Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является предложение рекомендаций по совершенствованию обслуживания рабочего места.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
• изучение теоретических основ;
• анализ состояния организации и обслуживания рабочего места;
• внедрение рекомендаций по совершенствованию обслуживания рабочего места;
• определение эффективности предложенных рекомендаций.
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Сущность организации рабочих мест 10
1.2 Современные требования к организации рабочих мест персонала 16
2 Аналитическая часть 16
2.1 Общая характеристика ООО «Гарант» 16
2.2 Анализ структуры управления ООО «Гарант». 20
2.3 Анализ организации рабочего места специалистов 22
2.4 Анализ планировки рабочего места и оценка уровня её рациональности 29
2.5 Перечень оборудования, оснастки и инструментария 35
Выводы по аналитической части. 38
3 Практическая часть 40
3.1 Рекомендации по совершенствованию организации рабочего места и определение эффективности
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Рисунок 2 - Планировка рабочего места специалиста по продажам турпродукта.
Рабочее место начальника отдела автоматизации и механизации производственных процессов оборудовано столом, креслом, компьютером, принтером, телефоном, канцелярией, настольной лампой и контейнерами для бумаг. Стол и кресло соответствуют антропометрическим данным работника, обеспечивают удобное положение корпуса работника, создают условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободу движений и т.д.
Окно не находится в поле зрения работника, находящегося на рабочем месте, оно расположено слева. Поэтому днем солнце не мешает при работе за компьютером.
Рабочая поверхность стола деревянная, твердая, гладкая. Средства труда, канцелярские принадлежности, документация не имеют строго определенное место, а разбросаны по всему столу. Нужно выделить специальные удобные лотки под канцелярию. Для документации имеются контейнеры.
Данная планировка является несовершенной, так как телефон расположен с правой стороны, что создаёт неудобства при работе с клиентами по телефону, приходится перекладывать телефон в левую руку, чтобы записать информацию.
Также одним из неудобств является расположение системного блока, а вернее разъёма для флешек на нём. Специалисту приходится постоянно выдвигать системный блок, чтобы вставить флеш карту и скинуть информацию.
Согласно вышеизложенным требованием, следует сделать перепланировку рабочего места специалиста по продажам. Тогда при новой планировке обеспечиваются наименьшие затраты рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом, минимизируются физиологические усилия и нервно-психическая напряженность работника, предоставлен хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования и созданы благоприятные условия труда.
Важная роль в решении
задач организации труда
Под оснащением рабочего места понимается вся совокупность находящегося в его зоне основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, средств сигнализации, техники безопасности и т.д.
В настоящее время оборудование рабочего места играет значительную роль. Чем лучше оснащено рабочее место, тем выше производительность труда специалиста. Поэтому руководители предприятий стараются внедрять на предприятия новое оборудование.
Специалист по продаже турпродуктов должен иметь в своем распоряжении следующее оборудование:
1. Средства оргтехники:
компьютер; принтер;
2. Средства для связи и системы информации: мобильный телефон; телефакс; программные средства.
3. Инвентарь: корзина для бумаг; лампа настольная;
4. Оргоснастка кабинета: стол, кресло, шкаф для документов и бумаг; шкаф для одежды; кондиционер.
Техдокументация, поясняющая работу с необходимым оборудованием, находится за границей предельной рабочей зоны, в шкафу для документов и бумаг.
Основным инструментарием специ
Канцелярские принадлежности:
- бумага,
- ручки,
- карандаши,
- маркеры,
- ластик,
- стикеры.
2. Компьютер со следующими программами:
- Windows XP,
- Microsoft Office со всеми
вложенными программами и
- доступ в интернет.
Рассмотрим состояние оснащения рабочего места специалиста по продажам в таблице 6.
Таблица 6. Состояние оснащения рабочего места специалиста по продаже.
№ |
Вид оснастки |
Числ-сть раб-ков |
В наличии, шт. |
Потребность, шт. |
Уровень |
1 |
Основное оборудование: -Компьютер -Специализированные |
5 |
5 5 |
5 5 |
1 1 |
2 |
Вспомогательное оборудование: -Принтер; -Сканер; -Факс; -Ксерокс. |
5 |
5 1 1 1 |
5 2 3 1 |
1 0,5 0,33 1 |
3 |
Технологическая оснастка: -канцелярский набор; -картридж для принтера |
5 |
5 3 |
5 5 |
1 0,6 |
4 |
Организационная оснастка: -стол обычный; -стол специальной конструкции; -кресло; - контейнеры для документации; |
5 |
4 1
5 3 4 |
5 5
5 5 5 |
0,8 0,2
1 0,6 0,8 |
5 |
Средства связи: -телефон; -связь Интернет |
5 |
5 5 |
5 5 |
1 1 |
На основании таблицы проведем расчет уровня оснащения рабочего места:
Увсп.об.осн.=
Уровень оснащения вспомогательным оборудованием является сравнительно низким, по сравнению с нормой. В отделе существует нехватка сканеров и факсов. Это говорит о том, что стоит докупить недостающее оборудование.
Утех.осн.. =
Также ниже нормы уровень технологической оснастки, а именно не хватает картриджей для принтера, что нарушает нормальный рабочей процесс специаистов.
Уорг.осн..= 0,92
Уровень организационной
оснастки находиться на оптимальном
уровне по сравнению с нормой, но
существует проблема в связи с
нехваткой специализированных столов,
шкафов и контейнеров для документации
Уобщ.осн..= 0,97
Отклонения от нормы общего уровня организационного оснащения произошли в основном из-за отклонения уровня оснащения вспомогательным оборудованием и уровня технологической оснастки.
Проанализировав состояние организации рабочего места специалиста по продажам туристической фирмы, можно сделать вывод, что состояние соответствует норме не по всем рассмотренным показателям.
Используя метод фотографии рабочего времени и при рассмотрении планировки рабочего места удалось выявить потери рабочего времени, связанные с нарушением нормативного хода процесса и причины внутрисменных потерь. связанные с нарушением нормативного хода процесса из-за того, что в ходе проведения фотографии рабочего времени работнику приходилось покидать своё рабочее место, чтобы найти картридж для принтера.
Существенными оказались потери времени, вызванные нарушением нормального течения производственного процесса. На сложившуюся ситуацию повлияли периодические поломки компьютера, которые вызывали остановку рабочего процесса. Большие потери времени произошли также из-за ожидания прихода и работы ремонтника. Ещё одной причиной потерь времени является поиск листов и ручки на рабочем столе для записи важной информации, можно сделать вывод о плохой внутренней организации рабочего места.
Также были выявлены потери рабочего времени связанные с нарушением трудовой дисциплины, которые отражаются в разговорах, не относящихся к работе.
Поученные данные не лучшим образом влияют на успешную деятельность предприятия, из чего следует, что необходимо принять меры по улучшению организации и обслуживания данного рабочего места.
При планировке рабочего места так же была выявлена не самая рациональная расстановка средств и предметов труда. Средства труда, канцелярские принадлежности, документация не имеют строго определенное место, а разбросаны по всему столу. Нужно выделить специальные удобные лотки под канцелярию. Для документации имеются контейнеры.
Данная планировка является несовершенной, так как телефон расположен с правой стороны, что создаёт неудобства при работе с клиентами по телефону, приходится перекладывать телефон в левую руку, чтобы записать информацию.
Также одним из неудобств является расположение системного блока, а вернее разъёма для флешек на нём. Специалисту приходится постоянно выдвигать системный блок, чтобы вставить флеш карту и скинуть информацию.
Согласно вышеизложенным требованием, следует сделать перепланировку рабочего места специалиста по продажам. Тогда при новой планировке обеспечиваются наименьшие затраты рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом, минимизируются физиологические усилия и нервно-психическая напряженность работника, предоставлен хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования и созданы благоприятные условия труда.
На основании анализа состояния оснащения рабочего места можно сделать вывод о том, что не все рабочие места оснащены полагающейся оснасткой и техникой, что затрудняет протекание рабочего процесса и снижает производительность труда сотрудников. Нужно решать данную проблему, закупая новую и недостающую технику и предметы мебели, чтобы поднимать производительность труда работников и улучшать деятельность фирмы.
Таким образом, на человека и его работоспособность воздействует большая и сложная совокупность факторов, которые необходимо учитывать, чтобы создать наиболее благоприятную обстановку для высокопроизводительного труда, что и является одной из задач его организации.
На основании сделанных выводов необходимо принять меры по улучшению организации обслуживания рабочего места начальника отдела автоматизации и механизации производственных процессов.
Таблица 7 – Сводная таблица мероприятий.
Наименование мероприятия |
Краткое содержание мероприятия |
Приобретение необходимого технологического оборудования, технологической оснастки |
Покупка новых компьютера, сканера, факса, ксерокса, шкафа под документы, специальных столов |
Улучшение планировки рабочего места |
Изменение положения средств и предметов труда на рабочем столе. Устранение проводов и кабелей технологического оборудования, расположенного на рабочем месте. Установка клавиатуры и системного блока в специализированный стол. |
Изменение интерьера |
Покупка комнатных растений, покраска стен в тёплый персиковый цвет и покупка аквариума с рыбками |
Рассмотрим предложенные мероприятия подробнее: