Производственные затраты предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические и методологические аспекты учета затрат на производство, действующую практику организации учета затрат в ОАО «Консервный завод «Саранский» и разработать предложения по совершенствование учета затрат и повышение эффективности деятельности
Задачами данной работы являются:
– охарактеризовать понятие затрат и их роль в современных условиях хозяйствования;
– изучить состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции;
– изучить организацию синтетического и аналитического учета затрат на ОАО «Консервный завод «Саранский»;
– изучить учет формирования себестоимости продукции;
– дать рекомендации по совершенствование учета затрат и повышение эффективности деятельности на ОАО «Консервный завод «Саранский».

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические и методологические аспекты учета затрат на производство 8
1.1 Понятия затрат и их роль в современных условиях хозяйствования 8
1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции 13
1.3 Планирование и анализ затрат на предприятии 22
2. Действующая практика организации учета затрат в практике ОАО «Консервный завод «Саранский» 34
2.1 Организация синтетического и аналитического учета затрат на предприятии 34
2.2 Учет формирования себестоимости продукции 39
3. Совершенствование учета затрат и повышение эффективности
деятельности на ОАО «Консервный завод «Саранский» 46
3.1 Основные направления снижения себестоимости продукции 46
3.2 Предложения по совершенствованию учета затрат на производство 52
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение А 64

Файлы: 1 файл

fedoskina.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Вышеприведенная классификация  затрат в условиях функционирования отечественных предприятий наилучшим  образом проявляет себя в виде производственных и периодических  затрат.

Разделение затрат на производственные и периодические основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции [18, c. 353]. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.

Такая группировка затрат редко встречается в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем, она давно и широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой, так как получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов производства, цен и себестоимости продукции.

По технико–экономическому назначению различают основные (технологические) и накладные расходы.

Основные (технологические) расходы – непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся первые шесть статей затрат: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

Накладные – связаны  с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации  в целом и управлением ими.

В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные.

Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

Процесс управления на предприятии  включает в себя не только прогнозирование, планирование, учет и анализ затрат, но и регулирование и контроль их уровня. Для этих целей применяется следующая классификация затрат: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм и по отклонениям от них; контролируемые и неконтролируемые.

По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть  в отчетах об исполнении сметы  по центрам ответственности. Это  позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

На результаты деятельности предприятия существенное влияние  оказывает деление затрат на производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные).

Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.

Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно–материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Контролируемые – это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления [18, c. 418]. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими–то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.

Неконтролируемые – это затраты, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, изменение цен на топливно–энергетические ресурсы и т.п.

Таким образом, для того, чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять «узкие места» в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения.

 

1.3  Планирование и анализ затрат на предприятии

 

При характеристике планирования английский ученый Акоф подчеркнул, что «план – это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения». Исходя из высказывания, можно заключить, что целью планирования затрат является определение возможностей наиболее эффективного расходования ресурсов (материальных, трудовых и денежных).

По срокам различают  следующие виды планирования себестоимости  продукции (работ, услуг):

1. перспективное (охватывает период более трех лет);

2. среднесрочное (от  двух до трех лет);

3. краткосрочное или  текущее (до одного года).

Целью перспективного планирования является управление будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели в  длительном периоде. А краткосрочное  планирование, или составление сметы, должно отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми предприятие располагает на данный период [14, c. 112].

Планирование расходов связано с разработкой следующих  бюджетов: продаж; коммерческих расходов; прямых затрат на материальные нужды; производственных накладных расходов; прямых затрат на оплату труда; управленческих расходов.

Важное значение в  бюджетировании имеет разработка основных элементов операционного бюджета. Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно–хозяйственной цели.

Суммирование всех видов  расходов позволяет определить их совокупную величину по промышленному предприятию.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции  осуществляется различными методами, которые зависят от общеэкономических  условий, масштабов предприятия  и его деятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого  учета. Так, на предприятиях, производящих различную продукцию себестоимость планируется в виде определенного размера затрат на рубль товарной продукции в оптовых ценах, в то время как предприятием, вырабатывающим один вид продукции плановая себестоимость устанавливается в абсолютной сумме на единицу изделия [12, c. 213].

При учете затрат в  разрезе постоянных и переменных расходов планируются переменные затраты. Планируемая сумма переменных затрат определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции на планируемый  объем выпуска продукции в натуральном выражении. Постоянные расходы принимаются в фактической величине.

В планировании применяется  метод формирования плановой себестоимости  на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому  элементу осуществляются разработки и планируются затраты, исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости [16, c. 413].

Все промышленные предприятия  независимо от их организационно–правовых форм и собственности должны осуществлять калькулирование себестоимости продукции.

Смета затрат на производство является важнейшим документом при  планировании себестоимости. Текущая (годовая) смета затрат входит составной  частью в бюджет предприятия. Большую  часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском продукции. Смета позволяет выявить направление расходов, т.е. определить, какая их часть связана с выпуском готовой продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного характера. На основе сметы затрат на производство определяется прибыль от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных средствах.

Основной целью планирования себестоимости является определение  оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выявлением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при планировании себестоимости решают следующие задачи:

  1. Выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство;
  2. Обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство;
  3. Определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным (в процентах) [29, c. 315].

Следовательно исходным моментом в планировании себестоимости  продукции является изыскание возможностей ее снижения и их обоснование, разработка сметы затрат на производство, а также определение уровня себестоимости отдельных видов продукции, т.е. составление плановых калькуляций.

Известно несколько  методов планирования себестоимости:

  • Первым методом является нормативно–балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции;
  • Вторым методом планирования себестоимости является расчетно–аналитический (по факторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния технико–экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико–экономических факторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным.

Следует отметить, что  суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно–балансового и расчетно–аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде [10, c. 178].

Для достижения оптимальных финансовых результатов необходимо не только абсолютное планирование величины затрат, но и определение их в рациональной структуре. Выбор наиболее подходящего для конкретных условий варианта формирования затрат предприятия является важнейшей задачей финансовой службы предприятия.

Следующим элементом  управления затратами является их анализ, следовательно перейдем к изучению анализа расходов на производство и  реализацию продукции на предприятии.

Целью анализа расходов на производство отдельных видов  и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отдельный отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии затрат и уменьшения себестоимости в расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и в перспективе.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости  выпускаемой продукции промышленное предприятие:

  1. Изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции;
  2. Оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;
  3. Сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;
  4. Исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию;
  5. Изучает показатели вклада на покрытие запаса финансовой прочности и операционного рычага;
  6. Оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты – с плановой сметой;
  7. Определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;
  8. Устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.).

Информация о работе Производственные затраты предприятия