Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов процесса прогнозирования и планирования на уровне предприятия.
3
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучение сущности, методов прогнозирования и планирования деятельности предприятия;
- прогнозирование сбыта продукции предприятия;
- планирование сбыта продукции предприятия;
- планирование производства продукции.
Введение 3
1.Прогнозирование и планирование в условиях рынка 5
1.1. Сущность и классификация прогнозов 5
1.2. Роль прогнозирования деятельности предприятия 9
1.3.Сущность и методы планирования 13
1.4.Классификация планов 16
2. Прогнозирование и планирование сбыта продукции 21
2.1.Прогнозирование сбыта продукции 21
2.2.Планирование сбыта продукции 26
2.3.Планирование производства продукции 30
Заключение 35
Список литературы 36
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
Введение |
3 |
1.Прогнозирование и планирование в условиях рынка |
5 |
1.1. Сущность и классификация прогнозов |
5 |
1.2. Роль прогнозирования деятельности предприятия |
9 |
1.3.Сущность и методы планирования |
13 |
1.4.Классификация планов |
16 |
2. Прогнозирование и планирование сбыта продукции |
21 |
2.1.Прогнозирование сбыта продукции |
21 |
2.2.Планирование сбыта продукции |
26 |
2.3.Планирование производства продукции |
30 |
Заключение |
35 |
Список литературы |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. прогнозирования.
Планированию принадлежит важное место в управлении экономикой.
Планирование является инструментом системы хозяйственного управления и регулирования производства в рамках предприятия.
Рынок предъявляет все более жесткие требования к работе предприятия, ведет к обострению конкурентной борьбы товаропроизводителей за производственные ресурсы и потребителей своей продукции и услуг. Все это требует повышения роли планирования на предприятии, его научной и информационной обоснованности, точности прогнозных оценок, гибкости планирования с учетом влияния человеческого фактора и условий окружающей среды.
Недостаточная проработанность планов, ошибки в планировании, способны привести к банкротству предприятия, что имеет далеко идущие негативные последствия.
В то же время планирование деятельности предприятия позволяет контролировать действия, происходящие внутри предприятия, сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.
Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки планов развития предприятия, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.
Целью курсовой работы является изучение вопросов процесса прогнозирования и планирования на уровне предприятия.
3
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучение сущности, методов прогнозирования и планирования деятельности предприятия;
- прогнозирование сбыта продукции предприятия;
- планирование сбыта продукции предприятия;
- планирование производства продукции.
Объектом исследования являются прогнозирование и планирование деятельности предприятия.
Предметом исследования являются прогнозирование и планирование сбыта продукции, планирование производства продукции предприятия.
Методологической основой исследования явились общетеоретические методы: метод экспертных оценок, экстраполяция тенденций и циклов, прогнозирование по портфелю заказов; опытно-статистический, нормативный и экономико-математические методы планирования.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
4
1.Прогнозирование и планирование в условиях
рынка
1.1. Сущность и классификация прогнозов
Научное познание и использование законов развития общества тесно связано с прогнозами.
Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.
Основные особенности прогноза:
1. Прогноз является следствием действительности как единого целого, а будущее, отраженное в прогнозе, – это результат сложного комплекса причин и условий. В прогнозе отражаются реальные условия и противоречия, обусловливающие изменение прогнозируемого явления. Прогноз – это итог выводов эмпирических данных и обоснованных предположений; представляет аргументированное заключение о направлениях развития в будущем.
2. Вероятность возникновения будущего как следствия реальных событий имеет элемент случайности. Случайность рассматривается как внутренняя закономерность явлений. Поэтому прогноз должен иметь оценку степени вероятности наступления событий.
3. Прогноз, обладающий потенциалом будущего, испытывает влияние различных признаков действительности или моделирует эти признаки. При отсутствии изученных закономерностей развития для прогноза используется гипотеза о закономерностях.
4. Для составления прогноза необходимы научные исследования количественного и качественного характера, включая количественную оценку на будущее.
5. Прогноз является ориентиром для планирования; обусловливает исследовательскую основу для подготовки плана.
6. Прогноз носит вариантный характер и является многовариантным.
5
7. Временные и пространственные горизонты прогноза зависят от сущности рассматриваемого явления; он удобен как повторяющийся и непрерывный процесс.
8. При разработке прогноза не ставятся конкретные задачи и исключается детализация.
9. Точность прогноза проверяется временем.
10. При разработке прогноза от специалиста требуется соблюдение объективности и научная добросовестность и не допускается субъективизм в оценке прошлого, настоящего и будущего.
Экономические прогнозы, например прогноз спроса на отдельный товар, тесно связаны с иными прогнозами, в частности, демографическими, социально-медицинскими, потребительскими, учет которых повышает надежность экономического прогноза.
Экономический прогноз не просто интерпретирует закономерности и внешние условия развития, а используется для поиска нужных решений. Он может рассматриваться как начальная стадия планирования, определяющая выбор путей достижения целей этого плана.
Экономический прогноз позволяет:
- оценивать состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений;
- определить очертания области и возможности для изменения будущих событий;
- выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем;
- осуществить поиск
вариантов активного
- моделировать варианты событий при учете ведущих факторов.
Назначение экономического прогноза выражается в его функциях.
6
К основным функциям экономического прогноза относят:
- анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выявление проблем хозяйственного развития;
- оценку этих тенденций
в будущем; предвидение новых
экономических условий и
- выявление альтернативы
развития в перспективе;
В прогнозировании выделяют понятия «объект» и «прогнозный фон». К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза.
Типовая классификация
экономических прогнозов
1. В соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковый и нормативный. Этот критерий дает ответ на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?»
Поисковый прогноз (или исследовательский, трендовый, генетический) - это прогноз определения состояний явлений в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения действующих тенденций. Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур, число браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования является экстраполяция.
Нормативный прогноз (или программный, целевой) выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогно-
7
зирования в будущем, принимаемых в качестве цели.
Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция.
2. По критерию природы объекта выделяют прогнозы: социальные (в том числе демографические); ресурсные (природные, материальные, трудовые, финансовые); научно-технические (перспективы развития науки и техники и влияния этих достижений на экономику); общественных и личных потребностей (спрос, потребление отдельных видов товаров, потребности в объектах образования, здравоохранения, правопорядка, культуры и др.).
3. По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные.
Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный – от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный – от 1 года до 5 лет; долгосрочный – от 5 лет до 15 лет; дальнесрочный – на период свыше 15 лет.
4. По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный. Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе – взаимосвязи сложнее (с коэффициентом корреляции близким к 1).
5. По степени детерминированности объекта прогнозы могут быть: детерминированными, то есть без существенных потерь информации в описании условий; стохастическими, в которых требуется учет случайных величин, смешанными, включающими характеристики двух вышеуказанных прогнозов.
6. По критерию характера развития объекта во времени различают прогнозы: дискретные, для которых характерны тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени; апериодические для которых характерна непериодическая функция времени,; циклические, для которых харак-
8
терна периодическая функция времени.
7. По критерию количественной оценки различаются прогнозы: интервальные, точечные. Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный прогноз представлен результатом в виде единственного значения характеристики объекта в будущем.
8. По критерию масштабности объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные (субглобальные), глобальные.[4]
1.2. Роль прогнозирования деятельности предприятия
Задачи рационального хозяйствования во многом зависят от качества прогнозов. Экономическое прогнозирование способствует определению целей деятельности предприятия путем исследования тенденций среды хозяйствования, в том числе сильных и слабых сторон собственной организации.
Главной задачей прогнозирования на уровне предприятия является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса.
Другими задачами прогнозирования являются: выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования; анализ потенциала предприятия; выявление альтернатив развития; определение проблем, требующих решения в прогнозный период; определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных), которые : а) будут необходимы предприятию для достижения целей деятельности, в том числе по определенным видам ресурсов; б) будут у предприятия.
Прогнозные расчеты
предприятия предусматривают
во-первых, поисковых прогнозов особенно при определении перспективы: функционирования, развития, формирования ограничений по ресурсам, основных показателей деятельности;
9
во-вторых, нормативных прогнозов, особенно при определении потребно-
стей покупателей.
На любом предприятии возможны как текущие, так и долгосрочные проблемы. Предприятие может в ходе прогнозирования пересмотреть все или некоторые свои проблемы с учетом новых идей, новой информации и иных мнений. При взгляде на долгосрочную перспективу, как правило, резко расширяется свобода действий. И в этом тоже заслуга прогнозирования.
Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия