Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является предложение рекомендаций по совершенствованию обслуживания рабочего места.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
• изучение теоретических основ;
• анализ состояния организации и обслуживания рабочего места;
• внедрение рекомендаций по совершенствованию обслуживания рабочего места;
• определение эффективности предложенных рекомендаций.
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Сущность организации рабочих мест 10
1.2 Современные требования к организации рабочих мест персонала 16
2 Аналитическая часть 16
2.1 Общая характеристика ООО «Гарант» 16
2.2 Анализ структуры управления ООО «Гарант». 20
2.3 Анализ организации рабочего места специалистов 22
2.4 Анализ планировки рабочего места и оценка уровня её рациональности 29
2.5 Перечень оборудования, оснастки и инструментария 35
Выводы по аналитической части. 38
3 Практическая часть 40
3.1 Рекомендации по совершенствованию организации рабочего места и определение эффективности
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Из таблицы 1 видно, что объём реализации услуг увеличивается с каждым годом, но в 2010 году не так значительно, всего лишь на 2,9%, когда в 2009 по сравнению с 2008 – на 17,2%. Среднесписочная численность изменяется незначительно: в 2009 уменьшается на 1 человека, в 2010 увеличивается на 2. Производительность труда уменьшается в 2010 на 1% –это является отрицательной тенденцией, тем более что фонд заработной платы увеличивается на 15,7%. Но это противоречит правилу, по которому рост производительности должен превышать рост заработной платы.
Следовательно, нужно сделать выводы о том, что руководству фирмы стоит задуматься над сложившейся ситуацией и сделать грамотные управленческие решения по устранению данной проблемы.
В турфирме «Гарант» существует линейно-функциональная организационная структура. Этот вид структуры наиболее приемлем для турфирмы, так как она имеет небольшой штат сотрудников. И эта организационная структура является оптимальным вариантом для общества с ограниченной ответственностью. Она представляет собой синтез линейной и функциональной организационных структур. В ее основу положены вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным службам организации (маркетинг, работа с клиентами, планирование, финансы, реклама и др.). При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но функции, относящиеся ко всей организации, например кадровая политика, подготовка производства, планирование сроков и контроль их выполнения и т.д., выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения. Руководители линейного и функционального отделов имеют право на совместное принятие решений для соответствующего отдела организации. За конечный результат организации в целом отвечает ее руководитель, задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам. К достоинствам данной системы управления относятся: высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков; централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации; функциональная специализация и опыт; высокий уровень использования потенциала специалиста по функциям; экономичность, достигаемая за счет однородности работ и рынков. Практика показывает, что на формирование уровней организационной структуры оказывают влияние такие факторы, как масштабы и вид организации, направления ее деятельности, число стратегических бизнес-единиц, стратегические планы и др.
Организационная структура фирмы «Гарант» представлена в Приложении 1
В ООО «Гарант» генеральный директор является главной фигурой, которой подчиняются 2 подразделения, заместитель и коммерческий директор. Генеральный директор является представителем администрации фирмы, в которую также входят его заместитель, коммерческий директор, главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, начальник отдела кадров, начальник отдела бронирования, начальник чартерного отдела, кассир, секретарь и курьер. Коммерческому директору подчиняются 2 отдела: бронирования и чартерный. В каждом отделе есть свой начальник и подчинённые ему сотрудники (специалисты по продажам, специалисты-тарификаторы и офис-менеджеры).
Данные отделы находятся на одном уровне и свободно взаимодействуют друг с другом. Что является наиболее эффективным способом взаимодействия и в итоге приводит к наилучшим результатам, ведь они не дублируют функции и выполняемые действия. Они одновременно выполняют каждый свою работу и быстрее могут обслужить клиента (отдел бронирования работает с заказом номеров в гостинице, а чартерный – с заказом авиабилетов).
Эффективность работы на предприятии во многом зависит от того, насколько рационально организован труд. В нашей стране до сих пор значимые ресурсы повышения производительности и результативности труда лежат именно в плоскости рационального использования рабочего времени.
Проведём анализ организации рабочего места специалиста по продажам турфирмы для повышения производительности деятельности сотрудника за счет улучшения организационной оснастки, снижения потерь рабочего времени и анализа должностных обязанностей.
Существуют различные инструменты, позволяющие оценить текущую ситуацию по этому вопросу. В данной курсовой работе рассмотрено рабочее место специалиста по продажам, его должностные обязанности, принципы работы, условия в которых он работает.
Для получения информации, необходимой для анализа рабочего места, использованы в сочетании два метода:
• фотография рабочего дня;
• список обязанностей (должностная инструкция).
Фотография рабочего времени (ФРВ) — это метод изучения всех затрат рабочего времени исполнителя или использования оборудования в течение определенного периода наблюдения (день, неделя, месяц). В результате получают точную информацию: чем именно и в течение какого времени занимался конкретный сотрудник.
ФРВ представляет собой инструмент, который можно использовать для самых различных целей. Основное предназначение ФРВ — это выяснение точного бюджета времени сотрудника, его анализ и оптимизация использования рабочего времени.
Проведем фотографию рабочего времени специалиста по продажам. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2. Наблюдательный лист специалиста по продажам.
№ № |
Что наблюдалось |
Текущее время |
Продолжительность (мин) |
индекс |
1 |
Начало наблюдения |
8-30 |
- |
- |
2 |
Приход на рабочее место |
8-35 |
5 |
НТД |
3 |
Подготовка рабочего места, включение компьютера |
8-40 |
5 |
ПЗ |
4 |
Планирование работы на текущий день |
8-47 |
7 |
ОП |
5 |
Ознакомление с электронной почтой |
8-56 |
9 |
ОП |
6 |
Поиск и замена картриджа в принтере |
9-06 |
10 |
ОБС |
7 |
Обслуживание клиента |
9-41 |
35 |
ОП |
8 |
Сбой программы и неполадки с компьютером |
9-48 |
7 |
ОТП |
9 |
Вызов ремонтника по обслуживанию компьютера и его ожидание |
10-15 |
27 |
ОТП |
10 |
Личный разговор с ремонтником |
10-25 |
10 |
НТД |
11 |
Обслуживание клиента |
10-47 |
22 |
ОП |
12 |
Оформление документов на турпакет |
11-23 |
36 |
ОП |
13 |
Отдых и личные надобности |
11-38 |
15 |
ОТЛ |
14 |
Обслуживание клиентов по телефону |
12-12 |
34 |
ОП |
15 |
Оформление заказа |
12-37 |
25 |
ОП |
16 |
Личный разговор по телефону |
13-00 |
23 |
НТД |
17 |
Обед |
14-00 |
60 |
- |
18 |
Обсуждение заказа с поставщиками по телефону |
14-34 |
34 |
ОП |
19 |
Обслуживание клиентов по телефону |
15-16 |
42 |
ОП |
20 |
Поиск блокнота и ручки для записи данных |
15-23 |
7 |
ОТП |
21 |
Получение и ознакомление с электронной почтой |
15-45 |
22 |
ОП |
22 |
Составление заказа поставщикам |
16-38 |
53 |
ОП |
23 |
Проблемы с монитором |
16-50 |
12 |
ОТП |
24 |
Вызов ремонтника по обслуживанию компьютера и его ожидание |
17-13 |
23 |
ОТП |
25 |
Составление плана на следующий день |
17-25 |
12 |
ОП |
26 |
Выключение компьютера, наведение порядка на рабочем месте |
17-30 |
5 |
ПЗ |
27 |
Уход с работы |
17-30 |
- |
- |
28 |
Окончание наблюдения |
17-30 |
- |
- |
Итого |
480 |
Таблица 3. Классификатор затрат рабочего времени
№ |
Виды затрат рабочего времени |
Индексы |
1 |
Подготовительно-заключительное время |
ПЗ |
2 |
Оперативное время |
ОП |
3 |
Время организационного и технического обслуживания |
ОБС |
4 |
Время на отдых и личные надобности |
ОТЛ |
5 |
Время регламентированных перерывов |
ПТ |
6 |
Время перерывов, вызванных нарушением нормального течения производственного процесса |
ОТП |
7 |
Время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины |
НТД |
Составляем сводку одноименных
затрат, которая характеризует
Таблица 4. Форма сводной индивидуальной фотографии рабочего времени
Категория рабочего времени |
Наименование затрат рабочего времени |
Индекс |
Суммар. продолжительность |
Подготовительно-заключительные работы - ТПЗ |
Подготовка рабочего места, включение компьютера Выкл. компьютера, наведение порядка на рабочем месте |
ПЗ-1
ПЗ-2 |
5
5 |
Итого: ПЗ в мин. ПЗ в % ко вр. набл. |
10 2,08 | ||
Оперативная работа – ОП |
План-ние работы на текущ. день Ознакомление с электрон. почтой Обслуживание клиента Оформление док-тов на турпакет Обслуживание клиентов по тел. Оформление заказа Обсужд. заказа с пост-ками по тел. Составление заказа поставщикам Составление плана на след. день |
ОП-1 ОП-2 ОП-3 ОП-4 ОП-5 ОП-6 ОП-7 ОП-8 ОП-9 |
7 31 57 36 76 25 34 53 12 |
Итого: ОП в мин. ОП в % ко вр. набл. |
331 68,96 | ||
Обслуживание рабочего места – ОБС |
Поиск и замена картриджа в принтере |
ОБС-1 |
10 |
Итого: ОБС в мин. ОБС в % к вр. набл. |
10 2,08 | ||
Отдых и личные надобности – ОТЛ |
Уход по личным надобностям |
ОТЛ-1 |
15 |
Итого: ОТЛ в мин. ОТЛ в % к вр. набл. |
15 3,13 | ||
Простои по организационно-техническим причинам - ОТП |
Сбой программы и неполадки с компьютером Вызов ремонтника по обслуж-ю комп-ра и его ожидание Поиск блокнота и ручки для записи данных Проблемы с монитором |
ОТП-1
ОТП-2
ОТП-3
ОТП-4 |
7
50
7
12 |
Итого: ОТП в мин. ОТП в % ко вр.набл. |
76 15,83 | ||
Потери раб. вр. в связи с нарушениями труд. дисциплины - НТД |
Опоздание на работу Личный разговор с ремонтником Личный разговор по телефону |
НТД-1 НТД-2 НТД-3 |
5 10 23 |
Итого: НТД в мин. НТД в % к вр.набл. |
38 7,92 | ||
Всего за смену |
100% |
480 |
Исходя из полученных данных, составляют фактический баланс рабочего времени по форме.
Таблица 5. Фактический баланс рабочего времени
Затраты времени |
Продолжительность |
Индекс | |
мин |
% | ||
Подготовительно-заключительные работы |
10 |
2,08 |
ПЗ |
Оперативная работа |
331 |
68,96 |
ОП |
Обслуживание рабочего места |
10 |
2,08 |
ОБС |
Отдых и личные надобности |
15 |
3,13 |
ОТЛ |
Простои по организационно-техническим причинам |
76 |
15,83 |
ОТП |
Потери рабочего времени в связи с нарушениями трудовой дисциплины |
38 |
7,92 |
НТД |
Итого по балансу: |
480 |
100 |
Тсм. |
Для анализа фотографии рабочего времени специалиста по продажам необходимо определить следующие показатели, которые характеризуют эффективность использования внутрисменного времени:
Кисп = (ПЗ + ОП + ОБС + ОТЛ) / Тсм ,
где: ПЗ – подготовительно-
ОП – оперативное время, мин.;
ОБС – время обслуживания, мин.;
ОТЛ – время на отдых и личное время, мин.;
Тсм – сменное время, мин.
Кисп = (10 + 331 + 10 + 15) / 480 = 0,76
Котп = ОТП/ Тсм ,
где: ОТП – время перерывов, связанное с нарушением нормального протекания производственного процесса, мин.;
Тсм – сменное время, мин.
Котп = 76 / 480 = 0,16