффективного управления и контроля над всеми социальными выплатами разработана общегосударственная система персональной идентификации и национальная база данных с присвоением каждому гражданину персонального идентификационного кода.