Процесс управления трудовым коллективом на микроэкономическом уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:01, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования в дипломной работе является изучение и анализ системы управления персоналом и разработка рекомендаций ее совершенствования на конкретном предприятии.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты, касающиеся управления поведением персонала;
2) проанализировать действующую систему управления персоналом в исследуемом предприятии;
3) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...
4
1. Теоретические основы управления персоналом организации
7
1.1 Концепция управления персоналом …………………………….
7
1.2 Сущность, значение и содержание системы управления персоналом организации ………………………………………...................
13
1.3 Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом……….................................................................
24
1.4 Процесс формирования трудовых коллективов в рамках кадровой политики предприятия .…………………………………….
31
2.Анализ системы управления персоналом в обществе с ограниченной ответственностью ООО «ОП НИИ ПКД»…………………………………
2.1 Организационно-правовая, социальная и экономическая характеристика ООО «ОП НИИ ПКД»……………… ……………….....
38
38
2.2 Анализ функционирования системы управления персоналом в ООО «ОП НИИ ПКД»………………………………………………………
48
3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «ОП НИИ ПКД»………………………
57
3.1 Формирование системы управления организации ……………
57
3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………………..
3.3Экономическая и социальная эффективность совершенствования системы управления персоналом………………………………………….
59
65
Заключение………………………………………………………....
68
Список использованных источников……………………………..
71

Файлы: 1 файл

Диплом ООО «ОП НИИ ПКД».doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 84 с., 8 таб., 3 рис., 30 источ., 8 прил.

ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ, ТРУДОВОЙ ДОГОВОР, ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ, АТЕССТАЦИЯ, КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА, УСТАВ, КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПРОТОКОЛ , КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ.

 

Предметом исследования является – процесс управления трудовым коллективом на микроэкономическом уровне, а объектом исследования – ООО «ОП НИИ ПКД».

Цель данной дипломной работы: изучение и анализ системы управления персоналом и разработка рекомендаций ее совершенствования на конкретном предприятии.

В данной дипломной  работе дана характеристика персонала  в составе трудового коллектива ООО «ОП НИИ ПКД» как объекта управления в рамках системы управления персоналом, раскрыты теоретические аспекты, касающиеся управления поведением персонала, проведен анализ эффективности использования персонала в динамике функционирования системы управления персоналом в ООО «ОП НИИ ПКД», предложены пути решения проблем совершенствования его управления с учётом использования зарубежного опыта развитых рыночных стран.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

___________________________

                                                                             (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………...

4

1. Теоретические основы управления персоналом организации

7

1.1 Концепция управления персоналом …………………………….

7

1.2 Сущность, значение и содержание системы управления персоналом организации ………………………………………...................

 

13

1.3 Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом……….................................................................

 

24

1.4 Процесс формирования  трудовых коллективов в рамках  кадровой политики предприятия .…………………………………….

 

31

 2.Анализ системы управления персоналом в обществе с ограниченной ответственностью ООО «ОП НИИ ПКД»…………………………………

2.1 Организационно-правовая, социальная и экономическая характеристика ООО «ОП НИИ ПКД»……………… ……………….....

 

38

 

38

2.2 Анализ функционирования системы управления персоналом в ООО «ОП НИИ ПКД»………………………………………………………

 

48

3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «ОП НИИ ПКД»………………………

 

57

3.1 Формирование системы управления организации ……………

57

3.2 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………………..

3.3Экономическая и социальная эффективность совершенствования системы управления персоналом………………………………………….

 

59

 

65

Заключение………………………………………………………....

68

Список использованных источников……………………………..

71

Приложения………………………………………………………...

74


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление  персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способной  многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом на предприятии» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное  совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки, наилучшего производственного опыта.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических  и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

В условиях рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

Актуальность темы дипломной работы «Управление персоналом на предприятии» объясняется условиями жесткой конкуренции на рынке. Известно, что важнейшая составляющая конкурентоспособности напрямую зависит и обеспечивается персоналом фирмы и системой управления персоналом.

Степень разработанности  проблемы дипломной работы на тему «Управление персоналом на предприятии» была исследована с помощью написанных в последние годы учебников и учебных пособий многих авторов, а также исследовательских работ известных ученых, таких как Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование», Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Мотивация в управленческой деятельности, Зайцев Л.Г., Соколова М.И. «Организационное поведение» и так далее. Из этого списка особенно хотелось бы выделить книгу Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. Задачей этой книги является привлечение внимания менеджера по персоналу к вспомогательным средствам, позволяющим лучше справляться с отбором персонала на предприятие, для улучшения показателей деятельности организации Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2011 г. Комплекс этой литературы позволяет исследовать тему дипломной работы «Управление персоналом на предприятии» полностью.

Целью исследования в дипломной работе является изучение и анализ системы управления персоналом и разработка рекомендаций ее совершенствования на конкретном предприятии.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

1) раскрыть теоретические аспекты, касающиеся управления поведением персонала;

2) проанализировать действующую систему управления персоналом в исследуемом предприятии;

3) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в исследуемом предприятии.

Объект исследования – Управление персоналом на предприятии.

Предмет исследования – организация управления персоналом ООО «ОП НИИ ПКД».

Направления и методы совершенствования управления персоналом ООО «ОП НИИ ПКД».

Методы исследования – сбор, обобщение и систематизация информации использовались в первой главе где были выявлены теоретические основы управления персоналом организации, анализ и синтез были основными методами во второй главе. Сравнительный метод позволил выявить недостатки существующей системы управления персоналом в конкретной организации и на этой основе выработать предложение по усовершенствованию системы управления персоналом.

Работа содержит введение (обоснование актуальности избранной темы, постановка целей и задачи исследования), основную часть, заключение (содержащее выводы и предложения), а также список использованных источников.

В первой главе дипломной работы раскрыта сущность, содержание и концепция системы управления персоналом, отражены регулирующие ее нормативно-правовые и методические нормы.

Вторая глава  представляет анализ действующей системы  управления персоналом в исследуемом  предприятии.

В третьей главе  приводятся рекомендации по совершенствованию работы с персоналом в исследуемом предприятии.

 

1. Теоретические основы управления персоналом организации

1.1 Концепция  управления персоналом

 

В теории и практике менеджмента на протяжении XX века использовался  целый ряд терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: рабочая сила, кадры, персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы. Термин раскрывает различные аспекты управления персоналом, изменения общественных взглядов.

Развитие менеджмента  в XX веке сопровождалось стремительным изменением общественных взглядов, осознанием роли человека в сфере производства. Практический опыт и научные исследования позволили сформулировать концепции управления персоналом [12,с.86].

Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.

Технология  управления персоналом предполагает организацию  найма, отбора, приема персонала, его  деловую оценку, профориентацию и  адаптацию, обучение, управление его  деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала [12,с.96].

Основу концепции  управления персоналом организации  в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Изменения в экономической  и политической системах в нашей  стране одновременно несут как большие  возможности, так и серьезные  угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации [15,с.16].

Первый – иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – это отношения «власти – подчинения», давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы  воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации [12,с.12].

При переходе к  рынку происходит медленный отход  от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным отношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Главное внутри организации  – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку [18,с.12].

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.

В ряде организаций формируются  системы управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя  директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение  к работе с кадрами.

Управление персоналом организации опирается не только на законы и закономерности, изучаемые различными науками, связанными с управлением (теория управления, экономическая кибернетика и др.), но и на закономерности, присущие только этому процессу [5,с.106].

Принципы управления персоналом (ПУП) – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы, люди открывают закономерности, ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными. Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов:

  1. научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства;
  2. отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;
  3. линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.

Информация о работе Процесс управления трудовым коллективом на микроэкономическом уровне