Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:55, курсовая работа
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, которой определяют объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.
Для всех трех показателей объема продукции характерно то, что они определяются в ценах, включающих в себя наряду с вновь созданной стоимостью перенесенную стоимость средств производства (основных и оборотных фондов). Чем больше материалоемкость изделий, тем при прочих равных условиях выше его цена и, следовательно, выше объем производства в стоимостном выражении. С целью устранения этого недостатка предприятия рассчитывают показатель чистой продукции.
Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимотсь и представляет собой часть цены изделия, включающую заработную плату (З), отчисления на социальные нужды (Ос) и прибыль (П):
ЧП = З + Ос + П или ЧП = ТП – Мз,
где МЗ – величина материальных затрат, включая амортизационные отчисления.
Условно-чистая продукция также характеризует вновь созданную стоимость, но при ее расчете учитываются амортизационные отчисления (А):
УЧП = З + Ос + А + П.
Для характеристики
объема производства на предприятии
могут применяться
Показатели чистой и условно-чистой продукции отражают собственный вклад предприятия в производство продукции, исключают повторный счет материальных затрат, но отличаются сложностью расчетов.
Валовой товарооборот – суммарная стоимость всех видов продукции предприятия независимо от того отпущена ли она на сторону или использована для дальнейшей обработки на предприятии. Включает в себя стоимость продукции, вырабатываемую основными и вспомогательными цехами, стоимость услуг обслуживающих цехов, изменение остатков незавершенного производства. Расчет валового товарооборота ведется по себестоимости.
Внутренний товарооборот – это сумма продукции и услуг цехов, используемых внутри предприятия. Он определяется как разность между валовым товарооборотом и валовой продукцией.
Трудовые показатели – объем производства продукции, рассчитанный по трудоемкости в нормо-часах (человеко-часах). Трудоемкость продукции определяется технологическими особенностями ее производства на данном предприятии. Объем производства, измеренный при помощи трудовых показателей, дает представление о количестве живого труда, затраченного на производственную программу. Недостатком использования данного измерителя искусственное завышение размеров производственной программы при использовании большого количества малоквалифицированного и ручного труда.
1.2 Факторы
и резервы оптимизации
Для осуществления эффективной производственной программы предприятия используют труд людей, машин и оборудования, производственные здания и сооружения, сырье, различные материалы, природные ресурсы и др.
Сырьё и материалы образуют предметы труда, а машины, оборудования, здания, сооружения и др. – средства труда. При помощи последних рабочий воздействует на предметы труда, превращая их в готовые товары и полуфабрикаты. Следовательно, труд, предметы труда и средства труда представляют собой вводимые факторы производства. Их наличие является необходимым условием функционирования производственного процесса. Совокупность предметов и средств труда представляет собой физический капитал предприятия. Он подразделяется на основной и оборотный. К основному относятся машины, оборудование, здания, сооружения и др. средства труда, а к оборотному – запасы сырья, материалов, полуфабрикатов и др. предметов труда (4, с.68).
Изменение объема потребительского спроса вынуждает предприятие увеличивать или сокращать выпуск продукции. Его объем зависит от количества используемых факторов производства. Объемы одних из них могут быть изменены достаточно быстро, а для изменения других требуется более длительный период времени. Так для увеличения численности рабочих при наличии рынка рабочей силы не требуется длительного времени. За короткий период можно изменить и количество используемого сырья и материалов. Увеличить же размеры предприятия за такое же время невозможно.
Установленное в производственной программе задание по объему выпуска продукции может быть выполнено при условии обеспечения производства необходимым количеством производственных ресурсов (факторов): трудовых, материальных и основного капитала. Основной капитал является определяющим производственную мощность предприятия.
Под производственной
мощностью предприятия
Для формирования оптимальной производственной программы предприятия необходимо увеличивать выпуск и реализацию продукции.
Результатом производственной деятельности предприятия является запланированный объём выпуска продукции. Увеличение объема выпуска продукции, при прочих равных условиях, обуславливает увеличение прибыли, увеличение прибыли - рост рентабельности хозяйственной деятельности.
Факторы, влияющие на увеличение выпуска продукции, можно классифицировать по нескольким признакам:
По содержанию выделяют технические и технологические факторы.
К техническим можно отнести, например, внедрение новой прогрессивной техники, механизация и автоматизация производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда.
К технологическим – изменение ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости.
По сфере своего действия факторы подразделяются на внутрипроизводственные и отраслевые.
К внутрипроизводственным относятся факторы, действующие на предприятиях всех отраслей народного хозяйства. Все их многообразие сводится к следующим укрупненным группам: повышению технического уровня производства, совершенствованию управления, организации производства и труда, изменению объема и структуры производства.
По месту возникновения факторы делятся на внешние (независящие от предприятия) и внутренние (зависящие от предприятия).
На увеличение выпуска продукции независимо от предприятия может повлиять политическая и экономическая обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы. К внутренним можно отнести производственную структуру предприятия; структуру управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла.
По назначению выделяют основные и второстепенные факторы.
Данная группа факторов зависит от специализации предприятия. Если рассматривать материалоемкое производство, например, мясоперерабатывающее предприятие, то к основным можно отнести следующие факторы: цены на материальные ресурсы и расход сырья и других материалов; техническая вооруженность труда; технологический уровень производства; норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции; организация производства и труда. В меньшей степени на увеличение выпуска продукции повлияет структура управления; природно-климатические условия; заработная плата производственных рабочих; и другие факторы.
Можно выделить следующие основные направления увеличения выпуска продукции промышленного предприятия:
1. Повышение
технического уровня
2. Совершенствование организации производства и труда. Увеличение выпуска продукции может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства; совершенствования управления производством; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
3. Улучшение
использования природных
4. Отраслевые и прочие факторы: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.
5.Следующий
фактор, влияющий на выпуск продукции
– это производительность
Резервы роста объема
производства – это количественно
измеримые возможности его
1. Приращение продукции
в результате создания
где DN - приращение объема продукции; DМ - дополнительные рабочие места; В0 - среднегодовая выработка рабочего.
2. Приращение объема продукции от ввода нового оборудования:
где DN - приращение объема продукции;
n – количество единиц вновь вводимого оборудования;
T1фi - полезное время работы каждого вида оборудования (машино-час);
B0фi - выработка продукции за 1 машино-час каждого вида оборудования.
3. Приращение объема продукции от ликвидации потерь рабочего времени:
DN (Л.пот) = Тпот * В ,
где DN - приращение объема продукции;
Тпот - количество потерянных часов рабочего времени;
В - среднечасовая выработка.
4. Приращение объема продукции от ликвидации потери времени работы оборудования (рассчитывается аналогично п.3).
5. Приращение продукции от
где DN - приращение объема продукции;
T1i - время работы в отчетном периоде i-го вида оборудования;
B1 , B0 - выработка продукции до и после внедрения новых технологий.
6. Приращение выпуска продукции
в результате улучшения
где DN - приращение объема продукции;
DВч - прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда;
T1å - количество часов, отработанное всеми рабочими.
7. Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий:
где DN - приращение объема продукции;
Н1, Н0 нормы расхода сырья и материалов соответственно до внедрения i-го мероприятия и по плану с учетом предполагаемого внедрения этого мероприятия;
p0 - плановая цена единицы сырья и материалов;
Q0 - планируемый выпуск продукции.
На изменение объема реализованной продукции оказывают влияние следующие факторы (рис.1.1):
- изменение объема товарной продукции;
- изменение остатков готовой продукции на складе;
- изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.
Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного факторного анализа.