Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов процесса прогнозирования и планирования на уровне предприятия.
3
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучение сущности, методов прогнозирования и планирования деятельности предприятия;
- прогнозирование сбыта продукции предприятия;
- планирование сбыта продукции предприятия;
- планирование производства продукции.
Введение 3
1.Прогнозирование и планирование в условиях рынка 5
1.1. Сущность и классификация прогнозов 5
1.2. Роль прогнозирования деятельности предприятия 9
1.3.Сущность и методы планирования 13
1.4.Классификация планов 16
2. Прогнозирование и планирование сбыта продукции 21
2.1.Прогнозирование сбыта продукции 21
2.2.Планирование сбыта продукции 26
2.3.Планирование производства продукции 30
Заключение 35
Список литературы 36
Чем крупнее предприятие, тем больше оно делает вложений в будущее, тем важнее для него прогнозы, которые могут стать основой стратегического плана. Однако не только крупный бизнес, но и малые предприятия не могут существовать, не обращаясь к прогнозам. Обращение к будущему может обеспечить стабильные долговременные доходы. И если прогнозы в состоянии обеспечить нормальную деятельность, стабильность и конкурентоспособность в течение достаточно длительного времени, то они признаются необходимыми.
Предприятия используют различные временные прогнозы – от оперативных до дальнесрочных. Но основное место занимают долгосрочные прогнозы. Прогнозирование предприятия включает:
1.Составление прогнозов показателей внешней среды хозяйствования. Эти показатели не поддаются планированию и отражают объективно складывающиеся условия бизнеса;
2.Разработку прогнозов,
которые будут использованы
Прогнозы показателей внешней среды являются исходными для экономических расчетов, определяют последующие прогнозы и планы объемных и качественных показателей предприятия. К первой группе относятся прогнозы: экономического состояния региона; отдельных предприятий-конкурентов; спроса на товары, производимые или продаваемые предприятием; конъюнктуры рынка; новых потребностей и технологий на рынке товаров и др.
10
Качество этих прогнозов определяется квалификацией прогнозиста и полнотой использования объективной информации.
Зная прогнозы развития экономики, спроса и предложения, новых технологий, состояния конъюнктуры и др., предприятию легче определиться со своей стратегией развития и разработать политику действий в области маркетинга, инвестиций, инноваций и кадров. Основополагающим в этой группе прогнозов является прогноз спроса.
Ко второй группе относятся прогнозы большей части объемных и качественных показателей деятельности предприятия. Чем важнее показатель, тем выше вероятность того, что его планирование будет построено на основе прогноза, то есть объективно складывающихся тенденций рынка и условий деятельности.
Прогнозирование показателей деятельности предприятия призвано определить цели на перспективу. Вначале может быть полезен прогноз возможного состояния предприятия в будущем, которое сложится под влиянием внешних условий деятельности, а затем уже его проработка по вариантам, согласно желаемым целям хозяйствования. Лучший вариант такого прогноза в дальнейшем может стать основой планирования. Реальная польза подобного прогноза для предприятия состоит в обоснованности перспективных целей деятельности, а также действий по их достижению.
Предприятие может разрабатывать следующие основные виды прогнозов состояния среды: экономический; спроса и объема сбыта; технологический; объема инвестиций; хозяйственного риска.
Экономический прогноз представляет информацию о будущем состоянии экономики страны, территориального бассейна или конкретного геополитического региона. Возможен экономический прогноз по отдельной сфере, например, в области финансов, банковской деятельности, налогообложения, то есть по различным факторам, влияющим на развитие любого вида предпринима-
11
тельства.
Прогноз спроса является частью экономического прогноза, но имеет самостоятельное значение. Прогноз спроса основывается на опубликованных или рассчитанных специализированным учреждением данных, но составляется на уровне предприятия, отражая его конкретные условия деятельности. Прогноз спроса (объема продажи) определяет реальный уровень спроса на товары предприятия в будущем. Именно он будет положен в основу прогноза сбыта, объема продажи, а далее – всех остальных экономических обоснований предприятия: прибыли, капитала, затрат, персонала. Прогноз спроса окажет влияние на все последующие расчеты предприятия: что надо производить, в каком объеме, кому и по какой цене продавать, какие для этого потребуются инвестиции, какую можно ожидать прибыль и рентабельность.
Технологический прогноз охватывает уровень технического прогресса или будущее состояние технологического развития в сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность предприятия. Например, предприятие, занимающееся производством или продажей компьютеров, должно знать прогноз технических возможностей по расширению объема памяти на дисках. Прогноз технологических прорывов подскажет предприятию, нужно ли: а) проводить интенсификацию существующих мощностей; б) увеличивать инвестиции в расширение уже имеющегося производства; в) ориентироваться в будущем на новые технологические проекты. Прогноз технологий тесно связан с прогнозом инвестиций.
Таким образом, главной задачей прогнозирования внутри предприятия является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях с складывающимся обстоятельствам бизнеса. Прогноз нужен предприятию для выигрыша в перспективной борьбе за рынок. Экономическое предвидение помогает понять перспективу новых идей, полезных для предпринимательства. Прогнозы показателей внешней среды являются
12
исходными для всех последующих экономических расчетов предприятия.
1.3.Сущность и методы планирования
План – это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени, средствам.
Планирование – один
из экономических методов
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.[9]
Планирование служит для подготовки принятия решений. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развития субъекта хозяйствования в перспективе. Планирование способствует поддержке определенных планомерностей, сбалансированности в экономической деятельности предприятия.
Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.
Планирование включает следующие стадии:
- определение конечных и промежуточных целей;
- постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей;
- определение методов
и способов их выполнения
- контроль за ходом реализации плана;
13
- анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.
Планирование является основой эффективной деятельности предприятий, оно выполняет следующие функции:
- ориентирует руководителей на перспективное мышление;
- способствует четкой
координации различных
- устанавливает оптимальные
показатели хозяйственной
- позволяет объективно оценить потенциал и соотнести его с постановленными целями;
- делает предприятие
более подготовленным к
- выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;
- наглядно показывает
взаимосвязь между всеми
- позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики перспективного и текущего развития предприятия, что повышает эффективность трудового процесса.
Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов и способов разработки планов хозяйственного развития как по предприятию в целом и его структурным подразделениям, так и в разрезе временных периодов с целью обеспечения их взаимосвязи и преемственности.[5]
Существует несколько методов планирования:
14
ную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкостью производственной программы, с численностью работающих и другими ресурсами;
2) расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет влияния различных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем;
3) экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели, отражающие зависимость количественных параметров (показателей) от влияния основных факторов, подготовить несколько вариантов плана и выбрать наиболее оптимальный;
4) графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда;
5) сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.;
6) программно-целевые методы позволяют составить план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. На основе ранжирования целей (генеральная цель – стратегические и тактические цели – программы работ) составляется программа типа «дерево целей» как исходная база для формирования
15
системы показателей программы и оргструктуры управления ею.
1.4.Классификация планов
В деятельности субъекта хозяйствования используются различные планы. Их классификация подчиняется задачам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль согласно предназначению.
Планы различаются по следующим параметрам:
1) по степени принуждения к исполнению:
- индикативные (рекомендательные);
- обязательные (директивные);
2) по продолжительности:
- долгосрочные (планы-прогнозы) от 10 до 15 лет;
- перспективные (среднесрочные) от 3 до 7 лет;
- краткосрочные – годовые;
- оперативные – десятидневные, месячные, квартальные;
3) по способу разработки и исполнения:
- твердые планы, действующие на протяжении данного периода;
- скользящие – в рамках среднесрочных программ, которые могут уточняться;
4) по масштабам и зонам применения на уровнях:
- отделенческие (бригадные, цеховые, отделов и служб);
- предприятия (организации, фирмы);
- региона, области, края;
- общенациональные –
целевые программы,
16
5) по содержанию плановых решений:
- стратегические – ориентированы на долгосрочную перспективу, определяют основные направления развития предприятия;
- тактические – ориентированы на создание предпосылок для реализации новых возможностей;
- оперативно-календарные – направлены на реализацию новых возможностей;
- бизнес-планы – предназначены для оценки целесообразности того или иного мероприятия;
6) по сферам планирования: планирование производства, сбыта, персонала и др.
Планирование тесно связано с прогнозированием, в комплексе они представляют собой две неразрывно связанные стадии единого процесса. Прогнозирование предшествует планированию. Прогнозирование носит многовариантный характер, т.е. осуществляется не в виде единственной последовательности процессов, а путем построения различных вариантов прогноза и выбора из них наиболее оптимальных.
На уровне предприятия (организации) планирование имеет в основном внутренний характер и заключается в разработке плана производства. План производства (производственная программа) разрабатывается на предприятиях, выпускающих продукцию для реализации или выполняющих отдельные виды работ. Производственная программа – это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте соответствующего качества и количества в натуральном и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц). Производственная программа принимается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам и кварталам, а при необходимости определяется содержанием договора с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Она включает всю развернутую номенклатуру и
Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия