Проблемы конкуретноспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа существующего ассортимента товара разработать предложения по его совершенствованию и повышению конкурентоспособности. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Анализ экономического состояния предприятия
Анализ формирования ассортимента товара.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности мебельных товаров 6
1.1 Формирование ассортимента товара 6
1.2 Качество товара 11
1.3 Конкурентоспособность товара 14
Глава 2. Анализ ассортимента, качества и конкурентоспособности мебельных товаров на примере ООО "Роман" 17
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ формирования ассортимента мебельных товаров 17
2.3 Конкурентоспособность мебельных товаров 24
Глава 3. Пути совершенствования формирование ассортимента, качества, конкурентоспособности мебельных товаров на примере ООО "Роман" 29
3.1 Разработка предложений по формированию ассортимента мебельных товаров и повышению их конкурентоспособности 29
Заключение 35
Список используемых источников и литературы 37
тимент конкурентоспособность мебельный органолептический

Файлы: 1 файл

kursovaya_problemy_konkurentnosp.docx

— 120.92 Кб (Скачать файл)

Дифференциация товаров  представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров  конкурентов.

Элиминация товара – это  выделение в товарной номенклатуре таких товаров, которые выглядят сомнительными с точки зрения дальнейшей привлекательности на рынке  и подлежат переаттестации.

Большое значение для правильного  формирования ассортимента имеет концепция  жизненного цикла товара.

1.2 Качество товара

При разработке товарной политики необходимо принять решение об уровне качества и прочих отличительных  характеристиках и свойствах, которые  будут обеспечивать конкурентоспособность  товара на рынке. Качество товара является одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец.

Качество товара – совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность  выполнять свои функции [7, с. 59].

Основные сопоставляющие качества различаются в зависимости  от того, рассматривается ли качество товара или качество услуг.

Качество товара включает следующие составляющие: функциональное соответствие; дополнительные функции; соответствие нормам и стандартам; долговечность; надежность; сервис; эстетичность; восприятие (репутация, имидж) [7, с. 64].

Нормативные параметры товаров  включают параметры, отражающие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами, законодательством на рынке, где  эту продукцию предполагается продавать.

Качество услуги включает следующие факторы: компетентность фирмы; надежность деятельности и обязательность фирмы; отзывчивость и внимательность сотрудников; доступность коммуникаций и общения ; быстрое понимание  потребностей клиента; безопасность обслуживания в юридическом, финансовом и моральном  отношении); представительность инфраструктуры фирмы и культура обслуживания. [7, с. 71]

Свойство – это объективная  особенность продукта, проявляющаяся  при его создании, эксплуатации и  потреблении, транспортировании, хранении, ремонте. У каждого товара множество  свойств, однако, в структуру качества входят лишь те, от которых зависит  его применение.

Среди них особое значение имеют свойства, которые проявляются  в процессе эксплуатации или потреблении  и называются потребительскими. Некоторые  из этих свойств поддаются объективному замеру.

Потребительские свойства подразделяются на группы, подгруппы и другие классификации. На низших ступенях классификации находятся  естественные свойства (химические, физические, физико-химические) и показатели конструкции, которые могут быть непосредственно измерены. От естественных свойств во многом зависят показатели вышележащих уровней классификации.

На высших ступенях классификации  потребительские свойства подразделяются на социальные, функциональные, эргонометрические, эстетические, экологические, экономические  и другие. При неизменных значениях  естественных свойств эти свойства могут определять полезность товара, его общественную ценность. Они определяются уровнем производства, характером материальных и духовных потребностей общества, эмоционально-психологическими факторами.

Социальные свойства изделий  характеризуют общественную потребность  в товарах с данной функцией, функциональные – полезность товара, т.е. способность  выполнять свои функции. Эргономические свойства отражают гигиеничность, удобство и комфорт эксплуатации изделия  в системе "человек – изделие  – среда", а эстетические –  способность товара через внешние  признаки формы выражать свою общественную ценность.

Важнейшими свойствами, входящими  в структуру качества и влияющими  на применение товара, являются уровень  комфортности и надежность.

Уровень комфортности –  относительная характеристика товара, которая формируется при создании и производстве, а оценивается  при потреблении. [] Оценка комфортности связана с субъективным восприятием  потребителем степени соответствия товара его заявленным свойствам. Чем  выше оценка уровня комфортности, тем  выше репутация фирмы-производителя, фирмы – продавца у покупателя, тем больше круг реальных и потенциальных  клиентов может иметь фирма.

Надежность товара - это  свойство товара сохранять работоспособность  до наступления предельного состояния  при установленной системе эксплутационного обслуживания и ремонта.[14, с. 120]. Надежность товара это комплексный показатель функционирования продукта, который  выражается через такие понятия, как долговечность, ремонтопригодность, безопасность товара.

Долговечность определяет для  покупателя предполагаемую продолжительность  нормальной эксплуатации, использования  товара. При оценке долговечности  товара следует учитывать его  назначение и сроки физического  и морального износа.

Ремонтопригодность товара определяет возможность предупреждения и обнаружения причин возникновения  его отказов, повреждений и устранения их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность товара отражает уровень  будущих (после приобретения) затрат потребителя на восстановление пригодности  к эксплуатации вышедшего из строя  продукта.

Существенным свойством  товара, которое может определять его дополнительные возможности, является безопасность товара. Это свойство отражает недопустимость ситуаций, опасных  для людей и окружающей среды.

1.3 Конкурентоспособность товара

Понятие конкурентоспобности  является ключевым понятием в современной  экономике. Однако современная экономическая  наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории  «конкурентоспособность», так и  единого общепринятого подхода  к методам ее оценки и формирования.

В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать  на рынках товаров и услуг. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень доходов и  заработной платы, оставаясь открытыми  для международной конкуренции.

М. Портер определяет конкурентоспособность  как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими  там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

В современной экономике  все чаще термин «конкурентоспособность»  используется для определения категорий  разного уровня: конкурентоспособность  товара, фирмы, отрасли национальной экономики, государства. В данной курсовой работе будут рассматриваться теоретические  и практические аспекты конкурентоспособности  товара.

Конкурентоспособность товара, предложенного какой-либо фирмой (успех  в конкуренции), можно оценить  сокращением (абсолютным или относительным) продаж других фирм конкурентов при  сбыте традиционных товаров и  сокращением потенциальных возможностей сбыта других компаний при сбыте  новых изделий.

Все это заставляет производителей внимательно исследовать факторы, определяющие конкурентоспособность  разрабатываемых и выпускаемых  на рынок товаров с целью выбора необходимых действий для усиления своих конкурентных позиций.

Однако управление конкурентоспособностью товара не является самоцелью, а служит эффективным средством решения  поставленных задач, например закрепление  или расширение определенного рыночного  сегмента, определяющего в конечном итоге величину полученной прибыли  и эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия  и др.

До начала 90-х гг. прошлого столетия в отечественной науке  можно выделить два основных направления  исследований конкурентоспособности  продукции:

- научные исследования  и разработка практических приложений  по оценке конкурентоспособности  экспортной продукции (М.А. Татьянченко,  P.M. Тихонов, А.Н. Литвиненко, П.С. Завьялов, BE. Демидов, Ю.А. Савинов, Ф.М. Левшин и др.);

- обеспечение конкурентоспособности  через разработку научных и  методологических основ систем  управления качеством и техническим  уровнем продукции (В.В. Бойцов, А.В. Гличев, Г.Н. Бобровников, В.В.  Кочетов, Л.Я. Шухгалтер и др.).

Как правило, в конкурентоспособности  товара выделяются две основные группы свойств. К первой группе можно отнести  параметры, в которых отражена полезность вещи; ко второй – параметры, определяющие издержки потребителя на удовлетворение этой потребности.

По этим параметрам в основном и происходит оценка конкурентоспособности  товаров на рынке. Однако перечень факторов, подлежащих учету при оценке уровня конкурентоспособности товара на рынке, постоянно расширяется.

Следует разграничивать понятия  «конкурентоспособность продукции» и  «конкурентоспособность товара».

В понятие «конкурентоспособности товара» входит не только изделие  как таковое, но и все остальные  составляющие (такие как качество, цена, послепродажное техническое обслуживание и экономия (прибыль), которую следует  ожидать от его эксплуатации). Все  эти аспекты, так или иначе  предстающие перед покупателем, в конечном итоге оказывают влияние  на первую покупку и на намерение  сохранить приверженность товарам  данного предприятия, т.е. стать его  постоянным клиентом.

В этой связи по отношению  к конкурентоспособности продукции  можно говорить о потенциальной  конкурентоспособности товара, закладываемой  на стадии проектирования и изготовления и реализуемой при дальнейшем продвижении к потребителю и  последующем эффективном использовании.

Глава 2. Анализ ассортимента, качества и конкурентоспособности мебельных товаров на примере ООО "Роман"

2.1 Организационно-правовая  характеристика предприятия

 

Данное предприятие относится  к предприятиям розничной торговли. Общество с ограниченной ответственностью "Роман" образовано 1 августа 1999 года. Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах принятия хозяйственных решений. Основной целью общества является:

  • получение прибыли.
  • удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах;
  • розничная реализация мебельных товаров;

Общество действует в  соответствии с Уставом предприятия, основной вид деятельности – розничная  торговля мебелью и сопутствующими товарами.

2.2 Анализ формирования ассортимента мебельных товаров

Ассортиментная политика – наиболее важный из всех инструментов, с помощью которых предприятие  работает на рынке. Её задача состоит  в том, чтобы в каждый данный момент (и в разумной перспективе) набор  товаров, выпускаемых фирмой, оптимально соответствовал нуждам потребителей, как по качественным характеристикам, так и в отношении количественных объемов.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить  на три этапа.

На первом этапе устанавливается  групповой ассортимент товаров, то есть определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учётом действующих принципов  размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых  исследований в области целевого рынка. С учётом этого определяется место и роль магазина в общей  системе торгового обслуживания города. Ассортимент магазина ООО "Роман" представлен непродовольственными товарами в основном предварительного выбора (мебель и сопутствующие товары).

Второй этап предусматривает  установление количественного соотношения  отдельных групп товаров в  магазине, то есть рассчитывается структура  группового ассортимента. Структура  группового ассортимента устанавливается  с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов. Рассмотрим структуру товарооборота  ООО "Роман" (Таблица 1.).

Таблица 1. Анализ структуры товарооборота ООО "Роман"

Товарная группа

2009 год

2010 год

Отклонение (+, -)

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

Мебель

2970

99

4599

97,4

1629

-1,6

54,8

Сопутствующие товары

30

1

118

2,6

88

-1,6

293,3

Итого:

3000

100

4717

100

1717

-

57,2


 

Анализируя данные таблицы  1, необходимо отметить, что наибольший удельный вес в товарообороте занимают следующие товарные группы: мебель(99 % в 2004 г. и 97,4 % в 2010 году), сопутствующие товары (1 % и 2,6 %). По сопутствующим товарам удельный вес в розничном товарообороте увеличился. В целом структура товарооборота ООО "Роман" изменилась незначительно.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным  признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспеченно соответствие предлагаемого ассортимента товаров  спросу населения. Учитывают также  влияние различных факторов на построение ассортимента в каждом конкретном розничном  торговом предприятии. Таким образом, формирование ассортимента товаров  в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, то есть должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению комплектность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

Информация о работе Проблемы конкуретноспособности