Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:04, реферат
Суть процессного подхода заключается в том, что каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждого сотрудника сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретной задачи или процесса.
Лучший в отрасли – процессы эффективны, характеризуются низки-
ми затратами, небольшой длительностью цикла и незначительными
потерями из-за отказов. Результаты превосходят некоторые требова-
ния потребителей.
Эффективная организация – процессы стабильны, хотя возможно
улучшение показателей работы, сокращение длительности цикла и
снижение себестоимости. Результаты соответствуют всем требова-
ниям потребителей.
Неэффективная организация – процессы нестабильны, требуется
серьезное улучшение показателей работы. Результаты соответствуют
некоторым требованиям потребителей.
Неконкурентоспособная организация – процессы имеют серьезные
дефекты, характеризуются большой длительностью цикла, высокими
затратами и себестоимостью, большими потерями из-за отказов. Ре-
зультаты не соответствуют требованиям потребителей.
Согласно рекомендациям ISO по процессному подходу, результа-
тивность и эффективность процесса могут определяться путем проведе-
ния анализа внутренних и внешних факторов и оцениваться по шкале
развития. Такая шкала, как правило, содержит уровни развития от «нет
формализованной системы» до «лучшие показатели в классе». Преиму-
щества такого подхода состоят в том, что результаты документируются и
отслеживаются через определенное время для достижения целей улуч-
шения.
Анализ процессов – деятельность, предпринимаемая для выявления
причин их неадекватности, недостаточной результативности, эффективно-
сти и удовлетворенности потребителей.
Анализ процессов проводится с учетом их причинно-следственных
функциональных взаимосвязей. При этом для анализа могут выбираться
самые различные методы и инструменты. Возможно, например, использо-
вание семи основных инструментов контроля качества (контрольные ли-
стки, гистограммы, диаграммы разброса, диаграммы Парето, стратифика-
ция, схемы Исикавы, контрольные карты), семи инструментов управления
(диаграммы сродства, диаграммы связей, древовидные диаграммы, мат-
ричные диаграммы, стрелочные диаграммы, сетевые графики, блок-схемы
принятия решений, а также методы развертывания функций качества
(QFD)) и др.
Выбор стратегии и методов улучшения процессов. При выборе
стратегии улучшения должны учитываться как степень требуемых улуч-
шений, так и текущая оценка процессов.
Согласно ISO 9004, имеются два основных подхода к осуществле-
нию постоянного улучшения процессов: 36
a) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению су-
ществующих процессов, или к внедрению новых процессов
(обычно их осуществляют комплексные группы за рамками по-
вседневных операций);
б) деятельность по постепенному постоянному улучшению (такая
деятельность проводится работниками в рамках существующих
процессов).
Стратегия прорыва может привести к наиболее эффективному улуч-
шению. Однако такая стратегия не может, как правило, относиться к
большому, тем более ко всему составу бизнес-процессов. Стратегия про-
рыва может быть направлена на резкое повышение эффективности как от-
дельного процесса, так и бизнеса в целом.
Стратегия постепенного постоянного улучшения может быть рас-
пространена на все процессы. Чаще всего такая стратегия направлена на
улучшение отдельных операций процесса и на повышение его стабильно-
сти и результативности. Устанавливаемые в этом случае цели включают
снижение вариабельности процесса, сокращение времени цикла, снижение
затрат и др.
Независимо от выбранной стратегии, улучшение связано с превы-
шением достигнутых результатов деятельности. Этим оно отличается от
корректирующих или предупреждающих действий, целью которых яв-
ляется устранение причин существующих или потенциальных несоот-
ветствий.
Любое улучшение должно осуществляться на плановой основе. При
этом приоритетность целесообразно отдавать критическим процессам
(при стратегии прорыва) или ключевым процессам (при стратегии посте-
пенного постоянного улучшения). Важно, чтобы планирование улучшения
носило системный характер и осуществлялось с учетом взаимосвязей про-
цессов, охватываемых системой менеджмента качества. Нельзя забывать
об опасности несистемных, разрозненных улучшений, что может привести
в конечном счете к отрицательному результату. Так, например, улучшение
процесса определения спроса потребителей с целью увеличения портфеля
заказов организации может оказаться непродуктивным, так как вызванный
вследствие этого спрос превысит возможности производства и системы
менеджмента качества организации.
Улучшение процессов следует рассматривать как фактор накопления
стратегических активов организации, включающих патенты, авторские
права, торговые марки, качество продукции, географическое положение и
мастерство работников.
Подводя итог изложенному, представляется возможным предложить
развернутую схему порядка реализации процессного подхода в организа-
ции, показанную на рис. 9.
Информация о работе Процессный подход к управлению затратами