Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:04, реферат
Суть процессного подхода заключается в том, что каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждого сотрудника сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретной задачи или процесса.
При этом основной целью систем менеджмента качества становится не обеспечение качества продукции, а удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон и увеличение ценности для каждой из заинтересованных сторон. С современных рыночных позиций все процессы, необходимые для получения конечных результатов деятельности организации и приносящие ей доход, относятся к бизнес-процессам. В 1980 г. известным американским экономистом М. Портером (M. Porter) в работе «Competitive Strategy» было введено понятие «цепочка ценностей», включающее все взаимодействующие при создании продукции стороны (поставщика, производителя, потребителя), что явилось толчком к новым подходам при выборе стратегии бизнеса. Согласно М. Портеру, ценность организации измеряется той стоимостью, которую покупатели готовы заплатить за ее товары и услуги. Бизнес будет прибыльным, если ценность, которую он
создает, превышает издержки, связанные с осуществлением всех видов
деятельности. Чтобы достичь конкурентного преимущества, организация
либо должна выполнять эти виды деятельности с более низкими издерж-
ками, либо выполнять их таким образом, чтобы это привело к надбавке к
цене, т.е. к большей ценности организации с учетом экономических инте-
ресов всей совокупности поставщиков и потребителей.
Однако, термины «процесс», и «бизнес-процесс» не равнозначны.
Под процессом обычно подразумевается определенная совокупность дей-
ствий, направленных на достижение поставленной цели на основе преоб-
разования входов в выходы. Тогда как бизнес-процесс – это такой про-
цесс, в результате которого достигается конкретная коммерческая (пред-
принимательская) цель деятельности компании (а связанное множество
бизнес-процессов направлено на выпуск продукции). Далеко не каждый
процесс может называться «бизнес-».
Если все процессы организации взаимодействуют друг с другом на
основе входов и выходов (в том смысле, что выходы одного процесса яв-
ляются входами в другой или другие процессы1
), то совокупность процес-
сов или процессная модель будет представлять собой цепочку взаимодей-
ствующих процессов, каждый из которых влияет на функционирование
как других процессов, так и системы в целом. При этом связи между про-
цессами будут проявляться не только на уровне взаимодействия входов и
выходов, но и в том, что результат выполнения одного процесса влияет на
издержки и эффективность других.
Переход к процессно-ориентированному менеджменту в рамках сис-
тем менеджмента качества предопределил появление нового подхода к
оцениванию качества продукции, суть которого заключается в следую-
щем: каждый из процессов обладает набором параметров, характеризую-
щих его протекание и способность процессов достигать запланированных
результатов (ISO 9001), поэтому возможно, используя мониторинг про-
цессов, судить о качестве продукции по отклонениям характеристик про-
цесса от заданных (установленных) значений. Однако использование это-
го метода возможно только в случае умеренной стохастичности процессов
и при наличии данных о влиянии отклонения каждого из параметров на
качество конечной продукции.
Принципиальное отличие процессного подхода от функционального
заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется
не на функциях, выполняемых различными подразделениями и должност-
ными лицами, а на межфункциональных видах деятельности, объединяю-
щих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные ре-
зультаты деятельности. При этом главное внимание обращается не на вер-
тикальные (иерархические) связи в организационной структуре, которые
традиционно хорошо отлажены, а на горизонтальные (связи между функ-
циональными подразделениями), являющиеся наиболее слабыми и потому
представляющие реальную опасность для прочности организационной
структуры и надлежащего функционирования системы менеджмента.
Перспектива процесса дает необходимую интеграцию, гарантируя, что ре-
альная рабочая практика эксплицитно связана со всей работой фирмы.
Определяющее методологическое достоинство процессного подхода за-
ключается, прежде всего, в неразрывности менеджмента на стыках дея-
тельности подразделений и должностных лиц.
Следует отметить, что процесс (преобразование входов в выходы
посредством использования ресурсов) понятие достаточно емкое, и сами
процессы включают множество различных аспектов, поэтому зачастую
процессы делятся на подпроцессы – своеобразные «минипроцессы», про-
текающие параллельно и в совокупности образующие процесс. Соответст-
венно, подпроцесс – это часть процесса, представляющая собой закончен-
ный цикл деятельности, преобразующий входы в выходы, и протекающий
параллельно другим циклам в рамках одного процесса. Подпроцессы, в
свою очередь, подразделяются на виды деятельности. Несмотря на доста-
точно частое упоминание видов деятельности в специальной литературе,
ни одним из авторов не дается их определение (в отличие от определения
процесса). Рассмотрим данное понятие.
Деятельностью является такое взаимодействие человека и среды, в
процессе
2
которого он добивается какой-либо сознательной цели, то есть
это реальная связь субъекта с объектом, где субъектом выступает лич-
ность, движимая определенными мотивами и преследующая конкретные
цели. Общая структура любой деятельности состоит из четырех звеньев:
цель – мотив – способ – результат. Наличие цели является неотъемлемым
признаком деятельности; выражение «бесцельная деятельность» вообще не имеет смысла. Цель деятельности – это идеальные представления о ее
будущем результате, которые, как закон, определяют характер и способы
действия человека. Таким образом, процессы состоят из операций, видов
или актов деятельности. При этом вид деятельности (операция) – это вы-
деленная определенным образом часть всей совокупности деятельности,
осуществляемой организацией при производстве продукции (услуги).
В процессе виды деятельности могут выступать как этапы, стадии, опера-
ции или действия преобразования. Виды деятельности в рамках подпро-
цессов представляют собой линейную цепочку взаимодействия.
Требования к применению процессного подхода установлены в раз-
личных международных и национальных стандартах. Как уже было сказа-
но выше, базовыми документами, в которых приведены требования к вне-
дрению процессного подхода в рамках функционирования систем менедж-
мента качества, являются ISO 9000 «Системы менеджмента качества –
Основы и словарь», ISO 9001 «Системы менеджмента качества – Требова-
ния» и ISO 9004 «Управление устойчивым успехом организации. Подход,
основанный на менеджменте качества». Тем не менее, было бы абсолютно
неверным считать, что развитие процессного подхода заканчивается раз-
работкой международных стандартов ISO серии 9000.
Менеджмент, как наука об управлении, находится в постоянном
развитии, при этом изменяются и подходы к управлению качеством – из-
менение взглядов на менеджмент и появление инновационных форм
управления приводят к пересмотру и появлению новых стандартов, со-
держащих требования к осуществлению менеджмента организаций.
В рамках стандартизации требований к процессному управлению следует
отметить появление международных отраслевых и национальных стан-
дартов.
Основные требования, касающиеся реализации процессного подхо-
да, установленные в ISO 9001, приведены в таблице 1.
Требования к реализации процессного подхода также содержатся в
большинстве отраслевых стандартов на системы менеджмента качества,
принятых или пересмотренных после 2000 года. Например, ISO/TS 16949
«Системы менеджмента качества – Особые требования по применению
ISO 9001:2008 для организаций-
частей для автомобильной промышленности», ISO 22000 «Системы ме-
неджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям
в цепи производства и потребления пищевых продуктов», ISO 13485 «Ме-
дицинские изделия. Системы менеджмента качества. Системные требова-
ния для целей регулирования», IRIS «Всеобщая система менеджмента
бизнеса для железнодорожной отрасли» и другие.
Большинство международных стандартов приняты в Российской
Федерации как национальные.
Можно отметить следующие преимущества применения процессно-
го подхода:
Процессный подход придает единую направленность менеджменту и
производству, которое, независимо от того, как структурируется ор-
ганизация, имеет, как правило, горизонтальную направленность
и носит строго процессный характер.
За счет сокращения
иерархических уровней
туры процессный подход позволяет упростить обмен информацией
между различными подразделениями.
Переход к процессному
подходу позволяет
ность в системе менеджмента качества не в статике, а в динамике,
когда деятельность в системе должна постоянно улучшаться на ос-
нове соответствующих измерений и анализа.
Процессный подход
акцентирует внимание
действии подразделений и должностных лиц, что дает возможность
устранять «ничейные поля», т.е. участки деятельности, выпадающие
из-под влияния системы менеджмента качества.
Процессный подход характеризуется большей по сравнению с функ-
циональным подходом способностью к совершенствованию ме-
неджмента, что крайне важно в условиях возрастающей конкурен-
ции, с которой постоянно сталкиваются организации.
Процессный подход
расширяет возможности
тии их бизнеса. В соответствии с этим требование ISO 9001 о необ-
ходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной
ценности можно считать одним из центральных в практике приме-
нения процессного подхода.
Деятельность любой организации – это реализация процессов. Тем
не менее, существует целый ряд проблем, связанных с внедрением про-
цессного подхода:
непонимание менеджментом
необходимости внедрения
подхода как идеологии;
неготовность к серьезным
изменениям в структуре
панией (и в организационной структуре);
построение системы процессов, неадекватной реальному бизнесу
компании;
ошибки при создании системы показателей, увязке процессов и по-
казателей;
неспособность создать систему постоянного улучшения процессов
(т. е. внедрить цикл PDCA);
и другие
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
В ОРГАНИЗАЦИИ
Любая организация, которая хочет сохранить и улучшить позиции на
рынке в долгосрочном периоде, должна ориентироваться в своем развитии
на потребителей (как внешних, так и внутренних) и управлять процесса-
ми. Неэффективные внутренние процессы снижают рентабельность и кон-
курентоспособность организации, поэтому для организации важно свое-
временно и адекватно реагировать на изменения внешней среды соответ-
ствующими изменениями внутри организации. Сотрудники будут знать,
как именно выполнять свою работу. Четкая структура взаимосвязи всех
процессов организации позволит повысить «прозрачность» работы.
Переход предприятия к процессно-ориентированному управлению
предполагает:
идентификацию процессов,
развертывание процессов,
документирование процессов,
определение
После того, как выполнена работа по идентификации требований по-
требителя и трансформации их в характеристики (параметры качества)
продукта, производитель может приступать к определению (выделению,
идентификации) процессов, необходимых для создания продукции.
Идентификация процессов – первоочередная и, пожалуй, самая
сложная работа, которую следует выполнить при реализации процессного
подхода. Так как не существует стандартного перечня процессов, органи-
зации следует самой определить состав процессов, выполнение которых
необходимо для выпуска продукции, отвечающей требованиям потреби-
телей. Этот состав должен отражать специфику производства и ведения
бизнеса организации.
Первоначально, исходя из миссии и видения, высший менеджмент
организации должен определить состав основных направлений своего
бизнеса. В каждой организации может осуществляться один или несколь-
ко основных бизнесов разной степени сложности. Для установленных ос-
новных бизнесов организации определяются реализующие их процессы.
Как показывает практика, идентифицировать полный состав бизнес-
процессов в организации с первого раза удается крайне редко. Поэтому,
как правило, сначала формируется временный перечень процессов, а уже
затем, по мере более глубокого анализа деятельности организации, этот
перечень корректируется в сторону наиболее полного отражения специ-
фики деятельности организации. 20
Определение (на концептуальном уровне) состава процессов систе-
мы менеджмента качества происходит на основе таких идентифицирую-
щих признаков, как:
наличие совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих ви-
дов деятельности (таких видов деятельности в процессе должно быть
не меньше двух, и деятельность должна носить повторяющийся ха-
Информация о работе Процессный подход к управлению затратами