Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:55, курсовая работа
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, которой определяют объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.
ВВЕДЕНИЕ
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, которой определяют объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.
Таким образом, грамотный подход к управлению производственной программой предприятия, а также разработка инструментария, позволяющего оперативно реагировать на изменение конкурентной обстановки и спроса потребителей, тактических и стратегических целей и приоритетов предприятия, становится ключевым аспектом успешного функционирования предприятий на рынке.
Среди аспектов управления производственной программой предприятия наибольшее значение приобретает ее формирование и оптимизация, как два взаимосвязанных процесса органично дополняющих друг друга. Если формирование представляет собой процесс создания данной программы, то оптимизация является механизмом совершенствования и привидения системы в новое улучшенное состояние в зависимости от выбранных критериев с учетом имеющихся ограничений.
Сложность исследуемой проблемы, важность роли оптимизации производственной программы, наличие неизученных вопросов, необходимость дальнейших научно-теоретических, методических и практических разработок, обусловили актуальность темы курсовой работы.
Цель работы - выработка теоретических и практических рекомендаций и мероприятий по оптимизации производственной программы предприятия.
Поставленная цель предопределила основные задачи исследования:
Объектом исследования является КУП «Экспериментальная база «Стреличево».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации производственной программы предприятия, и проблемы ее оптимизации.
Данные для исследования взяты из
Глава 1
Теоретические основы оптимизации производственной программы предприятия
1.1Сущность
и основные показатели
Производственная программа – это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период.
Производственная программа важнейший раздел бизнес-плана, определяет возможный объем производства и реализации продукции, который соответствует по номенклатуре и качеству требованиям потребителя. Исходным началом, предшествующем составлению программы производства предприятия, является исследование рынка, позволяющее определить общественные потребности в конкретных видах продукции, работах, услугах. Производственная программа определяется предприятием самостоятельно на основе свободного спроса на продукции, заказов потребителей и заказов государства.
Государственный заказ доводится предприятиям, выпускающим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. В Республике Беларусь задания государственного заказа подлежат обязательному включению в производственную программу.
При разработке производственной программы предприятие должно соблюдать следующие принципы:
- максимальное использование оборудования, имеющихся материальных и трудовых ресурсов;
- обеспеченность
продукции заказами или
- конкурентоспособность продукции на рынке.
Производственная программа разрабатывается в натуральных (условно-натуральных), стоимостных и трудовых показателях. Каждый из них имеет свое назначение и применение,
Натуральные показатели – количественное выражение продукции в физических единицах (штуки, комплекты, тонны, киловатт-часы, километры, метры и др.).
Для характеристики объемов производства в натуральном выражении используется система натуральных показателей: простые (тонны, штуки, метры и т.д.); двойные (погонные и квадратные метры (ткани), тонны и квадратные метры (бумага), тонны и погонные метры (трубы) и т.д.); условно-натуральные – (т.у.б. (тысяча условных банок), тонна условного топлива, тысяча условного кирпича).
На основе натуральных
показателей устанавливаются
Однако использование натуральных показателей имеет следующие ограничения: применяются только на предприятиях, выпускающих однородную продукцию; не учитывают изменения в объеме незавершенной продукции; не учитывают изменения качества выпускаемой продукции.
На практике границы применения натуральных показателей значительно расширяются с помощью условно-натуральных измерителей. Условно-натуральные показатели применяются на предприятиях, выпускающих несколько видов или марок однородной продукции, которая приводится к одному виду принятому за базу. Объем производства в этом случае определяется в условных единицах, для перевода в которые применяются коэффициенты. Расчет коэффициентов перевода проводится на основе одного из трех способов: по полезности производимой продукции; по мощности; по трудоемкости производимой продукции.
В процессе разработки производственной программы все объемные расчеты ведутся по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – это укрупненный перечень наименований изделий. Номенклатура на уровне государства используется для оценки обеспеченности страны определенными видами продукции. Она является обязательным статистическим отчетным показателем.
Ассортимент – это набор разновидностей продукции внутри номенклатуры, ее состав по типоразмерам, сортам, маркам, фасонам. Ассортимент используется предприятием при включении договоров с заказчиками, внутреннем планировании.
Однако план производства в натуральных показателях не позволяет определить общий объем и структуру производства, а также рассчитать доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Для этого рассчитывается план производства в стоимостном выражении. Основой для его расчета служит выпуск продукции в натуральном выражении.
Стоимостные показатели – объем производимой продукции определяется в денежных единицах. При использовании данных показателей измерителем объема продукции выступает цена.
Объем производства в стоимостном измерении можно исчислять на уровне предприятий, выпускающих разнородную продукцию.
Существует
целая система стоимостных
1)товарная продукция (ТП);
2) реализованная продукция (РП);
3) валовая продукция (ВП);
4) чистая продукция (ЧП);
5) условно-чистая продукция (УЧП);
6) валовой и внутренний товарооборот.
Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ непромышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
Для расчета динамики изменения объема производства продукции используются сопоставимые цены (для устранения инфляционного фактора). Для этого одинаковая продукция двух сравниваемых периодов рассчитывается в ценах действующих на 1 января планового года. Объем производства продукции в сопоставимых ценах является обязательным статистическим отчетным показателем для предприятий всех форм собственности и используется на уровне государства при расчете совокупного общественного продукта, национального дохода.
В отличие от товарной продукции показатель объема реализованной продукции более полно характеризует степень участия отраслей и предприятий в процессе расширенного производства. Факт реализации свидетельствует о том, что данная продукция действительно нужна обществу для удовлетворения его потребностей. При этом очень важно, чтобы выполнение плана по реализации продукции сопровождалось выполнением заданий по ее выпуску в натуральном выражении.
Реализованная продукция - это поставленная предприятием товарная продукция заказчику, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими (на расчетный счет за продукции поступили денежные средства или оприходованы товарно-материальные ценности по бартерной сделке). Объем реализованной продукции можно определить по следующей формуле:
РП=ТП + Он.п.1 – Он.п.2,
Где Он.п.1 – объем нереализованной продукции на начало планового периода;
Он.п.2 – объем нереализованной продукции на конец планового периода.
Параллельно с понятием «реализованная продукция» используется термин «выручка от реализации продукции». В состав выручки от реализации продукции включается оплаченная товарная продукция и выручка от продажи материально-технических ценностей, неиспользуемых предприятием. Показатель выручки от реализации продукции используется при расчете фактической прибыли или убытка, по нему определяется конечный финансовый результат работы предприятия. Он является обязательным в статистической отчетности предприятия,
Валовая продукция – вся продукция, произведенная предприятием за определенный период независимо от степени ее готовности (с учетом изменения остатков незавершенного производства).
Валовая продукция отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Это единственный оценочный показатель деятельности предприятия, в объем которого включаются не только готовые изделия, но и незавершенное производство и изменение остатков полуфабрикатов.
Незавершенное
производство — незаконченная производством
продукция в одних цехах
Объем валовой продукции можно определить по следующей формуле:
ВП = ТП – Нп1 + Нп2,
где Нп1 – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов своего производства на начало планового периода;
Нп2 – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов своего производства на конец планового периода.
Изменение остатков незавершенного производства учитывается только на предприятиях с длительным (более двух месяцев) производственным циклом и на предприятиях, где незавершенное производство велико по объему и может резко изменяться по времени.
Валовая продукция рассчитывается только в сопоставимых ценах и применяется для учета и планирования затрат на производство, для определения потребности в материальных ресурсах, численности работников, а также для установления динамики продукции и пропорций в развитии отраслей.
Следует иметь в виду, что оценка деятельности предприятий по показателю валовой продукции имеет ряд недостатков: на ее величину могут влиять кроме остатков незавершенного производства также стоимость потребленных в производстве предметов труда. Неоправданное увеличение незавершенного производства, снижение качества продукции и изменение ее ассортимента могут создать видимость успешной работы предприятия. Кроме того, этот показатель не создает заинтересованности у предприятий в снижении материалоемкости продукции. В силу этих обстоятельств он был исключен из оценочных показателей деятельности предприятий.