Проект мероприятий по совершенствованию организации труда и заработной платы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является предложение рекомендаций по совершенствованию обслуживания рабочего места.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
• изучение теоретических основ;
• анализ состояния организации и обслуживания рабочего места;
• внедрение рекомендаций по совершенствованию обслуживания рабочего места;
• определение эффективности предложенных рекомендаций.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Сущность организации рабочих мест 10
1.2 Современные требования к организации рабочих мест персонала 16
2 Аналитическая часть 16
2.1 Общая характеристика ООО «Гарант» 16
2.2 Анализ структуры управления ООО «Гарант». 20
2.3 Анализ организации рабочего места специалистов 22
2.4 Анализ планировки рабочего места и оценка уровня её рациональности 29
2.5 Перечень оборудования, оснастки и инструментария 35
Выводы по аналитической части. 38
3 Практическая часть 40
3.1 Рекомендации по совершенствованию организации рабочего места и определение эффективности
Заключение 47
Список используемой литературы 49

Файлы: 1 файл

Симон курсовая.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

Кпнд = НТД / Тсм          ,

где: ПНД – время  перерывов, связанное с нарушением трудовой дисциплины, мин.;

           Тсм – сменное время, мин.

Кпнд = 38 / 480 = 0,08

  • процент оперативного времени (Коп) определяется по формуле:

Коп = ОП / Тсм × 100             ,

где: ОП – оперативное  время, мин.;

        Тсм – сменное время, мин.

Коп = 331 / 480 × 100 =68,96%

Из таблицы 4 видны потери рабочего времени, связанные с нарушением нормативного хода процесса из-за того, что в ходе проведения фотографии рабочего времени работнику приходилось покидать своё рабочее место, чтобы найти картридж для принтера.

Существенными оказались потери времени, вызванные нарушением нормального течения производственного процесса. На сложившуюся ситуацию повлияли периодические поломки компьютера, которые вызывали остановку рабочего процесса. Большие потери времени произошли также из-за ожидания прихода и работы ремонтника. Ещё одной причиной потерь времени является поиск листов и ручки на рабочем столе для записи важной информации, можно сделать вывод о плохой внутренней организации рабочего места.

Также были выявлены потери рабочего времени связанные с нарушением трудовой дисциплины, которые отражаются в разговорах, не относящихся к работе.

Поученные данные не лучшим образом влияют на успешную деятельность предприятия, из чего следует, что необходимо принять меры по улучшению организации и обслуживания данного рабочего места.

Рассмотрим обязанности специалиста по продажам, которые непосредственно касаются его производственной деятельности:

1. Осуществляет поиск  клиентов на покупку туристского  продукта, в т.ч. через Интернет, по почте, по телефону и др.

2. Организует проведение  мероприятий по продвижению туристического  продукта (рекламных кампаний, презентаций,  включая работу на специализированных  выставках, распространение рекламных  материалов, др.).

3. Изучает требования  клиентов к туристскому продукту, предлагает услуги, отвечающие заявленным требованиям.

4. Консультирует клиентов:

— о правилах въезда в  страну (место) временного пребывания и правилах пребывания в ней;

— о порядке и сроках оформления виз;

— о валютном и таможенном контроле;

— об обычаях местного населения;

— о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского  показа, находящихся под особой охраной;

— о состоянии окружающей природной среды;

— о санитарно-эпидемиологической обстановке;

— об условиях обеспечения  личной безопасности, соблюдения потребительских  прав и сохранности имущества  клиента;

— об условиях получения  неотложной медицинской помощи.

5. Обеспечивает клиентов  распечатками, фотокопиями, каталогами  и другими рекламными материалами по интересующему их туристическому продукту.

6. Ведет преддоговорные  переговоры с клиентами и согласовывает  следующие условия договоров  (контрактов):

— программа пребывания и маршрут путешествия;

— обеспечение безопасности туристов;

— дата и время начала и окончания путешествия, его  продолжительность;

— порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

— розничная цена туристского  продукта и порядок ее оплаты;

— минимальное количество туристов в группе;

— срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; пр.

7. Заключает договоры  о реализации туристского продукта.

8. Подготавливает расписания, ваучеры, путеводители и иные  туристические документы.

9. После оплаты туристических  путевок выдает клиентам туристский ваучер и другие документы, необходимые для поездки (паспорта, авиабилеты, пр.).

10. Координирует выполнение  обязательств:

— по бронированию авиабилетов, отелей, гостиниц;

— по размещению, проживанию и питанию туристов;

— по транспортному, визовому, экскурсионному, медицинскому (лечебно-профилактическому) обслуживанию;

— по оказанию: услуг  культурного и спортивного характера; услуг по страхованию туристов в  период турпоездки; услуг гидов-переводчиков и сопровождающих; пр.;

11. Обеспечивает страхование клиентов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев.

12. Организует проведение  инструктажей туристов о мерах  предупреждения заражения особо  опасными и паразитарными заболеваниями,  ведет специальный журнал инструктажей.

13. Выдает под личную роспись каждому туристу памятки «Гражданам, выезжающим в страны, неблагополучные по особо опасным инфекциям (чуме, холере, желтой лихорадке, ВИЧ-инфекции)»; «Профилактика малярии».

14. Анализирует мотивацию  спроса на реализуемые туристские продукты, организует изучение потребностей покупателей.

15. Готовит обзоры, отчеты  о проделанной работе, обеспечивает  их представление руководству,  передачу в архивы на хранение.

16. Изучает причины  направления клиентами жалоб  и претензий к качеству туристского продукта или иным условиям заключенных договоров, готовит ответы на них, принимает меры по устранению недостатков в обслуживании клиентов.

17. Поддерживает контакт  с постоянными клиентами.

 

2.4 Анализ  планировки рабочего места и  оценка уровня её рациональности

В системе мероприятий  по организации рабочего места существенное значение имеет его рациональная планировка. Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии рабочего, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.       

Под планировкой рабочего места  понимается масштабная схема размещения на определенном участке производственной площади (в зоне рабочего места) всех элементов его оснащения и создание различных оптимальных зон для обеспечения наиболее удобных и безопасных условий труда основным и вспомогательным рабочим.

Рациональная планировка рабочего места обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения передовых приемов и методов труда, минимальные траектории движений рабочего и движений предметов труда, соблюдение строгой последовательности, при которой один элемент работы плавно непосредственно переходит в другой. При этом расположение средств и предметов труда должно удовлетворять основным требованиям, нарушение которых ведет к непроизводительным затратам рабочего времени и энергии работника, преждевременному утомлению и снижению производительности труда, нерациональному использованию производственных площадей.

При проектировании планировки рабочих мест различают внешнюю и внутреннюю планировку. Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя (начальника отдела), к проходам, переходам, проездам, подъездам. Проектирование внешней планировки целесообразно проводить сразу для всех рабочих мест, входящих в подразделение. В качестве исходных данных для такой планировки служит производственная площадь, отведенная для расположения персонала подразделения.

Санитарными нормами  предусмотрено, что на каждого работника должно приходиться не менее 4,5м2 производственной площади при высоте помещения 3,2м. Объем производственного помещения на каждого работающего должен быть не менее 15 м.  При определении площади рабочего места должны учитываться габариты оборудования, нормы санитарии и техники безопасности, ширина проходов и проездов. Площадь универсального рабочего места проектируется несколько большей, чем для места специализированного, так как она должна позволять устанавливать дополнительное оборудование и приспособления.

Внутренняя планировка рабочего места представляет собой  размещение технологической оснастки и инструмента в рабочей зоне, инструментальных шкафах и тумбочках, правильное расположение канцелярских принадлежностей на рабочем месте. Она должна обеспечить удобную рабочую позу, удобное размещение канцелярских товаров и часто используемой техники.

Для соблюдения этих условий  пользуются рядом выработанных практических правил:

•   для каждого  предмета должно быть отведено определенное место;

• предметы, которыми пользуются во время работы чаще, должны располагаться ближе к сотруднику, по возможности с правой стороны (телефон с левой, чтобы можно было легко и быстро записывать информацию);

•  предметы необходимо размещать так, чтобы трудовые движения работника свести к движениям предплечья, кистей и пальцев рук;

•  все, что берется  левой рукой, располагается слева, все, что правой, — справа.

Внутренняя планировка рабочего места должна обеспечить такое  оперативное пространство, при котором  работник может свободно формировать рабочие зоны с учетом зон досягаемости при различных рабочих позах, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Зона досягаемости —  пространство, объем которого ограничен возможными траекториями движения рук работника. Оптимальная зона ограничивается траекториями движений полусогнутых рук, осуществляемых без наклонов корпуса при свободно опущенных плечах. Максимальная зона — траекториями движения вытянутых рук. Зоны досягаемости определяются исходя из антропометрических данных предполагаемых работников. Кроме того, при проектировании внутренней планировки рабочего места необходимо учитывать зону обзора, в пределах которой рабочий должен отчетливо видеть все предметы, находящиеся на его рабочем месте.

При планировке должна учитываться возможность ее сравнительно быстрого и легкого изменения, обеспечиваться удобство ремонта оборудования. Размещение основного оборудования на рабочем месте, прежде всего, определяется особенностями труда на нем: видом и типом работы,  функциями   и   численностью   работников, количеством оборудования и другими признаками, характеризующими рабочее место. Необходимо правильно ориентировать положение основного оборудования по отношению к окнам и искусственным источникам общего освещения.

В каждом из рабочих положений возможно большое количество рабочих поз, представляющих взаиморасположение частей тела-корпуса, рук, ног и головы человека, независимое от ориентации и местоположения тела в пространстве и от отношения к опоре. Неправильно устанавливать рабочую позу в положении только стоя или только сидя, так как любая статическая поза неблагоприятно сказывается на работоспособности человека. Длительные статические мышечные нагрузки приводят к быстрому утомлению работника.

Обратим теперь внимание на планировку рабочего места специалиста по продажам турпродукта. Ему приходится значительную часть времени работать за своим столом.

В настоящее время  одним из незаменимых средств  труда специалиста является компьютер и технические средства, которые к нему прилагаются. Чтобы создать рабочее место, отвечающее нормативам, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. 17-ти дюймовый монитор компьютера составляет 43,18 см по диагонали, при норме не менее 31 см, соблюдается рекомендованная частота – 75 Гц. При несоответствующей частоте по вертикали – утомляются глаза. Монитор установлен, таким образом, что специалист сидит лицом к востоку. Расстояние от монитора до глаз составляет 50 см, при норме 40-80.
  2. При росте работника – 171 - 180 см, сиденье стула расположено на высоте 47 см от пола, стола – 75 см.
  3. В пределах оптимальной рабочей зоны (110 см) находятся клавиатура, мышь, телефон-факс, канцелярские принадлежности, наиболее важные документы в данный момент времени.
  4. На расстоянии 163 см, т.е. в предельной рабочей зоне, находятся документы, имеющие второстепенное значение.
  5. Шкаф для одежды и архивных документов находится вне зоны досягаемости.

Кроме того, необходимо учитывать  зону обзора, в пределах которой  работник должен отчетливо видеть все  предметы, находящиеся на его рабочем столе. Для восприятия средств отображения информации в горизонтальной плоскости рекомендуется угол 30-40 градусов. В вертикальной плоскости угол обзора составляет по 15 градусов вверх и вниз по отношению к горизонтальной.

Для снижения утомления и напряжения рук специалиста в процессе работы выполняются следующие требования по планировке рабочего места:

  • - клавиатура располагается так, чтобы руки специалиста были направлены вниз, т. е. уровень клавиатуры должен быть ниже уровня локтевого сустава;
  • - на кресле предусматриваются подлокотники, чтобы создать опору для локтевых суставов;
  • - компьютерная мышь располагается на одном уровне с клавиатурой, чтобы руки в процессе работы находились на одном уровне, что избавит от усталости в плечах;
  • - у клавиатуры предусматриваются специальные упоры для поддержания кистей рук.

Рассмотрим действующую внутреннюю планировку  рабочего места специалиста по продажам, она представлена ниже  на рисунке 2. Посмотрим его плюсы и недостатки, и на основе этих данных перепланируем данное рабочее место.

Информация о работе Проект мероприятий по совершенствованию организации труда и заработной платы на предприятии