Пути выхода предприятия из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по предотвращению кризисного положения на предприятии.
В связи с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования стратегии выхода предприятия из кризисного положения;
- провести анализ возможных причин кризиса на предприятии;
- разработать рекомендаций по предотвращению кризисной ситуации на предприятии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСА
1.1 Сущность кризисных ситуаций на предприятии…………………….4
1.2 Факторы, которые обуславливают возникновение кризисных явлений и угрозу банкротства предприятия…………………………..9
1.3 Методы преодоления кризиса на предприятии……………………..13
ГЛАВА II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОАО «Боровская птицефабрика»
2.1 Характеристика предприятия как объекта исследования………….23
2.2 Анализ проблем и диагностика причин несостоятельности предприятия……………………………………………………………………...29
2.3 Разработка рекомендаций по преодолению кризиса на предприятии……………………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..40

Файлы: 1 файл

Пути выхода предприятия из кризиса.docx

— 83.53 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

« ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА »

 

Кафедра национальной экономики и

менеджмента

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: основы менеджмента

на тему: «Пути выхода предприятия из кризиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСА

    1.  Сущность кризисных ситуаций на предприятии…………………….4
    2. Факторы, которые обуславливают возникновение кризисных явлений и угрозу банкротства предприятия…………………………..9
    3. Методы преодоления кризиса на предприятии……………………..13

ГЛАВА II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОАО «Боровская птицефабрика»

2.1 Характеристика предприятия как объекта исследования………….23

2.2 Анализ проблем и диагностика причин несостоятельности предприятия……………………………………………………………………...29

2.3 Разработка рекомендаций  по преодолению кризиса на предприятии……………………………………………………………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы обуславливается тем, что в условиях современной рыночной экономики многие организации нуждаются в выявлении методов выхода из кризисной ситуации или стратегии предотвращения такой ситуации.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по предотвращению кризисного положения на предприятии.

В связи с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:

-  рассмотреть теоретические основы формирования стратегии выхода предприятия из кризисного положения;

- провести анализ возможных причин кризиса на предприятии;

- разработать рекомендаций по предотвращению кризисной ситуации на предприятии

Предмет исследования - формы и методы реализации стратегии выхода предприятия из кризисного положения. Объектом исследования является ОАО «Боровская птицефабрика».

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСА

    1. Сущность кризисной ситуации на предприятии

В любой организации существует вероятность возникновения кризисной ситуации. В переводе с греческого слово «crisis» означает  «тяжёлое переходное состояние, коренной перелом».

По мнению А.И. Ильина, необходимо различать понятия «кризисная ситуация», «кризисное состояние» и непосредственно «кризис».

- Кризисной ситуацией в организации является любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, которое вызывает стрессовые реакции персонала и характеризуется необходимостью принятия управленческих решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствий.

- Кризисное состояние организации – это состояние, характеризующееся необратимостью отдельных процессов, вызванных кризисной ситуацией, требующих более масштабного вмешательства с целью предупреждения их перерождения в кризис.

- Кризис же традиционно воспринимается как состояние организации, предшествующее банкротству, убыточность производства и неплатежеспособность организации. На основании данного подхода выделяют четыре формы кризиса: снижение рентабельности и объемов прибыли, убыточность производства, истощение или отсутствие резервных фондов, неплатежеспособность [6, c.57-59].

В экономике существует множество определений понятия кризиса  на предприятии, разные учёные трактуют его по-разному. В частности,  Р. А. Попов, даёт следующее определение: «Кризисное состояние организации - это такое ее положение, в котором базовые параметры - платежный баланс, объемы производства и продаж, трудозанятость персонала - находятся в неустойчивом состоянии, из которого она может быть выведена внутренними или внешними воздействиями, следствием чего становится переход ее в другое качество» [15, c.45].

В антикризисном управлении, кризис - это прекращение  нормального процесса и событие, которое ставит под угрозу стабильность организации, а так же серьёзное событие, которое может навредить репутации компании.

Некоторые авторы определяют кризис через описание его характеристик. Например, Н. А. Горелов говорит о том, что кризис сопровождается:

А) наличием угроз для реализации наиболее важных целей организации;

Б) дефицитом времени для принятия решений по урегулированию кризиса;

В) давлением окружающих на лиц, принимающих решения» [4, с.56].

В любом случае кризисная ситуация характеризуется тремя важными составляющими:

1.Сила: чем больше отрицательное  отклонение от нормального состояния  системы, тем сильнее, кризис.

2.Масштаб: чем большая  часть системы охвачена кризисом, тем обширнее его распространение.

3.Длительность: чем дольше  система находится в кризисном  состоянии, тем более тяжёлыми могут оказаться его отрицательные последствия.

Наиболее полное представление признаков кризиса дает нам Винер и Каан. С помощью 12 признаков Винеру и Каану удалось наиболее полно описать понятие кризиса. На их взгляд, кризис:

1. Часто переломный пункт  в развивающейся смене событий  и действий.

2. Он часто образует  ситуацию, при которой огромное  значение играет неотложность/срочность  действий.

3. Он угрожает целям  и ценностям.

4. Его последствия носят  тяжелый характер для будущего  задействованных в нем участников.

5. Он состоит из событий, которые создают новые условия  для достижения успеха.

6. Он привносит неопределенность  в оценку ситуации и в разработку  необходимых альтернатив для  преодоления кризиса.

7. Он снижает контроль  над событиями и влиянием на  них.

8. Он снижает время  на реакцию до минимума, вызывает  стресс и страх у участников.

9. Имеющаяся в распоряжении  участников информация, как правило, недостаточна.

10. Он вызывает нехватку  имеющегося в распоряжении у  участников времени.

11. Он меняет отношения  между участниками.

12. Он повышает напряжение, особенно в политических кризисах, которые затрагивают нации [13, c.56].

Выше перечисленных признаков вполне достаточно для того, чтобы в полной мере охарактеризовать кризис.

Существует очень много классификаций кризиса в организации.

Патрик Тэрбин приводит следующую классификацию:

1) «кризис для собственников» - характеризуется ухудшением общего финансово-экономического положения, которое пока не влияет на расчеты с кредиторами. То есть, собственники предприятия не получают ожидаемый доход от инвестиций (он меньше, чем доход от какого-либо другого альтернативного источника, взятого в качестве базы для сравнения);

2) «кризис для кредиторов» - характеризуется несвоевременным или неполным удовлетворением требований кредиторов. Хотя, в этой ситуации предприятие ещё является самостоятельно действующим хозяйствующим субъектом и управляется собственником через  наемного менеджера;

3) «законодательное регулирование» - наступает, когда арбитражный суд возбуждает процедуры банкротства в отношении организации-должника,

В такой ситуации для того, чтобы защитить интересы кредиторов, возможность собственников управлять предприятием ограничена законодательно [14, с. 109-113 ].

Н. Том и И. Кац выделяют следующие группы кризисов:

1) кризис ликвидности - реальная потеря платежеспособности, (если на принять срочные меры, предприятие будет вынуждено уйти с рынка);

2) кризис успеха - сопровождается негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж,  прибыли, рентабельности и т. д.);

3) кризис стратегии – характеризуется сбоями в развитии организации, снижается потенциал успеха, снижается конкурентоспособность, хотя положение предприятия в данный момент может казаться удовлетворительным [18, c.48].

Так же выделяют кризисы хозяйствующего субъекта, в зависимости от стадии развития организации:

1) кризис лидерства - наступает в конце первой стадии развития организации «развития на основе творчества», при этом возникает острая необходимость в генерации главных идей, функций и направлений деятельности;

2) кризис автономии – наступает в конце второй стадии развития организации «развития, основанного на управлении», при этом уровень бюрократизации предприятия превышает допустимый уровень;

3) кризис контроля – проявляется в конце третей стадии «развитие, основанное на делегировании полномочий» сопровождается плохой управляемостью (контролем) организацией, за ним следует новая стадия эволюционного развития организации – «развитие, основанное на координации», которая, по мнению Т.П. Лобановой является лучшим временем для проведения структурных преобразований;

4) кризис границ - наступает, когда организация оказывается перед угрозой распада на отдельные структурные подразделения

5) кризис психологической усталости - является последним кризисным явлением в процессе эволюции предприятия, за которым следует либо смерть организации, либо переход ее в качественно новое состояние.

 По природе выделяют:

1) циклические;

2) нециклические.

Циклические кризисы в свою очередь дифференцируются в зависимости от длительности цикла:

а) короткие - 3 года и 4 месяца;

б) средние - 10 лет;

в) длинные - 48-55 лет [7, c.46].

Можно сделать вывод о том, что в любой организации есть вероятность возникновения кризиса. Чтобы этого не допустить необходимо принимать меры при первых его проявлениях на этапе появления кризисной ситуации.

Антикризисную стратегию необходимо разрабатывать в зависимости от типа кризиса, особенностей предприятия и условий внешней среды.

 

 

 

    1. Факторы, которые обуславливают возникновение кризисных явлений и угрозу банкротства предприятия

 

Как отмечает, В.В. Уваров, фактор кризиса - это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

Все факторы, влияющие на возникновение кризисных ситуаций можно разделить на два типа:

- внешние (влияние предприятия  на них ограничено либо вообще  отсутствует);

-внутренние (возникают в  процессе деятельности организации).

Внешние факторы возникновения кризиса можно подразделить на: 

  1. Социально-экономические:

- рост безработицы.

- снижение уровня жизни; 

- рост инфляции; 

Информация о работе Пути выхода предприятия из кризиса